«О сакральности власти можно забыть. Скоро программы для политиков начнут формировать люди»

В обществе назрел запрос на открытую власть и необходимость общаться с ней через прямую коммуникацию, чтобы так или иначе принимать участие в развитии региона.

Участие жителей в определении того, как должно развиваться то или иное направление действий власти - это одна из важнейших тем в современном мире. И то, как эта тема реализуется в жизнь наглядно можно наблюдать в Татарстане. Так считает известный российский медиаменеджер, генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский. Своим мнением он поделился во время заседания экспертного клуба «Волга», которое состоялось в Казани.

- Если говорить о соучастии жителей в развитии региона, мы наблюдаем прекрасные практики того, как татарстанцы активно участвуют в этом через специальные программы («Народный контроль», «Открытая Казань», - Ред.), практически напрямую решая в том, как регион меняется. Это очень круто, - говорит Гореславский. 

Цифровой рывок, который произошел с 2012 года в республике, виден невооруженным глазом и соучастие жителей в этом процессе безмерно велико. Именно это создает тот самый запрос для чиновников и президента, на который невозможно не ответить.

- Меняется парадигма восприятия. Когда чиновник вдруг понимает, что ничего другого не надо делать кроме как сделать так, чтобы жителям было комфортно - это огромное достижение, - добавляет спикер.

В целом, вся Россия сейчас стремится  к соучастию жителей в развитии регионов. Цифровая платформа «Инцидент-менеджер», с которой тесно связан Гореславский, собирает вопросы от людей в соцсетях. И если раньше вопль «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» оставался зачастую неуслышанным, будь то яма на дороге или куча мусора и другие мелочи, отравляющие жизнь, то сейчас благодаря системе можно добиться того, чтобы власть не просто услышала, но и отреагировала на проблему. 

О том, что электронные обращения жителей в соцсетях действительно стали восприниматься как официальный документ, получающий реальное развитие истории и в конце концов решение проблемы, соглашается и заместитель директора АНО «Диалог» Владимир Табак

- Люди пишут свои жалобы в соцсети, потому что им не ответили здесь, на бумаге. Почему происходит такой вау-эффект при начале работы с обращениями граждан в соцсетях? Потому что люди в принципе не ожидают этого. Им было удивительно, что представители власти вообще на это отвечают, - говорит он.

Так было раньше. Теперь же люди недовольны тем, что им не отвечают по несколько часов. И это хорошо, считает Табак. Ведь было важно институционализировать процесс коммуникации власти и общества.  

- Сейчас, когда в регионах отлажена система сбора, нам нужно поменять взаимоотношения власти и общества с помощью обратной связи и объяснить, как устроена власть. Потому что в глазах многих людей власть в регионе - это один человек и это губернатор. Его аккаунт становится единственной точкой сбора всех проблем, - делится своими наблюдениями спикер. 

С мнением Табака согласен и директор по политическому анализу института социального маркетинга ИНСОМАР Виктор Потуремский. По его словам, то, что «государство может быть с человеческим лицом» зачастую для людей открытие. 

- Есть буквально место, где это государство выступает в таком качестве - это МФЦ (многофункциональный центр, - Ред.). Люди с удивлением обнаруживают, что полиция и МФЦ делается одними и теми же людьми, то есть это делает государство, но делает оно это очень по-разному. Поэтому запрос на человеческое отношение - оно ключевое, - уверен эксперт.

Многочисленные исследования других запросов общества в сторону власти показывают, что они расположены иерархическим образом. Первый из них связан с качеством жизни. Второе - люди хотят больше ответственности со стороны власти за личную ситуацию каждого гражданина, то есть, чтобы власть заботилась и защищала. 

- В сторону политической системы есть и инструментальные запросы. Власть должна быть открытая, должна быть прямая коммуникация, участие в принятии решений и в обсуждениях, - перечисляет спикер. 

Ситуация не ограничивается высокими требования граждан непосредственно к власти. По словам Потуремского, люди стали требовательнее к себе и рациональнее формулировать свои претензии в адрес власти. Жители отмечают, что их не устраивает качество решений, что власть действует для себя, что власть их не слышит и делает не то, что они просили.

- И говоря о тех приложениях, в которые нужно внести какую-то проблему (имеется ввиду «Народный контроль», - Ред.), человек проделал рефлексивную мыслительную работу, он это уже понимает. Это осознанное требование в сторону власти. В этом есть существенная потребность, чтобы работа власти на всех уровнях переформатировалась, чтобы было больше участия, больше прямой коммуникации, - подчеркивает эксперт. 

К слову, о Татарстане Потуремский высказывается как о регионе с передовым опытом по коммуникации власти и населения. Он уверен, этого удалось добиться благодаря доверию жителей республики к чиновникам.

- Потому что когда власть говорит про традиции и прошлый опыт, это совпадает с базовым опытом людей. Люди видят, что власть не обманывает. Поверьте, в разных регионах это бывает очень по-разному, - отмечает он. 

О соучастии жителей в развитии региона говорит и Алексей Чеснаков, российский политолог, директор Центра политической конъюнктуры. По его словам, благодаря таким приложениям как «Народный контроль» люди напрямую организуют работу власти. 

- Если посмотреть на это как на первый этап, когда речь идет о реактивной позиции, гражданин увидел проблему, написал запрос и власть отреагировала, то следующий этап будет активным, когда граждане будут формировать программы для политиков и выбирать во власть тех кандидатов, чья программа соответствует запросам. В этом смысле мы должны рассчитывать на такие рискованные ситуации, - говорит он. 

Многие из участников обсуждения во время своих выступлений отмечали, что с развитием цифровых технологий и ростом запроса на открытую власть  уходит в прошлое сакральность власти. Как отмечал Потуремский, власть становится слишком на виду. Проекты подобные «Народному контролю» делает это пространство еще более прозрачным.

- Вообще-то мы живем в демократическом государстве. Никакой сакральности не предполагающей. У нас есть Конституция, в таких странах власть сакральной не является, - добавляет Чеснаков.

О том, что с развитием технологий власть потеряла монополию на распространение информации говорит медиатехнолог, управляющий партнёр «Коммуникационного агентства К9» Ярослав Муравьев

- То, что теперь в интернете все находятся в более-менее равных правах - это надо признать. И это главный тренд. К сожалению, еще не все наши руководители это приняли. Они до сих пор считают, что «наше мнение единственное и мы его транслируем». Надо быть готовым к тому, что теперь мы на равных беседуем с аудиторией, - подчеркивает эксперт.

Как отмечает медиатехнолог, есть среди руководителей Татарстана и те, кто готов вести открытую беседу с жителями республики. Особенно ярко это было видно во время прямых эфиров программы «Татарстан Онлайн», когда министров приглашали стать участниками прямых эфиров и ответить на вопросы татарстанцев. 

- Мы видим разные примеры. Кто-то говорит «надо работать, а не болтать». Это просто отмазка. Когда началась пандемия, мы запустили развлекательный проект с нашими артистами. Был широкий охват и обратная связь. Мы поняли, что есть запрос на ответы и начали общаться с министрами. Некоторые оказались не готовы прийти на площадку, где не ты определяешь, что говорить. Тем более, у всех был страх, что соцсети - это мрак. Но после эфиров взрослые мужчины, которые ни разу не выходили в прямой эфир, признали, что ничего страшного в этом нет, - заключил Ярослав Муравьев.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Саша
Так разве открытость власти это не есть принцип демократии?) давно пора такое сделать
1
0
Ответить

Радик
Давно уже пора это все в онлайн переводить, быстрее и оперативнее может будут органы власти работать
1
0
Ответить

Гулия
@Радик А что им сейчас мешает это сделать? Письма люди каждый день пишут, приходят в палату, а толку?
1
0
Ответить

Вера
Да. Не кажется Россия со своим менталитетом долго еще будет подчиняться, бюрократия все процветает
1
0
Ответить

Евгений Зелёный
Диалог это очень важно я считаю! Но, к сожалению он не всегда открытый. Будем следить за развитием
1
0
Ответить

Альберт
@Евгений Зелёный Диалог должен быть обоюден самое главное)) а не показушный
1
0
Ответить

Алина
Нагуманов Альметевский например вообще каждую неделю ведет прямые эфиры, молодец, сразу можно задать интересующие вопросы!
1
0
Ответить

Рания
К счастью сейчас хватает и оппозиционных СМИ, таких как Лентач, Медуза итд. Значит свобода слова есть
1
0
Ответить

ИнзА
В моём любимом Башкортостане давно практикуется диалог граждан и властей
1
1
Ответить

Евгений
Меняется парадигма восприятия?чиновник,что не знает,что делать?да это стендаперы какие то.и,что их павел воля ещё не заметил?
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite