Пришел online: безопасная покупка автомобиля без бумажной волокиты

Пандемия коронавируса ускорила внедрение принципиально новых услуг на автомобильном рынке Татарстана.

Приезжать в салон теперь нужно только за позитивными эмоциями, все оформление бумаг происходит через компьютер или смартфон. Процедура экономит уйму времени, не портит настроение, не отнимает время и позволяет сократить до минимума контакты с людьми.

Пандемия жестко прокатилась по миру и изменила практически все сферы бизнеса, порой до неузнаваемости. Одной из самых гибких сфер в этих условиях оказалась торговля, так что онлайн-культура стала бурно в нее внедряться. В сети купить можно все – от продуктов до мебели, но как обстоят дела с крупными и серьезными покупками вроде машины? 

Понятно, что здесь полный онлайн не нужен: такие эмоциональные покупки – это событие как для отдельного человека, так и для семьи, так что требуется как минимум увидеть и пощупать предмет сделки. Но все же KazanFirst решил разобраться, какие в этой сфере появились инструменты удобства и безопасности. 


Начнем с того, что, в принципе, какие-то онлайн-инструменты, помогающие при покупке авто, были и раньше. Но поскольку изоляция привела к взрывоподобному развитию онлайн-культуры как таковой, эволюционировала и дистанционная купля/продажа авто. Пандемия неслабо ударила по автоцентрам. В начале года автодилеры начали прогнозировать резкий рост цен на машины и падение спроса, а также, по данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», закрытие 50% салонов и массовые увольнения.

На довольно значительное время, в период ограничительных мер, люди практически лишились возможности приходить в автосалоны и выбирать себе авто, что называется, вживую. И производители, и дилеры попытались выкрутиться, но мало кому удалось. Купить машину – это не заказать фонарик на AliExpress, электронным кошельком не обойтись. Да и банковские нормы не позволяют просто так переводить суммы, которые нужны на покупку авто, не говоря уже об автокредите. 

В итоге у людей, по большому счету, остались только несколько возможностей, например, купля/продажа из рук в руки или агрегаторы вроде интернет барахолок. Самая большая проблема здесь в отсутствии безопасности. И речь идет не только о скрученном пробеге, но и о банальных мошенниках (методы которых сейчас совсем не банальны).

Представитель Федерации автовладельцев в Татарстане Рамиль Хайруллин также считает, что авторынки и интернет-агрегаторы какое-то время оставались чуть ли не единственными способами для людей покупать машины. Правда, сайтов-двойников и мошенников там очень много, признает собеседник.

Рамиль Хайруллин

– Насчет онлайн-покупки авто – документы ведь все равно придется оформлять, и забирать машину тоже. Перевяжут бантиком и к двери приведут? Сомневаюсь, что так будет. Тем более, что у нас большинство людей машины в кредит покупают, а раз это при участии банка, какая может быть онлайн-покупка? Не так много людей могут купить машину за кэш. Можно подать онлайн-заявку на потребительский кредит, и чисто теоретически, если банк его одобрит, за картой все равно придется ехать, чтобы ей потом расплатиться. Если речь об автокредите – сомневаюсь, что это возможно. 

Но, как ни крути, в сложном положении оказались не только покупатели, но и продавцы, и им пришлось искать пути выхода. Некоторым это удалось. Надо сказать, что ведущий региональный автодилер «ТрансТехСервис» в этой ситуации выкрутился довольно изящно  - адаптировал мобильное приложение и сайт для покупки и новых, и подержанных авто.

В итоге получился комплексный продукт, который позволяет удаленно – хоть на работе, хоть лежа на диване – вдумчиво рассмотреть сотни вариантов с подробными характеристиками, получить всю информацию о конкретном понравившемся автомобиле, а также оплатить его. И все это – ни с кем не встречаясь и не созваниваясь. А самое главное – в мобильном приложении представлен весь склад компании.

Мы поговорили с директором по организационному развитию компании «ТрансТехСервис» Марселем Мухаметшиным, который рассказал, что к чему в процессе выбора авто с помощью мобильного приложения.

Марсель Мухаметшин

 «На нашем сайте и в мобильном приложении схожий функционал. В приложении можно выбрать город, мы присутствуем в 10 городах – не только в Татарстане, но и Уфе, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Оренбурге и др. Также есть функция выбора конкретного производителя и модели, настройки фильтра по году, цене и пробегу - если речь идет об авто с пробегом. Пользователь может выбрать тип кузова, двигателя, страну сборки и т.д. С подержанными авто вообще пришлось заморочиться, ведь надо было указать все характеристики и комплектацию, фото внутри и снаружи. По сути, это уже готовый автоподбор с проверкой на скрученность, битость и прочие «прелести» вторичного рынка, но плюсом идет юридическая гарантия. Понравившуюся машину можно даже забронировать за 10 тыс. рублей, с возможностью вернуть депозит. Весь функционал и услуги бесплатны, в том числе изначальная проверка всех характеристик авто и гарантия качества. К тому же, помощь с оформлением кредита вкупе с подбором оптимального банковского предложения». 

В целом интерфейс приложения ТТС несколько напоминает Яндекс-Маркет с кучей дополнительных функций. К примеру, оно позволяет посмотреть информацию об истории всех авто пользователя, записаться на сервисное обслуживание, получить оповещения об акциях и зарегистрироваться в бонусной программе компании.

По большому счету, продукт, который предлагает ТТС, позволяет свести к минимуму необходимость присутствия в салоне и минимизирует бумажную волокиту при оформлении автомобиля. При этом клиент получает все гарантии в отличие от простых интернет-агрегаторов.

В то же время в столичном регионе дела обстоят немного иначе. Почти полноценная онлайн-покупка у некоторых дилеров работает, но только за наличку. Кредит же – это по сути непреодолимое препятствие. 

Генеральный директор одного из таких дилеров FreshAuto Денис Мигаль рассказал, что онлайн-покупка в целом возможна. Более того, 82% из всех их продаж в мае были в онлайн, 49% – в июне, и 23% в июле. 

Денис Мигаль

– Но сегодняшние 23% на фоне прошлогодних 3% – это сумасшедший рост. То есть, можно сказать, что онлайн-продажи выросли в 5-7 раз, если говорить конкретно про наш салон. 

Мигаль подчеркнул, что не всякий дилер способен рассказывать о машине честно, не все машины правильно диагностируют, правильно экспонируют и презентуют онлайн. 

– Покупка автомобиля онлайн – это не покупка каких-то ширпотребных товаров. Машина должна быть очень качественно продиагностирована, проверена и описана, чтобы клиент, получая информацию, был убежден, что она качественная. Тогда ему захочется себя доверить такому дилеру. Второе, чтобы онлайн работал – это гарантии. К сожалению, с этим тоже в России есть много вопросов. 


По его словам, онлайн от оффлайна глобально отличается тем, что при первом контакте с клиентом ему продают не визит в салон, а сразу товар. Для этого дилеру нужен правильно выстроенный бизнес-процесс начиная от приема автомобиля и его заливки в систему до готовности команды правильно презентовать авто. Клиенту же важна в первую очередь гарантия, а также качественный контент. 

– Как у нас выглядит сам процесс? Клиент заходит на сайт и выбирает автомобиль из каталога. Дальше он может удобным для себя способом связаться с менеджером, оставить заявку или сразу сделать предоплату за автомобиль. После этого менеджер должен ему сделать качественную презентацию удаленно, рассказать все достоинства и недостатки автомобиля. После этого клиент может либо заказать машину с доставкой на дом – после подписания документов по почте и оплаты машина подъезжает к клиенту. Либо он может самостоятельно забрать автомобиль в бесконтактной зоне самовывоза. В этой же зоне можно авто и оплатить после осмотра, – рассказал Мигаль.

На рынке таких игроков «под ключ» немного. В основном компании предлагают просто онлайн-резервирование, а потом клиент едет машину покупать. При этом собеседник признает, что в кредит так просто автомобиль купить не удастся.
– Здесь нужно подписывать определенный пакет документов. Пока только два банка тестируют такие удаленные формы коммуникации, но я думаю, что в ближайшие год-полтора эта история будет развиваться. А пока это тонкое место, – поделился собеседник.

Руководитель пресс-службы еще одного столичного дилера – ГК АвтоСпецЦентр Анна Уткина рассказала, что в период пандемии онлайн-продажи у них все же были.  

Анна Уткина

– При этом онлайн-продажи составили не более 5% от нормального уровня продаж, и в основном это были премиум-бренды. Массовый сегмент практически не продавался. Но здесь надо обратить внимание на то, что покупатели также были вынуждены сидеть дома и не могли посещать дилерские центры. Сейчас у людей есть выбор – поехать в дилерский центр и посмотреть автомобиль и купить его, или по какой-то причине заказать его онлайн, – поделилась Уткина. – Большинство клиентов предпочитают поехать в дилерский центр, выбрать, посмотреть, потрогать, пройти тест-драйв, потому что автомобиль – это товар длительного пользования, дорогостоящая покупка. На данный момент покупка автомобиля в семье – это все еще праздник, которого люди вряд и захотят себя лишать. Могут быть какие-то штучные, корпоративные продажи, или продажа в регионы. И то, если машина идет клиенту из другого города, на выдачу он все равно приезжает сам. 

По ее мнению, автомобили можно приобретать онлайн в кредит, и банки рассматривают заявки. Но, несмотря на тренд на цифровизацию, о котором активно говорит банковский сектор, банки не готовы к такому переходу в онлайн. Процент одобрения по кредитам снизился, но, вполне возможно, это связано с тем, что люди потеряли работу и стали ненадежными заёмщиками для банков. При этом Уткина отмечает, что даже в обычное время онлайн – это штучные продажи, по несколько в месяц.

Таким образом, пандемия и связанные с ней ограничения поспособствовала эволюции авторынка и появлению принципиально новых продуктов и услуг.

Можно смело рассчитывать, что после завершения кризиса все эти решения останутся, поскольку выводят удобство при покупке авто на новый уровень. Возможно, в дальнейшем актуальность дистанционных инструментов несколько снизится, однако есть и обратная вероятность, ведь удачное решение могут подхватить и другие дилеры.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Санёк
не знаю, как люди в интернете машины покупают. это как кота в мешке
0
0
Ответить

Олег
@Санёк Автомобиль это тот же товар как и любой другой все характеристики есть, не вижу никаких проблем. За счет такого подхода можно не держать кучу бесполезных дилеров и покупать напрямую от завода
2
0
Ответить

Марат
А доставка до двери будет и примерка перед покупкой так у всех онлайн магазинов есть такая функция
1
0
Ответить

Сережа
Скоро всё будет онлайн. Онлайн нас захватил. А можно ли купить машину со 100% гарантией от того же ТТС? А? Представители пусть скажут. Чтобы ни одной царапинки, ни одного изъяна. Кнопку нажал, оплатил и тебе машину привезли на платформе к дому?
1
0
Ответить

Павел
Я удивляюсь, что до сих пор существует рынок где продают автомобили. Как в каменном веке живут
0
0
Ответить

Валерий
@Павел А как ты поймешь нравится тебе машина или нет если ты даже в ней не сидел, это же не бетоноблоки заказывать, тут надо руками потрогать
0
0
Ответить

Павел
@Валерий Что там трогать руль и четыре колеса только отличие в дизайне, сейчас почти все тачки строятся на одной платформе так что это ваше старперское рассуждение
1
0
Ответить

Водитель
@Валерий В салон приходишь и трогаешь. На рынке на 80: % машины или кривые или после ДТП, там расчет только либо на лоха либо на тех, кому надо без документов. И на 99% там только перекупы. Авторынок себя изжил лет 5 назад.
1
0
Ответить

Ярик
Единственный плюс от пандемии этой что все начали учиться работать онлайн, все таки развитие интернета итд
3
0
Ответить

Эльвира
Главное что не надо теперь кучу договоров заполнять, это реально удобно сделали, а то я в бумагах не сильна, могут и обмануть
0
0
Ответить

Равиль
В идеале сделать кому как удобно, кто то пускай заказывает, я лично буду ездить смотреть. Главное чтобы на вторичном рынке машин такое не сделали, а то мошенников куча будет
0
0
Ответить

Имя или псевдоним
@Равиль Суть вторичного рынка в том, что его очень сложно регулировать. А вот власти всеми силами хотят это сделать. Встретились два человека, составили ДКП, деньги отдали, всё.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite