Минздрав Татарстана выступил за возвращение ограничительных мер
Врачи обеспокоены беспечностью татарстанцев, которая может привести ко второй волне коронавируса, в то время как в Роспотребнадзоре разрешили работу школ в очном режиме.
Представители Роспотребнадзора и министерства здравоохранения рассказали татарстанцам о текущей эпидемиологической ситуации в республике. Она остается сложной.
- В некоторых странах Европы вновь вводятся ограничения из-за увеличения числа заболевших. Насколько реальной в этих условиях стала перспектива второй волны коронавируса в России и в Татарстане?
Любовь Авдонина, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Татарстану: По поводу второй волны мы уже неоднократно говорили, повторяться не буду. Кому интересно, можно послушать. Возможно, ограничения в ряде стран есть. У нас в России пока ограничительные мероприятия проводятся на том уровне, который соответствует заболеваемости в каждом конкретном субъекте. То, что у нас в Татарстане на сегодня еще действует, - известно. Международные сообщения открылись с рядом стран, где эпидситуация стабильная. Наш мониторинг в части возможного завоза инфекций из этих стран также проводится санитарно-карантинным контролем. С 1 августа в Татарстане действует новое постановление, по которому всем прибывшим из зарубежья нужно пройти тест на ПЦР.

- Позволяет ли текущая ситуация в Татарстане открыть школы 1 сентября?
Авдонина: Решение об открытии школ принимается на уровне министерства просвещения Российской Федерации. На сегодня у нас в республике ситуация стабильная. Темпы прироста не превышают 0,6 в неделю. А за день у нас прирост 0,5. Поэтому ситуация складывается такая, что все-таки мы планируем подготовить школы к новому учебному году к работе в очном режиме. Более подробно об этом смогут рассказать коллеги из министерства образования и науки Республики Татарстан. Но все новые требования, которые есть для работы организованных детских коллективов на сегодня, тоже прорабатываются и готовятся. Это обеспеченность школ антисептиками с дозаторами, достаточное количество бесконтактных термометров, проработка вопроса по наличию бактерицидных облучателей в школах. У нас в течение августа есть время подготовиться к новому учебному сезону и, исходя из ситуации, которая сложется, будет принято решение.
- Сколько татарстанцев было на теплоходе «Александр Суворов», на котором нашли коронавирус, и наш ли это был экипаж?
Авдонина: Мы получили информацию от наших коллег из Нижнего Новгорода о том, что среди пассажиров есть жители Татарстана. Все они уже вернулись в республику. На сегодня теплоход свободен от пассажиров. Там проходит медицинское наблюдение только экипаж. Но он не наш, теплоход - тоже. В нашем речпорту теплоходов пассажирского плавания нет. Все пассажиры, которые были в контакте, развезены трансфером по местам проживания и проходят медицинское наблюдение по месту жительства. Таких людей у нас семь.
- Как долго санаторий «Ливадия» будет обсерватором?
Авдонина: На сегодня у нас санатории «Ливадия» и «Васильевский» работают в части обсерваторов для вахтовиков. То есть у нас есть требования к лицам, которые выезжают на работу вахтовым методом. Первое - пройти обсервацию здесь по выезде на 14 дней, тест на коронавирус и далее отправляться на место работы, второй путь - это когда здесь собирается сборная группа, она едет по месту работы и проходит обсервацию там. Эти требования действуют уже давно. Через «Ливадию» прошло порядка 5-8 кругов вахтовиков.

- Может ли быть в Татарстане еще меньше зарегистрированных случаев заболевания или это минимум и дальше нужно ждать только вакцины?
Авдонина: Как-то некорректно поставлен вопрос. Мы в любом случае ждем вакцину, поскольку это единственный метод профилактики коронавирусной инфекции. Может быть как меньше, так и больше случаев. Это процесс естественный, ибо инфекция воздушно-капельная. Не устану повторять, что от степени мер нашей профилактики будет зависеть увеличение случаев, уменьшение случаев, вторая, третья волна. Как мы будем соблюдать меры профилактики и те ограничения, которые на сегодня есть, так это и будет напрямую влиять на уровень заболеваемости. Просто приведу пример. Мне на прошлой неделе было необходимо выехать в город, возвращалась на троллейбусе. В нем было 28 человек. В перчатках и маске сидела только я одна. У четверых была маска под подбородком, даже не на уровне рта, остальные все прекрасно себя чувствовали, сидя рядом друг с другом, причем в троллейбусе двое кашляли. Это, видимо, те, кто ждет вторую волну. Поэтому еще раз: на сегодня меры профилактики остаются. Маска и перчатки в общественных местах обязательны. Частое мытье рук и антисептики, социальное дистанцирование - это обязательно. Если мы все будем исполнять эти требования, у нас и количество случаев будет стабильно на низком уровне и второй волны не будет.
- Позволяет ли ситуация начать уходить врачам в отпуск?
Альмир Абашев, заместитель министра здравоохранения Татарстана: Да, конечно. Допустим, в Набережных Челнах часть коллектива инфекционной больницы находится в отпуске. К 10-15 августа мы планируем открыть городскую больницу №5 в Челнах в плановом режиме. Что касается казанских медиков, у них так же идет пересменка и мероприятия по подготовке к переходу к плановому режиму. По районам республики идет плановая работа. Мы видим благоприятную обстановку.

Я подтверждаю слова Авдониной. Ни от системы здравоохранения, ни от усилий Роспотребнадзора наступление второй волны не будет зависеть. Это будет зависеть от нас с вами, от нашей гражданской позиции. Наше министерство находится вблизи улицы Баумана. Я один раз попробовал выйти посмотреть, что происходит, а там массовое скопление народу и никого нет в средствах индивидуальной защиты. Такое поведение отдаляет нас от полной ликвидации заболеваемости и несет угрозу развития второй волны. Надо все-таки вернуться к ограничительным мероприятиям, надо выразить гражданскую позицию, начать пользоваться СИЗами и продолжать это без перерыва.
- Какие правила действуют для тех, кто отдыхал в Абхазии?
Авдонина: Ну с Абхазией граница только открылась, наверное, никто еще не успел вернуться. На сегодня действует постановление в части воздушных рейсов.
- Какие места до сих пор недоступны?
Авдонина: Закрыты все развлекательные объекты. Действуют ограничения по кальянным, закрыты кинотеатры, пожалуй, все.
- Как в Татарстане выстроена система реабилитации тех, кто переболел коронавирусом? Что она из себя представляет, какие процедуры проходит пациент?
Абашев: Вопрос действительно серьезный, потому что поражение легких у перенесших ковид достаточно значительное. Основные принципы реабилитации пациентов заключаются в том, чтобы нарастить жизненный объём лёгких. Это различные дыхательные технологии, которые необходимо проводить как самостоятельно, так и под контролем врача-реабилитолога. Такая помощь доступна на амбулаторном этапе в поликлиниках и ещё будет развёрнуто отделение Госпиталя ветеранов войн, который после 10 августа вернётся к планомерной работе. Это будет главный методический центр по реабилитологии на территории Татарстана. Сейчас они ведут текущую методическую поддержку всех амбулаторных подразделений.
Реабилитационные технологии включают в себя техники массажа, лечебную физкультуру. Поэтому при наличии показаний врач обязательно назначит данный комплекс. Но не стоит уповать на компетенции медиков, ведь чтобы повысить количество кислорода в крови, проводить эти упражнения можно и самостоятельно.
Система существует, она будет набирать обороты по мере перехода госпиталей в плановый режим. Основная масса - это все-таки амбулаторное звено. Там необходимо беседовать со своим лечащим врачом и разрабатывать индивидуальную программу реабилитации. Я не думаю, что это сложная штука. Нужны усилие, вера и следование курсу.
Коронавирус в Татарстане
В этом сюжете редакция KazanFirst собирает все последние новости, которые связаны с темой вируса.