«Почему случился коронавирус? В современном мире стало очень много разврата»

Мусульмане Татарстана впервые за многие десятилетия вынуждены встречать Курбан-байрам с ограничениями, вызванными пандемией.

В этом году мусульмане встречают праздник Курбан-байрам в самых необычных условиях за последние несколько десятков лет. Пандемия коронавируса неизбежно повлияла и на религиозную часть жизни.

Праздничный намаз начался по расписанию в 3:30 во всех мечетях Татарстана. Однако не совсем правильно говорить, что именно «в мечетях». Мусульмане собрались либо в примечетских дворах, либо на прилегающих территориях.

Время ещё только 3:15, а имам-хатыйб мечети «Аль-Марджани» Мансур хазрат Джалялетдин даёт указания ученикам ближайшего исламского колледжа, как клеить изоленту на асфальт, чтобы была разметка для рядов верующих. В качестве места для молитвы была выбрана улица Каюма Насыри. Ее предварительно перекрыли с двух сторон для безопасности. Зону для молитвы огородили, поэтому, чтобы туда попасть, нужно было пройти досмотр сумок и пакетов.

Между рядами было расстояние примерно в один метр, чтобы социальное дистанцирование соблюдалось. Имам мечети Ансар хазрат Мифтяхов проходится по рядам верующих и просит надеть их маски.

Мусульмане, как правило, молятся в тесно сплоченных рядах, чтобы соседи сбоку, справа и слева чувствовались плечами и ступнями. Хазраты необходимость сомкнуться рядами объясняли тем, чтобы шайтан не пробежал мимо верующих и не возглавил их. Теперь же им приходится соблюдать дистанцию.  

Лично для меня молитва на улице на твёрдой поверхности была первым подобным религиозным опытом. Всё-таки сидеть на мягком и теплом ковре внутри мечети и располагаться на тонком намазлыке (коврик для молитвы. - Ред.) на бетонной поверхности - это два прямо противоположных ощущения. 

Находиться в таком состоянии нужно было примерно час, до 4:30 утра, пока не завершатся праздничное чтение Корана, проповедь имам-хатыйба, а затем намаз. И всё это на протяжении часа. Положение стоп, коленей, всей ноги приходилось менять по несколько раз за 10 минут. Так делали и другие верующие - условия были самые суровые. 

Рядом со мной расположился бабай. На молитву он пришёл с женой, которая ждала его чуть поодаль. К нему подошёл знакомый и спросил, тяжело ли ему читать намаз на намазлыке на бетонной поверхности. 

- Колен нет совсем (видимо, бабай имел в виду, что у него очень слабые колени. - Ред.), но я постараюсь как-нибудь, - ответил он знакомому. 

Здесь, наверное, можно возразить, сказав, что масса верующих мусульман в таких условиях молятся и в Ураза-байрам, и в Курбан-байрам, например, в Москве, где есть острая нехватка мечетей. Поэтому в столице появляются впечатляющие фотографии, на которых широкие московские улицы и проспекты заполнены молящимися верующими. Но такое явление для Казани очень непривычное, поскольку у нас нет проблем с числом мечетей. Так что многие в сегодняшний Курбан-байрам на улице молились впервые. 

Кстати, тема с коронавирусом отразилась и в проповеди имам-хатыйба мечети Мансура хазрата Джалялетдина. 

- Сегодня у нас есть коронавирус. Как же он надоел. Включаешь телевизор - там говорят о коронавирусе. В интернете говорят о коронавирусе. Кого-то из знакомых встречаешь - только о коронавирусе с ним и говоришь, - сетовал во время проповеди он.

Хазрат рассуждал, что коронавирус в виде «невидимых для глаз частичек» не просто так по всей планете распространился, не просто так человечество столкнулось с этой болезнью. 

- Коронавирус - это на самом деле испытание для нас, наказание. Государства закрыты, границы закрыты, транспорт только недавно открыли. А почему случился коронавирус? Да потому, что в современном мире стало очень много «разврата» (хазрат употребил татарское слово «фахишелек», которое дословно переводится как «проституция». - Ред.), наркомании, обмана людей, люди друг с другом ругаются, кричат друг на друга. Весь мир куда-то катится. В арабских странах тоже войны идут, - рассуждал хазрат, нанизывая на одну красную нить все негативные события этого года, за что в качестве наказания и был «ниспослан» коронавирус. 

Религиозный деятель обратил внимание и на то, чему пандемия научила всех жителей планеты, вне зависимости от вероисповедания. 

- Человек остепенился, природа немного стала очищаться, люди больше времени начали проводить с семьями, человек стал ценить свою работу и осознал, что такое безработица, - сказал хазрат. 

Затем последовала праздничная молитва, мусульмане встали, оттряхнулись, кто-то потянул онемевшие ноги. Часть верующих отправились во двор к забойному цеху, где совершался основной ритуал Курбан-байрама - жертвоприношение.


Фоторепортаж с праздничной проповеди из мечети «Аль-Марджани» смотрите здесь.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ильхам
Лучше бы праздновали онлайн, как и Сабантуй Ниче страшного годик можно потерпеть, зато заболевших будет меньше
1
1
Ответить

Елена
Очень жаль что в современном обществе до сих пор приветствуется жертвоприношение(
2
1
Ответить

Айгуль
@Елена Мне тоже конечно так жалко барашков этих, но они безумно вкусные) всем уж не поможешь
0
0
Ответить

Шамиль
@Елена Это скот. Они ничего не чувствуют, он для этого и рожден и выращен
1
4
Ответить

Лена
@Шамиль Ни одно живое существо не рождено чтобы быть убитым и сьеденным на праздник
2
2
Ответить

ринат
@Елена какая разница, вы же пельмени жуете.. не из кукурузы... и ВООБЩЕ ХРИСТИАНСКАЯ цивиЛизАцИЯ ДЕЛАЛА ЖЕРТВОПРИНОШНИЕ ПРИ НАПОЛЕОНЕ, ВТОРАЯ И ПЕрВАЯ мировАя.. Миллиард наверное завалили.. арабы адом боятся там колхозить
0
1
Ответить

Артем
Как у них ноги только выдерживают столько находиться в этой позе
0
0
Ответить

Райхана
80% все равно без масок были на самом деле, жалко что у наших людей нет чувства социальной ответственности
1
1
Ответить

Нариман
@Райхана Не знаю вы в какой мечети были я был в Ризване на парина там все в масках
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite