«Большинство дворов сегодня — хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»
Обсуждаем, чего ждать татарстанцам от президентской программы «Наш двор».

— Венера Айдаровна, расскажите, что такое программа «Наш двор»?

— «Наш двор» — это президентская программа, которая реализуется по всему Татарстану, — говорит руководитель Департамента управления стратегическими проектами в фонде «Институт развития городов Татарстана Венера Камалова. — Это самая масштабная программа за последнее время, на нее выделяется из негосударственных источников 50 миллиардов рублей. На эти средства будут отремонтированы 6 775 дворов по всему Татарстану. Началу работ предшествовала всеобщая инвентаризация, в ходе которой было обследовано порядка 9 000 дворов. То есть в программу попали почти 80% обследованных придомовых территорий. Это все дворы, прилегающие к домам, которые были построены не ранее 2014 года, и дворы, где ранее не проводилось никаких работ в рамках действующих программ благоустройства. 

— Почему возникла необходимость в реализации столь масштабного проекта? 

— Большинство дворов по сути – это даже не дворы, а зеленая зона, на которой хаотично расположены отдельные элементы без намека на организацию пространства. В них, как правило, вообще не учтены интересы пешеходов: безопасность движения, интенсивность, направление трафика и т. д. Есть внутридворовые проезды для автомобилей, и все. Конечно, есть примеры, когда управляющая компания вместе с активными жителями благоустраивает двор – устанавливает МАФы (малые архитектурные формы, – Ред.), как-то озеленяет территорию, но таких примеров в общей массе немного. В большинстве случаев мы сталкиваемся еще и с конфликтом интересов, кто кого победит — настойчивые и принципиальные граждане «серебряного» возраста, которым нужна зона для тихого отдыха, или автомобилисты, для которых самый больной вопрос – вопрос парковки.

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— В таком случае правильно ли говорить, что самая часто встречающаяся проблема — двор стал парковкой?

— В том числе. Но жители говорят и о плохом качестве асфальтового покрытия и о подтоплении подъездов, о том, что по двору небезопасно передвигаться, что стоит старое, представляющее опасность для детей игровое оборудование. Кто-то жалуется, что не может использовать территорию, потому что водители паркуются на зеленой зоне или какие-то маргинальные люди используют территорию под свои посиделки. 

— Почему было принято решение не включать в программу те дворы, где дома были построены после 2014 года? 

— В таких дворах уже есть хорошее асфальтовое покрытие, парковочное пространство формировалось с учетом современных строительных норм — как правило, там уже есть парковочные карманы. Детское оборудование в таких дворах так же устанавливалось в соответствии с современными нормами. В общем, эти территории качественно лучше. 

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— Существуют ли какие-то общие подходы при проектировании дворов? Или для каждого двора ситуация уникальна? 

— В начале года помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова организовала большой воркшоп, где мы смогли взять лучшие российские и мировые практики и на их основании разработать принципы реализации программы «Наш двор». По поручению Рустама Минниханова была собрана команда архитекторов, которые сейчас тиражируют их на всю республику. В каждом районе определены профессиональные проектировщики, за каждым из которых закреплены конкретные территории. 

— Что это за принципы программы «Наш двор»?

— Первый и самый важный – приоритет интересов пешеходов и создание безопасных пешеходных маршрутов по двору и на пути следования к объектам жизненной инфраструктуры — школе, детскому саду, магазину, остановке общественного транспорта. Второе – грамотная организация существующего парковочного пространства. Хотя в большинстве случаев приходится создавать новые машино-места во избежание хаотичной парковки.

Третий важный принцип — сохранение зеленого каркаса двора. Вынужденно спиливаем деревья мы только в двух случаях: если дерево аварийное и если во дворе слишком узкий проезд, который не соответствует нормативу и не позволяет спецтехнике добраться до места. Конечно, есть отклонения от этого принципа, мы о них знаем от жителей, которые обращаются на горячую линию программы «Наш двор». Это дает нам огромное поле для деятельности, чтобы вместе с районами проходить этот непростой путь, потому что культура сохранения зеленых насаждений, к сожалению, пока еще не сформировалась. Но в любом случае, если деревья вырубаются по незнанию, с нарушением процедур, существует компенсационная посадка, которая определяется правилами благоустройства в каждом районе. 

Наконец, четвертый принцип грамотного проектирования придомовой территории — это организация пространства либо для детской зоны, либо для зоны тихого отдыха, либо для воркаут-комплексов. В отношении последнего нельзя сказать, что это какое-то дорогое спортивное оборудование – в большинстве случаев это турники, позволяющие заниматься физкультурой на открытом воздухе. 

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— Как формируется очередность ремонта дворов?

— Главный принцип, о котором я уже сказала, – это «возраст» домов и отсутствие работ по иным республиканским, федеральным и муниципальным программам благоустройства. А очередность ремонта дворов определяется муниципалитетом. Перечень работ так же формирует муниципалитет, исходя из существующей ситуации, качества асфальтового покрытия и пожеланий жителей домов. Этот перечень отдается нам на утверждение. Мы бываем не согласны с районами в очень редких случаях – например, когда качество дорожного покрытия еще позволяет продолжить его эксплуатацию.

— В мой двор пока не пришла программа «Наш двор». Как мне узнать, когда начнутся работы? 

— Это легко: вы можете зайти на сайт dvor.tatar, на карте на главной странице выбрать свой район и ввести свою улицу и номер дома. Появится карта с метками разных цветов. Дворы, которые будут отремонтированы в 2020 году, обозначены розовыми метками; зелеными – те, что будут спроектированы до конца этого года. Желтой меткой отмечены дворы, благоустройство которых намечено на 2021-2024 годы. По тем дворам, где уже реализуются проекты, можно открыть и посмотреть, что будет во дворе. У каждой территории есть паспорт объекта, содержащий основные проектные решения.

— Сколько дворов в Татарстане запланировано к ремонту в этом году и какой процент из них уже готов?

— В этом году мы должны отремонтировать 1 084 двора. Сейчас на этапе строительства находятся порядка 480 объектов, то есть почти половина от всего запланированного на 2020 год объема работ. В среднем по республике готовы порядка 30% дворов, в Казани готовность немного выше — около 45%.

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— У людей есть опасения, что в крупных городах качество ремонта будет лучше, чем в небольших населенных пунктах. Насколько оправданно это опасение? Будет ли двор в Казани отличаться от двора в Арске? 

— В каждом муниципальном образовании дворы особенные. Но принципы проектирования едины для всех. Везде мы говорим о пешеходах, организации парковочного пространства, сохранении зеленого каркаса двора и размещении детского оборудования. Вопрос только в запросе от жителей. Где-то есть палисадники рядом с подъездами, за сохранение которых радеют жители. Тогда, чтобы их сохранить, по согласованию с собственниками принимаем решение о том, что мы сохраняем насаждения, но уже не можем сделать тротуар. Конечно, имеет значение размер двора: если он небольшой, не всегда мы сможем поставить там детское оборудование. Даже в Казани есть территории, где список работ ограничивается обустройством тротуаров и организацией парковочного пространства: либо сам двор слишком маленький, либо он испещрен коммунальными сетями. 

Вот эту территорию на Модельной, где мы записываем интервью (дома № 6, 8, 10. — Ред.), мы рассматриваем комплексно: она объединяет 14 дворов, из которых 11 (плюс сквер, который будет создан по Программе развития общественных пространств) будут ремонтироваться в этом году. Комплексно – это значит, что в итоге будет сформирован пешеходный каркас всего микрорайона.

— Не получится ли так, что, например, в доме живет важный человек, поэтому его двор отремонтируют по полной программе, а в другом ограничатся минимумом?

— Это совершенно неоправданное опасение, потому что для нас первичное значение имеет ситуация во дворе, наличие ограничений, связанное с сетями. Архитекторы работают на двух этапах: на этапе исследования территории и этапе организации пространства. Это единый подход абсолютно для всех дворов. 

— Насколько равномерно распределяются деньги между дворами? Есть ли какая-то усредненная сумма? Ранее Наталия Фишман-Бекмамбетова называла сумму 7 миллионов рублей на двор.

— Все дворы очень индивидуальные. Где-то территория состоит из многоэтажек, как, например, на Ямашева, 82 — там огромный двор, несколько домов, множество жителей, у них уже были установлены МАФы, организована тротуарная сеть. Где-то мы видим, что нет асфальтового покрытия, например, на Гудованцева. Но дорожные работы составляют порядка 70-80% от стоимости всего ремонта, остальное – это детское оборудование и освещение. Поэтому ремонт казалось бы небольшого двора может стоить дороже, чем благоустройство большой территории.

7 миллионов рублей на двор – это очень усредненная цифра. В этом весьма характерном для Казани, среднем по площади дворе на Модельной изначально лимит по дорожным работам составлял 13-17 миллионов; 1,6 миллиона рублей закладывалось на оборудование и 1,7 миллиона — на освещение. То есть итоговая сумма может составить порядка 20 миллионов рублей. А для некоторых   районов и 7 миллионов — нормальная стоимость: маленькая территория, к тому же наполовину может быть занята палисадником.

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— Говорилось о том, что все проекты дворов будут согласовываться с жителями. Как этот момент происходил? 

— Была сложная ситуация — началась пандемия, был введен особый режим самоизоляции. Поэтому мы не имели возможности в очном порядке обсудить с жителями готовые проекты. Но на этапе формирования — в 2019 -м и в начале 2020 года — эти встречи проводились, обсуждались предложения и пожелания жителей, каким они видят свой обновленный двор. Причем активно проходили и очные встречи, и онлайн-обсуждения готовых проектов. По 1 000 выложенным на сайте схемам мы получили порядка 5 500 комментариев от жителей. Самыми активными были жители Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Зеленодольска, Альметьевска. Мы и сейчас получаем обращения от жителей на сайт и на горячую линию — татарстанцы рассказывают, что их не устраивает. Например, недавно работали с обращением из Челнов: жители говорили, что изначально у них была парковка 12 метров, пришли дорожники, заузили пространство, как следствие — теперь парковочный карман организован неудобно. Ситуацию мы отработали с районом, выяснили, что подрядчики отошли от проектного решения. Вчера получили ответ, что идет корректировка.

Жители вообще хорошо корректируют проекты: мы готовы слушать их и быстро устранять недочеты. В течение недели мы получаем порядка 600-700 обращений, при этом на отработку одного обращения дается один-три дня. 

— А что значит отработано?

— Мы получаем обращение, вносим его в систему, районы получают сигнал. В течение прописанного срока (от одного часа в случае алертов до одного рабочего дня) они обязаны созвониться с жителем, уточнить у него информацию и устранить недочеты, если это замечание действительно объективное.

Контролировать ход благоустройства жители могут, ориентируясь на паспорт объекта с финальным планом благоустройства, – он вывешивается в каждом дворе за три дня до начала строительных работ. Сообщения о нарушениях или отклонениях от плана принимаются по номеру горячей линии Президентской программы: 8 (800) 27-5-2020, на страницах программы в социальных сетях Инстаграм и ВКонтакте. По номеру WhatsApp: +7 (939) 302-2020 активные жители могут также направить фото и видео работ в своем дворе.

— Было ли такое, что жители какого-то двора предложили «скинуться» и попросили им установить фонтан с лебедями? Это вообще возможно? 

— Про фонтан я слышала, но точно знаю, что есть много инициативных, активных жителей. Например, есть дворы, где люди самоорганизовались и самостоятельно сделали разметку на парковке. Есть жители, которые планируют осенью посадить кустарники. Есть и такие, кто хочет посадить деревья, но, если честно, при слове «дерево» мы уже вздрагиваем — нельзя деревья сажать везде, где хочется, потому что это может повредить сетям. 

«Большинство дворов сегодня - хаотичная постройка без какой-либо организации пространства»

— Как будет сохраняться новое оборудование? Мы же понимаем, что на детских площадках могут находиться не только дети.

— Иногда нам сами жители говорят: не делайте, пожалуйста, детскую площадку – сюда придут всякие неприятные личности, будут распивать, бунтовать, песни петь на ночь глядя. Для того, чтобы отучить представителей маргинальных слоев населения пользоваться детскими площадками, действительно потребуются определенные усилия. Но мы потому и ставим освещение, чтобы на площадках не было маргиналов, а не для того, чтобы там ночью играли дети. Жители увидят незваных гостей и смогут сообщить в полицию. 

— Не появится ли после ремонта в квитанции за ЖКУ новый платеж за содержание двора? 

— Появление нового оборудования, тротуарного и асфальтового покрытия не должно влиять на платежи за ЖКУ. Содержание дворов должно быть организовано в рамках сумм, которые жители уже платят за содержание придомовых территорий. Но это при условии грамотной эксплуатации оборудования, его регулярных осмотров на предмет повреждений, каких-то профилактических работ, чтобы избежать дорогостоящего ремонта. Производители оборудования дают гарантию на срок от двух до пяти лет, но гарантия работает только в случае профилактики. Если все делается правильно, никаких дополнительных средств на содержание оборудования не потребуется.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *