«Мы преувеличиваем роль ислама в становлении татарской нации»

Участники дискуссионного клуба «Татарский квадрат» рассуждают, насколько сильно религия влияла на нациостроительство татарского народа.

Какова роль ислама в процессе нациостроительства татар России 80-90-х годов? Не переоценивается ли исламский фактор в этом процессе? Таким вопросом задались участники интеллектуального клуба «Татарский квадрат», четвёртое заседание которого прошло в резиденции креативных индустрий «Штаб». 

Историк Азат Ахунов считает, что роль ислама не просто переоценена в становлении татар как нации в конце 20 века. По его словам, можно вообще говорить, что в большей части истории татар бытовал «обрядовый ислам», если не сказать «языческий».

- Мы про ислам очень много говорим. Мне кажется, мы преувеличиваем роль ислама в жизни татар, в нациостроительстве татарского народа. Но я считаю, что «татарская нация» - она всё-таки языческая. Татарская нация не религиозная, по сравнению с народами Кавказа, - утверждает ученый. 

Эксперт придерживается мнения, что у татар в истории были на самом деле разные этапы. Например, если анализировать источник «Записки Ибн Фадлана», то можно у волжских булгар обнаружить много проявлений язычества. Бытование язычества наряду с исламом у булгар также объясняется тем, что к ним ислам пришел через Среднюю Азию, где практиковались обряды поклонения могилам святых и разного рода суеверия. 

- Я делю ислам в Татарстане на обрядовый и теологический. В разные моменты истории татар ислам был разный. У татар обрядовый ислам был большую часть их истории. С этим связана наша проблема с определением традиционного ислама. Об этом идет дискуссия как минимум 10 лет. И мы до сих пор не можем договориться, что такое традиционный ислам у татар. На Кавказе с этим уже давно определились - там есть суфийский и салафитский ислам, - сказал Ахунов. 

Ученый рассказывает, что у татар можно четко отследить, что теологический ислам наступил примерно с середины 19 века, когда в Российской империи более-менее прекратилась государственная политика по насильственной христианизации. 

Этот период продлился примерно до 30-х годов 20 века или до периода накануне Великой Отечественной войны. В это время были заметны и вели свою деятельность известные дореволюционные татарские богословы, велись соответствующего уровня теологические диспуты, писали книги и была даже пресса. 

Затем со времен укрепления в Советском Союзе государственного атеизма и преследования мусульманских деятелей теологический ислам свернулся и перешел в состояние обрядового. 

- В настоящее время теологический ислам начал возрождаться в Татарстане примерно с 2013 года, с приходом муфтия Камиля хазрата Самигуллина. Он впервые начал ставить вопросы теологического плана. Пока всё это ещё не так ярко выражено. Но, тем не менее, проблемы теологического характера начали подниматься. Сейчас мы стали отходить от суеверия и каких-то бытовых вопросов, - считает Ахунов. 

По его словам, об обрядовости ислама можно судить по наиболее распространенным и часто задаваемым вопросам населения к имамам. Зачастую людей интересует, как правильно проводить третий, седьмой и сороковой день поминания, можно ли унести домой банку краски после того, как была покрашена ограда могилы. 

- Людей не интересуют вопросы, а что будет, если будет пятикратный намаз, - сетует Ахунов. 

Обрядовая форма бытования объясняется отсутствием духовных лидеров у татар, что как раз можно было наблюдать в советское время, в том числе и в 80-90-х годах, когда татары переживали явный национальный подъем. 

- Если делить этот период на этапы, то с 1988 по 1992 год шел процесс легализации ислама, а в период с 1992 по 1998 год - его институализация. Если мы рассмотрим это как период возрождения ислама, то я считаю, что здесь не было духовного порыва со стороны религиозных деятелей и наших авторитетов. Это было чисто практическое решение, это всё было на волне вот этого движения «парад суверенитета», - добавляет Ахунов. 

Да, у населения был запрос на ислам, но сами исламские приходы из этого извлекали доходы, продавая мусульманам, например, бесплатно полученные из арабских стран книги-переводы Корана. 

Историк Дамир Исхаков решил конкретизироваться, в чем именно состояла обрядовость ислама у татар в рассматриваемый период. 

- Вообще, у татар ислам полностью не исчез, а ушел в подполье и семью. Этот обрядовый ислам и спас татарский ислам. Потому что люди собирались в меджлисы (собрания) в своих домах, Коран вместе читали, когда надо. В оврагах ритуалы Курбан-байрама совершали, - перечислял Исхаков.

По его словам, ислам более интеллектуального уровня, так называемый теологический, продолжал храниться в библиотеках, книгах и архивах. 

- Я бы не стал говорить, что обрядовый ислам такой уж плохой. Могу заявить, что в других странах обрядовая сторона ислама тоже развита, - резюмировал доктор исторических наук.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
51 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Анжелика
Так вот теперь понятно, почему у нас на каждой улице по 2 мечети) как пятерочек натыкали их
20
39
Ответить

Айрат
@Анжелика Вы живете в Татарстане, а Казань тут столица всей республики, конечно тут будет много мечетей как и мусульман, так и должно быть
42
20
Ответить

Иль
@Анжелика Многим рискуешь так говоря, следи за языком баба
13
18
Ответить

Леон
@Иль Чем она рискует?..
3
3
Ответить

Крот
@Иль А что ты ей рот закрываешь? Ты кто такой, чтобы людям указывать и ещё угрожать? У есть у неё мнение - высказала. Не хочешь, чтобы бабы высказывались - кати в Саудию, там именно так.
0
0
Ответить

Лиля
@Анжелика Так в Москву скорей езжайте,там церквей еще больше понатыкано!!!! А здесь мусульмане сами решат мечеть или пятерочка
3
1
Ответить

Аля
@Анжелика Вы не с церквями путаете ???? В каждом дворе во дворе больниц. Мечетей меньше церквей , а мусульман 30 млн . У вас забыли спросить что и где строить ? Это лучше пивнушек и потрахушек
2
0
Ответить

Крот
@Аля Не 30 миллионов. А в разы меньше. Не причисляй сюда мигрантов, им ничего не полагается. Своим - хватает.
0
0
Ответить

Артем
Работаю в торговом центре, однажды вот так мужчина зашел и попросил почитать коран в примерочной, я конечно офигел, не знал что у вас так бывает
7
10
Ответить

Арс
@Артем Вы имеете ввиду намаз -это ежедневная пятикратная молитва.
27
6
Ответить

Ильсур
все религии защищают сами себя методом запугивания своих адептов
15
17
Ответить

Женя
Я все понимаю и уважаю Ислам и другие религии в целом, но барашков на Курбан Байрам очень жалко(
15
25
Ответить

Федеральный центр
@Женя Это языческий обряд...скоро будет цифровой...
6
24
Ответить

Лилия
@Федеральный центр Это как раз не языческий обряд. Это обряд торжества единобожия. Читайте историю пророка Ибрахима
3
1
Ответить

Арс
@Женя Ну если вы вегетарианец, то ваше право.
12
2
Ответить

Булат
@Женя А мне индеек жалко на день благодарения.
12
1
Ответить

Иль
@Женя Интересно, наших барашков вы жалеете, а своих свиней нет
14
4
Ответить

Лилия
@Женя Т.е если барашек на шашлыки под водку значит не жалко? А если курбан так сразу жалость берет. Их выращивают,разводят для мяса и какая вам разница в каком виде они станут едой
3
1
Ответить

Аида
Интересная статья, я и понятия не имела что был какой то теологический Ислам) теперь буду знать
5
0
Ответить

Фанис
Самая главная фишка ислама которой нет у Христиан — это многоженство)) эх, принял Ислам и живи кайфуй
5
24
Ответить

Сережа
@Фанис Зато у православных можно всю жизнь творить фигню, потом пару раз причиститься и все, ты прощен, свои лайфхаки короче)
19
14
Ответить

Равиль
@Фанис Человеку слабо знакомому с Исламом так кажется. Нужно ко всем относится справедливо, содержать,любить и еще много чего. Это тяжелая ноша.
9
2
Ответить

Крот
@Фанис С двумя тёщами и с обрезанным ч..? Да ну его нафиг такое счастье...
0
0
Ответить

Тимур
На 100 % не согласен с этим человеком.
8
5
Ответить

Тимур
А Дамир Исхаков правильно говорит
9
3
Ответить

Ренат
Столько ошибок. Это реально ученые историки?
5
4
Ответить

Рафаэль
Азат Ахунов и Ярхамов просто поразили и шокировали своей неосведомлённостью об Исламе. Сразу видно, кто учёный, а кто нет. Исхаков просто не стал жёстко высказываться, ибо уже научен горьким опытом шокирования общественности своими идеями, поэтому в этот раз был благорозумно сдержан.
7
4
Ответить

ВАЛЕНТИН
ВО ПЕРВЫХ НЕ ТАТАРСКОЙ-ТАТАРЫ ЭТО НАЕМНИКИ ЧИНГИСХАНА-ЯЗЫЧНИКА-КОТОРОГО ТОЛЬКО МЫ ПОБЕДИЛИ ТОЛЬКО В МИРЕ, А БУЛГАРСКОЙ НАЦИЙ ОТ СЛОВО БУРЕ ВОЛК И АР БЛАГОРОДНЫЙ. НАШ ТОТЕМ БУЛГАРСКИЙ-АК БЮРЕ-БЕЛЫЙ ВОЛК-ВОЛК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ НА ЗЕМЛЕ-МЫ НАРОД НОЯ-И СИМА И НЕ ВЫШЛИ ИЗ АДА. НА НАШ РОДОВОЙ ЗНАК -IYI- НАПИСАНА ИМЯ 10 ЦАРЯ ЦАРСТВО ИЗРАЕЛЯ-ИЕГУ ИЛИ-ИУИ-Иегу (Иуй, Ииуй, Иеуй) (евр. Йеху, "Господь есть Он (Бог)"): МЫ ОДНО ИЗ ПОТЕРЯННЫХ 10 КОЛЕН -ИУДИНА-РОДОВОЙ ЗНАК ЛЕВ. ПЕРВЫЕ ПРИНЯЛИ ИСЛАМ В МИРЕ И ОБРАТИЛИ В НЕМ ВСЮ АЗИЮ. МЫ СОЗДАЛ ИЕРУСАЛИМ И СИОН И БЫЛИ РАНЬШЕ СВЯЩЕННИКИ ПО ЧИНУ СИМА МЕЛХИСЕДЕКА. МЫ БОЖИЙ НАРОД И ИСЛАМ ЭТО ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО-КОТОРОЕ ПРИВЕДЕТ БУЛГАРСКУЮ УМУ В РАЙ-КАК НАПИСАНО В КНИГЕ ЕЗДРЫ И ПРОРОК ИСА -ТОЖЕ БОЛГАРИН-АМИНЬ!
5
25
Ответить

Врач
@ВАЛЕНТИН Не кричите, выпейте таблетку и вернитесь в палату.
19
1
Ответить

Рафаэль Айнетдинов
@ВАЛЕНТИН Сам-то понял..., что понапИсал ???...
3
1
Ответить

Иннополис
Гомосексуализм не преувеличен в роли становления компетентных
0
0
Ответить

тот еще
под исламом нам втирают арабский стиль жизни, нельзя забывать о традициях народа
17
6
Ответить

Крот
@тот еще В том числе навязывают неверно трактуемое учение о том, что в исламе нет наций. Ведь это было сказано для арабов и об арабах - т.е. в том в том смысле, что они одинаковы независимо от племени, они - одно целое. А арабы и неарабы сравнивались только в том смысле, что у первых нет преимуществ над вторыми - и только.
0
0
Ответить

конь
В татарстане немного другой ислам, он как бы по выбору угодных традиций. Как бывает иногда узнаешь , что человек верующий , а он и в мечети то не был , и пиво пьет каждый день. А верующий он оказывается только по праздникам.
9
3
Ответить

Аля
@конь А это и есть конь
0
0
Ответить

данила
в исламе много нелепых запретов,тормозящих развитие общества и в отличии от христианства нет мужских и женских монастырей,которые продвигают знания и гуманизируют общество
8
13
Ответить

Татарин
@данила Вы плохо знаете религию ислам, скорее всего и Коран не читали, не размышляли над ним, что самое важное, судите поверхностно, ведете себя как невежда
13
6
Ответить

Безимянно
Сохраним и разовьем медицину, образование и библиотеки, дай бог твоего внимания и любви, воспитай наши души.
2
1
Ответить

Радик
А что тогда стало объединяющим фактором, баян что-ли или бэлеш ? В становлении нации религия играет первостепенную роль. Тогда вам не сейчас )
6
3
Ответить

Булат
Напомню, что Чуваши это Булгары (Сувары), которые не стали принимать Ислам. Это просто к вопросу о том как все сложилось бы если бы Ислам не приняли. Вот пошли по Чувашскому пути.
6
8
Ответить

ВР
@Булат Если бы пошли по-чувашскому пути. то были бы загнаны в леса. И скорее всего потом полностью исчезли бы.
6
3
Ответить

Крот
@ВР Ну да. А так перестали быть самим собой, перестали быть булгарами. Стали ветвью кипчаков, их язык приняли.
0
0
Ответить

Damir Nа.
У Бога нет религии. (Махатма Ганди)
0
0
Ответить

Риф.
Люди строят храмы,что бы спорить о Боге. Мы в всего лишь микробы в этой вселенной.
0
0
Ответить

Хафиз
Исхаков ,Ахунов продвигают национализм.Ислам есть ислам никакой традиционный, толерантный и т.д. т. п.
0
3
Ответить

Эээжж
Татарам надо отказаться от ислама и вернуться к религии предков, Тенгри
4
5
Ответить

Пётр Панкратов
Попытки поднять статус и авторитет ТАТАРСТАНА (так он теперь стал называться по отношению к прошлому - Татария)не дадут хорошего урожая в виде национальных традиций и установления 5 разового намаза в день, цветочки завянут, а некоторое плоды не дозреют...Ошибка главная у исламистов - хотение чётко определиться: кто, откуда и для чего уродилась такая непрогнозируемая нация, или она вечная, или народилась лишь в новейшее время соскобом лиц с многих национальностей и внедрением немного рафинированного языка предков булгар...Ну и напоследок: всевышний у каждого человека в душе, он его знает, чтит и знает, чт о его покровитель нуждается лишь в верности "духу человечности и преданности делу единства всех людей во всех сферах быта и взаимоотношениях, а в преклонении и даче клятв, зароков и чтении проповедей он уж никак не нуждается, так как это простая светская прихоть - иметь возможность влиять на поведение и помыслы паству, составлявшую ранее и даже теперь самую обиженную государством и обществом часть народа.
2
2
Ответить

Рафаиль
За то церквей намного больше чем мечетей
2
2
Ответить

Акый
"Мы преувеличиваем роль ислама в становлении татар" - Я бы сказал, что сегодня мы полностью извратили нашу историю со всеми этими арабскими заимствованиями, которые пытаются нам привязать. Особенно это актуально с ношением хиджабов и ещё актуальнее с их ношением детьми в школах и ВУЗах.
2
1
Ответить

Аля
@Акый А Наши бабушки что раздетыми ходили?
2
0
Ответить

Али
Я татарка и мне стыдно читать бред чиновника - языческая нация... лучше бы промолчал
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite