Фермерам Татарстана предложат перейти на «темную» сторону интернет-ритейла

Республика прорабатывает проект реализации сельхозпродукции в формате dark store.

В Татарстане обсуждают перспективы развития магазинов в формате dark store при реализации продуктов питания от сельхозпроизводителей. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики прошла встреча руководителя направления B2G интернет-компании Ozon.ru Александра Васильева, а также директора по взаимодействию с органами госвласти Дмитрия Русакова и директора по региону Поволжье Рустема Касимова. Татарстан представляли бизнес-омбудсмен республики Фарид Абдулганиев, первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков, генеральный директор РИВЦ Нияз Халиуллин и руководитель Правления Татпотребсоюза Рашат Шаймарданов.

Dark store - это магазин без покупателей, похожий на обычный торговый зал супермаркета. Покупатель направляет в магазин свой онлайн-заказ, который собирается профессиональными комплектовщиками. То есть в самом магазине нет ни продавцов, ни покупателей. У клиента есть два способа забрать заказ: в пункте выдачи или получить на дом.

Формат, удобный в первую очередь ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём.

Среди известных брендов новую систему в своей работе начала использовать компания X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

Замминистра Наиль Залаков высказал заинтересованность в реализации продукции татарстанских сельхозпроизводителей с помощью подобного формата.

- Наша задача помочь фермерам наладить всевозможные каналы сбыта их продукции, - подчеркнул Залаков.

Говоря о возможных вариантах работы татарстанских производителей в этом формате, Дмитрий Русаков рассказал, что необходимо будет зарегистрироваться. Доставку товара поставщик осуществляет самостоятельно, как только видит, что поступил заказ. Это даст ему возможность самостоятельно продумать логистику.

Стороны договорились разработать дорожную карту с тем, чтобы уже в 2020 году запустить в республике первые магазины формата dark store.

- Формат dark store в некоторых европейских странах уже показал свою эффективность в качестве решения проблемы «последней мили» для продуктового ритейла за счёт скорости комплектации заказов, гибкости и размещения магазинов-складов вблизи жилых зон. Этот формат очень перспективен и для России. Однако для его активного внедрения требуется наличие развитой современной логистической инфраструктуры, чтобы обеспечить доставку приобретенного товара покупателю менее чем за час. И здесь у Татарстана имеются вполне очевидные преимущества, - говорит уполномоченный при президенте Татарстана по правам предпринимателей Фарид Абдулганиев.

Бизнес-омбудсмен надеется, что реализация проектов по созданию магазинов dark store в Татарстане органично впишется в создаваемую быстрыми темпами полноценную инфраструктуру, которая уже в ближайшее время позволит вывести торговую сферу на новый уровень развития, соответствующий стремительно происходящим во всем мире изменениям.

Вообще, Абдулганиев смотрит на этот формат работы с большим оптимизмом. С помощью этого проекта он рассчитывает привлечь в республику многомиллионные инвестиции, беспилотные транспортные технологии, а поход в магазин будет вспоминаться как пережиток прошлого.

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров магазины по типу dark store считает интересным проектом. Он рассказывает, что в Казани уже есть примеры реализации похожих форматов, когда потребители и покупатели оформляют заказ на продукцию в режиме онлайн. Этот заказ приходит в магазин, обрабатывается, а фермер затем привозит продукты домой покупателю, которому вовсе нет нужды идти в магазин.  

В чем-то похожий на формат dark store проект сегодня в Казани реализует председатель кооператива «Центральный» Раиля Ибрагимова (магазины «Минем авылым»).

- Фермерские продукты, которые интересны покупателю, в основном скоропортящиеся. Срок реализации у таких продуктов очень маленький. Бывает такое, что фермер нам свой продукт сегодня привозит, а завтра его молоко уже киснет. В таком формате его продать уже будет невозможно. А с мясом ещё сложнее ситуация. Покупателю ведь нужен определенный кусок мяса. Он хочет потрогать, пощупать его, понюхать, - рассказывает собеседница. 

Во время режима самоизоляции в магазин Ибрагимовой ежедневно приходило по 4-5 онлайн-заказов на сельскохозяйственные продукты (у магазина «Минем авылым» есть сайт и страница в Инстаграме). Однако как только ограничительные меры были сняты, заказы практически иссякли. Сегодня к ней поступает по одному онлайн-заказу раз в 3-4 дня. 

- В такой формат, как dark store, я, честно говоря, не верю. Если для решения проблемы со скоропортящимися продуктами использовать упаковку, то это не будет на пользу сельхозпроизводителю. Если говорить о тетрапаках, которые увеличивают срок годности продукции на 5-7 дней, то это плюс 10 рублей к стоимости того же молока. По сути, такое молоко будет равно по цене с тем, что продаётся в магазине, в сетях. И здесь положительные моменты для покупателя исчезнут, - заключила Ибрагимова.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ник
Фермеров приглашают в даркнет
1
0
Ответить

Евгений
Опять пытаются изобрести велосипед, в магазине берешь уже просрок, а там еще доставка не известно когда привезут
0
0
Ответить

Елена
первый раз слышу про такой магазин, сейчас в век высоких технологий и не поймешь какой стартап будет работать
0
0
Ответить

Ефим
Очень круто,не люблю магазины с продавцами
2
0
Ответить

Валентина
Здорово конечно , красиво . Только полная автоматизация вызовет сильную безработицу
0
0
Ответить

Олег
Уже можно попробовать! Интересно как они решают вопрос если продукт испорчен или случайно насчитали лишнее?
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite