На холостых оборотах: российскому автопрому предрекли новый кризис

Отечественные предприятия готовятся к массовым остановкам конвейеров.

Российский автопром, понесший многомиллиардные убытки из-за простоя в период карантина, сейчас вроде бы «набирает обороты». Однако оживление спроса на автомобили, судя по всему, скоро закончится, и тогда отрасль столкнется с очередным кризисом. 

Снова в строю

В отличие от дилерских центров, которые из-за эпидемии коронавируса в некоторых регионах были закрыты более двух месяцев, российские автозаводы вернулись к работе гораздо быстрее. В числе первых, к примеру, возобновил производство КАМАЗ, оценивший свои убытки за неделю простоя в 2 млрд рублей. При этом на летние месяцы челнинский автогигант планировал перейти на четырехдневный режим работы, однако из-за увеличения заказов руководство предприятия не только отказалось от этой меры, но даже перенесло корпоративный отпуск, который традиционно проходит в июле, на вторую половину августа.

В связи с оживлением спроса на авторынке отложил введение четырехдневки и АвтоВАЗ, планировавший перейти на сокращенный режим работы с конца июня. При этом загрузку предприятия на июль и август обеспечили не только организации и ведомства, осуществляющие корпоративные и государственные закупки. Как отмечают на АвтоВАЗе, положительное влияние на рыночный спрос оказали государственные меры стимулирования продаж, которые с 1 июня были усилены дополнительными программами. Тем не менее, на предприятии не берутся прогнозировать состояние российского авторынка осенью, поэтому в конце августа намерены вернуться к вопросу о введении четырехдневной рабочей недели.

Петербургский завод Hyundai, являющийся крупнейшим производителем иномарок в нашей стране, до «коронакризиса» работал в три смены практически на пределе своих мощностей. Однако после карантинного простоя, с середины апреля возобновил производство в односменном режиме, в мае увеличил количество смен до двух, а в июне ввел несколько дополнительных рабочих дней. Как заявили KazanFirst в пресс-службе предприятия, к трехсменному графику планируется вернуться при стабилизации эпидемиологической ситуации в стране. 

А вот петербургский завод Toyota простаивал из-за карантина почти 1,5 месяца, из-за чего на складах у дилеров образовалась нехватка автомобилей. При этом благодаря растущему интересу покупателей к новому Toyota RAV4 предприятие вернулось к работе не только в привычном двухсменном режиме, но и сразу же ввело дополнительные смены в выходные для удовлетворения спроса на свой бестселлер.

Впрочем, несмотря на достаточно активное восстановление производства на ряде автозаводов, стоит иметь в виду, что в апреле-мае они во многом работали на склад, ведь дилерские центры в большинстве российских регионов были закрыты на карантин. С другой стороны, за это время на рынке сформировался определенный отложенный спрос, который должен быть реализован в ближайшие месяцы, учитывая что из-за сложной эпидемиологической обстановки в стране многие россияне отказались от поездок в отпуск или отложили их.

Подпорки от государства

- Несмотря на кризис и снижение доходов, за время простоя накопился отложенный спрос, который после снятия ограничений должен обеспечить автопроизводителей заказами на первое время. Но в целом, конечно, общего спада на рынке во время кризиса это не отменяет, хотя государственные меры поддержки спроса позволят смягчить глубину просадки продаж по итогам года, – говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

Действительно, правительство выделило 25 млрд рублей на поддержку автомобильной отрасли в период кризиса, что позволит в 2020 году произвести и реализовать более 220 тысяч автомобилей. Так, с июня начали действовать обновленные госпрограммы льготного автокредитования, которыми теперь могут воспользоваться семьи с одним ребенком и работники медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Кроме того, скидка в 10% на стоимость новой машины предоставляется покупателям, которые сдадут в трейд-ин имеющееся у них транспортное средство старше шести лет при условии, что они владели им не менее одного года. При этом максимальная цена автомобилей, доступных по госпрограммам, увеличена с 1 миллиона до 1,5 млн рублей, хотя это практически ничего не изменило: расширился лишь выбор доступных комплектаций, но не самих моделей. Кроме того, в ближайшее время должна быть запущена новая программа «Доступная аренда», которая предоставит скидку 25% на авансовый платеж по долгосрочной аренде машин без перехода права собственности.

В сегменте коммерческого транспорта также расширены условия льготного лизинга, предполагающего скидку покупателям в размере 10–12,5% по авансовым платежам. А помимо дополнительных закупок машин скорой помощи и школьных автобусов правительство распорядилось перенести на текущий год госзакупки автомобильной техники, которые ранее планировались на 2021-2022 годы. 

Между тем, в ожидании госзакупок и в условиях падения рыночного спроса некоторые автозаводы вынуждены вводить сокращенный режим работы и досрочно уходить в летний корпоративный отпуск. Так, например, сделал Горьковский автозавод, загрузка которого в июне упала в два раза по сравнению с прошлым годом. С июля перейдут на четырехдневную рабочую неделю Ульяновский автозавод и предприятие «Мазда Соллерс» во Владивостоке, а в августе они остановят свои конвейеры на период традиционных летних каникул. Кроме того, с 1 июля завод «Форд Соллерс» в Елабуге также перейдет на четырехдневку, однако в случае улучшения рыночной ситуации на предприятии сразу же готовы вернуться к работе в штатном режиме. 

Стоп, машина!

- Что касается объема заказов на автомобили Ford Transit, мы видим, что в 2020 году спрос сформирован, в целом, с учетом сложившейся ситуации в мире. К примеру, если малый и средний бизнес откладывают покупку автомобилей, то крупные компании, в частности интернет-магазины, резко увеличили закупку транспорта с целью оперативной доставки заказов. Так, начиная с апреля мы поставили крупную партию автомобилей Ford Transit для наших корпоративных клиентов – онлайн ритейлеров. Доля государственного заказа немного выросла за последний промежуток времени с учетом автомобилей скорой медицинской помощи для медицинских служб регионов страны, произведенных по распределению правительства РФ, – рассказали KazanFirst в пресс-службе «Форд Соллерс Елабуга».

Как отмечает Алексей Калачев, государственный заказ замещает собой упавший коммерческий спрос. Но понятно, что перенесенные на более ранний срок госзакупки снизят загрузку автопрома в будущем, ведь не факт, что впоследствии рыночный спрос полностью восполнит уже исполненный госзаказ. 

В связи с этим участники отрасли ожидают падения российского автопрома по итогам 2020 года как минимум на 30%, даже с учетом господдержки. Традиционно основную загрузку предприятий обеспечивают розничные продажи, а после карантина и недавнего обвала рубля покупательская способность населения заметно сократилась. К тому же большинство желающих купить новую машину поспешили сделать это еще в марте, до ожидаемого скачка цен. При этом, чтобы избегать сокращений персонала на фоне снижения производства, автозаводы продолжат прибегать к уже привычной по прошлым кризисам практике простоев конвейера и сокращенного режима работы. 

- На фоне заморозки доходов и роста безработицы россияне с очень высокой вероятностью перенесут покупки автомобилей в лучшем случае на конец текущего года. А с учетом критического сокращения количества компаний в сегменте малого и среднего бизнеса в стране не стоит рассчитывать на сохранение спроса на продукцию автопрома и со стороны корпоративных клиентов, в частности, представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Остается всем просто переждать вьюгу, кризис пришел надолго, – резюмирует топ-менеджер ИАЦ «Альпари» Андрей Лобода.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Олег
Нет чисто нашего автопрома все на зарубежных запчастях и локализованные производства
1
0
Ответить

Альберт
Постепенно Африка догоняет нас, скоро догонит и обгонит
2
0
Ответить

Антон
А что в этих грузовиках из России? Только цена.
1
0
Ответить

Марат
Хорошо что КАМАЗ наконец, начал выпускать новые модели, а не менять радиаторную решетку раз в 20 лет, но выглядят новые модели, как дешевые китайские выкидыши.
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite