Энергоэффективность Татарстана вырастет за счет завода по производству газомоторного топлива

Реализация пилотного проекта оценивается в более чем 11 млрд рублей.

На площадке «Казань Экспо» проходит Татарстанский нефтегазохимический форум. Это одно из крупнейших международных событий отрасли в России, которое организовано в преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности. На выставке свои экспозиции представят порядка 100 компаний из 18 регионов, а в ходе научно-практических конференций более 1,5 тысячи человек обсудят тренды развития сферы. 

Одно из ключевых мероприятий форума - заседание правительства Татарстана по энергосбережению, на котором обсудили итоги реализации госпрограммы за 2019 год и планы по строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Энергоемкость ВРП в республике снижается

Энергосбережение и энергоэффективность республика контролирует с помощью госпрограммы, рассчитанной на 2014-2024 годы. Главным интегральным показателем ее успешности считается энергоёмкость валового регионального продукта (ВРП). Он представляет собой отношение потребления первичных топливно-энергетических ресурсов к ВРП. То есть чтобы снижать энергоёмкость ВРП, нужно меньше потреблять ресурсов и при этом производить больше продукции.

- В целом энергоёмкость ВРП снижается. За 2019 год на 0,7%. А в общей сложности в сопоставимых ценах по отношению к 2007 году, от которого идёт отсчёт, на 24,5%. Базовый план, который у нас утвержден и согласован при принятии данной программы, - 24,8% (за 2020 год. - Ред.), - говорит министр промышленности и торговли Альберт Каримов, добавляя, что достичь этого удалось за счет внедрения современных технологий. 

В разрезе потребления ресурсов 70,7% приходится на производство и распределение электроэнергии, газа и пара, 20% - обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых, 1,6% - сельское хозяйство, 1,4% - строительство и ЖКХ, 6,3% - прочие отрасли, включая бюджетную сферу. 

- На долю промышленности приходится порядка 20% всех потребляемых энергоресурсов. Энергоемкость последовательно снижается, за последний год - на 1,5%. Оно произошло в топливной (-2,18%), легкой (-5,96%) и деревообрабатывающей (-3,85%) отраслях. Но энергоемкость прибавилась в пищевой промышленности (+2,09%), химии и нефтехимии (+2,47%), машиностроении (+2,92%), что в первую очередь обуславливается снижением выпуска производства продукции в этих отраслях. То есть уровень потребляемой энергии остается тем же, а если выпуск снижается, энергоёмкость увеличивается, - говорит Каримов.

Среди предприятий, которые улучшили свои показатели, выделяются КМПО (-17%), «Вакууммаш» (-12%), «Казаньоргсинтез» (-10%). В красной зоне оказались Химзавод Карпова (+24%), «Нижнекамскнефтехим» (+10%), «КАМАЗ» (+3,5%).

Несмотря на сложные эпидемиологическую и экономическую ситуации, министр отметил, что нужно быть конкурентоспособным, поэтому предприятиям предстоит реализовывать заложенные программы по энергоэффективности.

Что касается сельского хозяйства, то повысить энергоэффективность министр советует за счет использования техники на газомоторном топливе, а в сфере ЖКХ - за счет энергосервисных контрактов. По его словам, они уже показали свою эффективность. За шесть лет экономия составила 340 млн рублей. 

Количество заключенных контрактов растет. Например, если в 2018 году в республике было подписано 36 контрактов на 312 млн рублей, то за восемь месяцев 2020 года – 11 контрактов на 391 млн рублей. Лидерами среди ведомств являются Минздрав - 13 контрактов и Минтрудсоцзащиты - 6. А среди районов Зеленодольский - 9 контрактов, Лениногорский - 8. Тем не менее Каримов заметил, что только 22 муниципалитета в целом имеют заключенные контракты. 

Пандемия сказалась на энергетиках

На энергетику в Татарстане приходится более 70% от общего объема потребления. Республика находится на первом месте среди регионов ПФО по уровню потребления электроэнергии, а среди всех субъектов - на девятом. За 2019 год потребление составило 30,6 млрд кВтч, а выработано при этом 28,9 млрд кВтч. Реализация проектов по вводу новых энергомощностей за последние два года позволила сократить объем электрической энергии, поставляемой за пределами республики. 

- Пандемия сыграла свою роль в энергетике, - говорит Каримов. - Мы наблюдали значительный спад в производстве в целом в первом полугодии. Это, соответственно, повлияло на производство электроэнергии - оно снизилось на 11%, хотя потребление снизилось на 5%. 

Сейчас перед республикой стоит ряд задач, одна из которых - модернизация энергетических станций. За шесть лет обновлено четыре крупные станции, что позволило увеличить мощность энергосистемы на 1,2 ГВт. На днях Татарстан приступает к модернизации Заинской ГРЭС, на которой планируется строительство парогазовой установки мощностью 850 МВт. Также продолжается модернизация челнинской ТЭЦ, крупнейшей станции в Закамье. 

Пилотный проект по строительству завода СПГ

Один из ключевых ресурсов для увеличения энергоэффективности - расширение использования газомоторного топлива. В Татарстане действует одноименная программа, рассчитанная на 2013-2023 годы. Заместитель министра промышленности и торговли Тимур Саматов отметил, что на данный момент в республике расположено 24 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС) и реализовано свыше 200 млн куб. метров компримированного природного газа (КПГ). При этом эффективность от перевода транспортных средств с традиционного топлива на метан составила более 5,5 млрд рублей. 

- Также было приобретено и переоборудовано около 9 тысяч единиц транспортных средств, из них 2 тысячи - государственные и муниципальные транспортные средства, что позволяет ежегодно экономить 60 млн бюджетных денег, а это порядка 1 млн долларов, - заметил Саматов. 

В июне 2019 года правительство Татарстана и ПАО «Газпром» подписали соглашение по реализации двух инвестиционных проектов по созданию комплекса СПГ и сети криогенных АЗС. Минпромторг приступил к разработке подпрограммы развития рынка СПГ и качественного газомоторного топлива на 2020-2024 годы. 

По словам Саматова, есть все условия для реализации данной программы. Так, «Газпром» уже принял решение о строительстве в 2021 году на АГНКС Набережных Челнов блока по сжижению природного газа. ПАО «КАМАЗ» и ГК «РариТЭК» освоили выпуск серийной техники на СПГ. Сам РариТЭК уже разработал криобаки и криоемкости, освоил ремоторизацию (переход с дизеля на СПГ. - Ред.) техники. А Зеленодольский завод Горького освоил производство судов на СПГ, спустив на воду первую «Чайку-СПГ». Также есть и инвесторы, заинтересованные в строительстве завода по производству СПГ, и потенциальные покупатели. 

- Предполагаемый общий объем финансирования составит 11,045 млрд рублей, в том числе внебюджетные средства - 10,1 млрд рублей. Из федеральной казны мы планируем попросить 521 млн рублей, из республиканской - 378 млн. Основная доля финансирования приходится на строительство и комплексное обслуживание по приобретению грузовой техники и заправочной инфраструктуры, - рассказывает замминистра.

На начальном этапе планируется строительство завода по СПГ и не менее пяти КриоАЗС, покупка и переоборудование не менее 2 тысяч ТС на СПГ. В качестве места для реализации пилотного проекта предварительно рассматриваются Набережные Челны и прилегающие пять муниципальных районов. 

- Реализация пилотного проекта позволит снизить затраты промышленных и сельхозпредприятий, улучшить экологическую обстановку, разработать и апробировать новые технологии и оборудование на СПГ. Опыт, полученный в ходе реализации данного пилотного проекта, позволит нам масштабировать его на территории всей республики и России в целом, - подытожил Саматов. 

Про электромобили забыли

Итоги заседания подвел президент Татарстана Рустам Минниханов. Он отметил, что тема энергоэффективности становится более приоритетной для республики.  

- Последние четыре года энергоемкость ВРП сокращается менее чем на 1% ежегодно. Я считаю, это не соответствует возможностям республики. Поэтому необходимо проанализировать работу по всем отраслям. В самой энергетике много возможностей - «Татэнерго», «ТГК-16» и нефтяники… Нужно посмотреть тему малоэффективных котельных, переходить на комбинированную выработку, там, где есть возможность, и развивать индивидуальное отопление, - говорит он.

Президент напомнил, что в 2011-2014 годах регионам предоставлялись федеральные средства на софинансирование программ энергоэффективности. Он обратился к заместителю министра энергетики России Антону Инюцину с просьбой рассмотреть возможность восстановления данной поддержки. 

Что касается министерств и муниципалитетов, Минниханов акцентировал, что нужно активнее пользоваться энергосервисными контрактами. 

- 22 муниципалитета [заключили], а остальные в стороне. Я не понимаю, почему в Челнах нет. Такой крупный город, - замечает президент.

Лидер республики также попросил обратить внимание на электросети. Есть случаи, когда муниципалитеты выделяют земельные участки, не учитывая охранные зоны объектов электроэнергетики. 

- Выделяются земельные участки, строятся дома, а потом эти люди мучаются. Линию же потом не уберёшь - есть охранные зоны. С этим делом нужно жестко бороться, - подчеркнул он. 

Затем президент предложил устанавливать зарядные станции для электромобилей в новых домах.

- Мы пока по электромобилям ничего не делаем. В новых домах надо предусматривать зарядные станции для них. Если зарядные станции появятся, люди тихо-тихо будут покупать электромобили. 60-70% экологической нагрузки - это автомобильный транспорт. Переходить надо на гибрид, на газомоторное топливо. Только это может спасти крупные населенные пункты, города от этих выбросов, - считает он.

В завершение Рустам Минниханов добавил, что в республике активно развивается рынок газомоторного топлива, а реализация пилотного проекта по строительству завода по производству СПГ должна стать важнейшей задачей.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марат
Наконец то хоть какие-то инновации, а то построили в Иннополисе руку которая машет флагом татарстана и забили))
1
0
Ответить

Руслан
Ой непонятно когда до Казани вообще дойдет тема с электромобилями, в Мск и Питере то уже много зарядок, а у нас пока нет тесл даже столько
0
0
Ответить

Фарид
Нужно чтобы сначала были какие-нибудь дешевые электромобили, а не как тесла стоит кучу денег, никто позволить себе не может особенно в маленьких городах
0
0
Ответить

Руфина
@Фарид Китайцы ворвутся полюбому на этот рынок как обычно и делают, будут по цене новой лады весты))
1
0
Ответить

Алсу
До электромобилей нам далеко, пока только электросамокаты появились)
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite