Национальные проекты трансформируют систему образования Татарстана

Отсутствие очередей в детсады, доплата классным руководителям, изменение сознания учителей и переобучение предпенсионеров. Глава Минобрнауки республики Рафис Бурганов рассказал, как модернизируют самую финансово-затратную отрасль республики.

Второй год Татарстан участвует в реализации национальных проектов «Демография» и «Образование». В 2020-м список пополнил еще один - «Наука». На их реализацию планируется привлечь около 8,5 млрд рублей.

- Мы привыкли, что образовательные программы ассоциируются со школой. Но это не так. Человек попадет в ясли - уже образовательная программа. В 1,5 года он попадет в систему образования. Любая переподготовка в возрасте 50-70 лет - это тоже наш контингент сегодня. Поэтому мы должны каждому дать возможность переучиться. Поднятие пенсионного возраста для многих стало толчком для переквалификации. Много педагогов, которые не работали по специальности, а сегодня решили восстановить свои знания. Эти люди важны, они могут очень быстро адаптироваться в системе образования, - рассказывает министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов.

Больше 1 млрд рублей в республике направили на проект, который позволил обеспечить все школы республики высокоскоростным интернетом. Острую необходимость в подобных технологиях еще раз подчеркнула пандемия коронавируса и связанный с ней период дистанционного обучения.

- Это не национальный проект по форме, но национальный - по содержанию. У нас 1 402 школы. Во время «дистанта» мы увидели, что есть проблемы и с получением, и с передачей информации. Сегодня был в Лаишево в сельскохозяйственном техникуме. Захожу - стоят наши двигатели, которые позволяют механику все понять. А для газодинамики нужен фильм, чтобы показать, как газы оказывают давление на поршень, как можно увеличить производительность двигателя. В биологии то же самое - можно за секунды показать циклы, которые несколько недель, месяцев, а то и годами тянутся, - пояснил Бурганов и добавил, что последствия подобной модернизации будут ощущаться с каждым днем.

За 2018-2019 годы в Татарстане серьезно занялись вопросом обеспечения детей в возрасте от двух месяцев до семи лет местами в детских садах. Решение довольно прямолинейное, но от того не менее эффективное - вложенные в строительство 30 детсадов 5,5 млрд рублей позволили создать 6 220 мест. В 2020 году планируется завершить строительство еще 22 учреждений с общим финансированием 5,2 млрд рублей, что позволит принять еще 5 030 малышей (2 525 мест - для ясельного возраста).

- Чуть ли не каждый день мы сегодня открываем садики. Для нас это очень радостные события. Благодаря этим мерам будет повышаться доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до трех лет, проживающих в Татарстане. К концу этого срока показатель должен достичь 100%, что позволит обеспечить всех желающих местами в детских садах. Это также означает, что молодые мамы смогут вернуться на свои рабочие места, - подчеркнул министр.

По национальному проекту «Образование» в 2019 году реализовано восемь федеральных программ, сумма вложений - 7,5 млрд рублей. В текущем году - всего 2,7 млрд рублей, но мероприятий меньше не стало - их 11. Ведется строительство как новых школ, так и модернизация материально-технической базы. За два года в 139 сельских образовательных учреждениях созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей, в 2020 году еще 42 организации закупят технику на 47 млн рублей.

- Обновление материально-технической базы школ будет способствовать формированию у обучающихся, включая детей с особенностями развития, современных навыков. Измененный дизайн отдельных помещений школ улучшит условия обучения детей и повысит привлекательность организации в глазах обучающихся, - уверен руководитель республиканского ведомства.

Еще 8,5 млн рублей направлено на ремонт спортивных залов в шести школах. Более 330 млн рублей - на открытие центра по работе с одаренными детьми, где более 10 тысяч школьников со всей республики смогут проходить тренинги и участвовать в мастер-классах. Порядка 17 млн рублей вложено в мобильный технопарк «Кванториум» - это перевозная станция, где проводится обучение программам инженерной направленности.

- Пока мы проводили торги, готовили документацию, цены на передвижное средство поднялись. Но президент Татарстана Рустам Минниханов эту разницу нам доплатил, в скором времени мы сможем этот мобильный технопарк увидеть в действии, - сообщил Бурганов.

Дом научной коллаборации появился на базе Елабужского филиала КФУ. Здесь дети смогут не только встретиться с учеными, но и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность. Основной акцент - на рациональное природопользование, экологию, сельскохозяйственные науки, биотехнологии.

- Свыше 150 тысяч детей школьного возраста станут участниками открытых интернет-уроков или мастер-классов, направленных на раннюю профориентацию. Мы ожидаем, что через несколько лет реализации проекта дети существенно повысят качество знаний по предметам естественно-научного цикла и будут более осознанно подходить к выбору профессии, - отметил министр. 

В 110 организациях за два года будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды. В 2020-м на эти цели выделено 176 млн рублей - 78 образовательных учреждений оснастят современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, чтобы обеспечить качественное образование в режиме онлайн.

- Благодаря этому изменится профиль современного учителя информатики, который будет не просто выдавать учебный материал на высоком профессиональном уровне, но и обеспечит бесперебойную работу школьной сети, создаст целый ряд совместных с детьми исследовательских проектов, обеспечивающих прорывные технологии в будущем, - рассказывает Бурганов. 

Нацпроект «Наука» позволил КФУ и Казанскому научному центру получить гранты на 212 млн и 238 млн рублей соответственно. Средства также направят на обновление материально-технической базы, что положительно скажется на повышении качества подготовки студентов.

- По школам езжу. Классы ОБЖ, технологии - мечта любого молодого человека. Будет уже воспитываться культура производства, навыки. Был бы не прав, если бы не сказал, что мы формально не задействованы в проекте «Жилье и городская среда». По этому проекту у нас строятся школы, причастность нашего министерства и отрасли к нему тоже хотел бы отметить, - говорит спикер. 

Однако в министерстве понимают, что красивые классы и быстрый интернет - еще не все, что нужно для качественного обучения. Все более значимое место занимают кадры. В КФУ за счет бюджета республики готовят будущих педагогов, существенную поддержку оказывают и уже работающим учителям.

- Существенную поддержку окажем по классным руководителям. Эта доплата будет достойна той советской доплаты, которая была за классное руководство. Пять тысяч рублей - это федеральные средства, которые уже пришли. Наши надбавки - 550 рублей за руководство и 80 рублей за человека. Итого 7-8 тысяч рублей доплата - очень и очень хорошее подспорье. Другой подработки у учителей нет, только дополнительные часы. Здесь сказать, что у нас дефицит педагогов есть, мы не можем. Их у нас хватает и после того, как мы переобучение прошли по высвобожденным часам. Постоянно переподготовку проводим. Баланс мы регулируем. Где-то перекос бывает - люди переезжают, не все доходят до рабочих мест после окончания вуза. Но нет такого предмета, который бы в положенном объеме в школах не преподавался, - подчеркнул глава Минобрнауки РТ.

В завершение почти часовой пресс-конференции Бурганов показал две папки примерно равного объема. Оказалось, что о проектах из одной он рассказал во время заседания, но чтобы упомянуть все, что делается, требуется гораздо больше времени.

- Если начать говорить про наши образовательные программы, которые дальше будут работать - Иннополис, IT-классы, «Яндекс Лицей». Это то, что напрямую не присутствует в национальных проектах, но является сопровождением, дополнением. Очень много программ, которые будем предлагать делать, обучать. До конца пока не можем оценить роль полилингвального комплекса. Это не изучение языков, это обучение на этих языках. Это совершенно другое качество. Ориентируем и детские садики, чтобы педагоги могли давать азы. Елабужский комплекс - мы отдали одну из школ, она будет базовой площадкой для елабужского института. Это будет совершенно иное качество подготовки кадров, - убежден Рафис Бурганов. 

Весьма масштабные положительные изменения - лишь промежуточные итоги. До 2024 года национальные проекты позволят существенно трансформировать отрасль образования, резюмировал министр.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Маргарита Гладкова
Много новых школ и садиков открывается. Но все же хочется и ясельные группы чтобы были. В советское время же были. Сейчас в чем проблема открыть?
0
0
Ответить

Родители
По школам Казань впереди. Но многое зависит от директора. Взять школу на Ершова, хороший пример когда всё можно испортить коллективом
0
0
Ответить

Галина
Похоже возвращаются времена кружков по интересам, робототехника итд. Наконец каждый сможет заниматься чем хочет
0
0
Ответить

@
@Галина Это вряд-ли.
0
0
Ответить

Эльза
Еще бы поменять саму программу, а то наших детей обучают половине ненужных предметов
0
0
Ответить

Раиса
@Эльза Ненужных предметов нет, ребенок должен в школе сформироваться как личность и не только в одну сторону
1
0
Ответить

Вагиз
@Эльза Если у ребенка не будет всех предметов, то он и не поймет что ему нравится и кем он хочет стать
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite