Юлия Адгамова: Азам менеджмента и маркетинга нужно обучать во всех творческих вузах

Заместитель министра культуры Татарстана в интервью KazanFirst рассказала о том, какие кадровые преобразования ждут культурные учреждения республики, о чем татарстанцы просят федералов, и объяснила, для чего отрасли нужна Стратегия развития. 

- Совсем недавно в министерстве запустили конкурс по формированию резерва управленческих кадров на должность руководителей учреждений культуры. В чем необходимость этого проекта? 

- Такой конкурс мы инициировали в этом году впервые, чтобы посмотреть потенциальных руководителей в наши подведомственные учреждения. Хотели, чтобы они рассказали свое видение развития того или иного учреждения и внесли какие-нибудь свежие идеи в их развитие. В последующем мы хотим повторять этот опыт, объявляя конкурс на кадровый резерв раз в три года, например.

Это очень интересный проект, но, к сожалению, на участие в нем поступило мало  заявок, поэтому мы продлили прием анкет до 23 октября 2020 года. 

Для тех, кто войдет в кадровый резерв, предусмотрено дальнейшее обучение в рамках MBA по направлению  менеджмент в сфере культуры (Образование MBA – специальная программа обучения, профессионального высшего образования, позволяющая получить степень магистра бизнес-управления. - Ред.). 

В рамках Стратегии Ирадой Хафизяновной (министр культуры Татарстана. - Ред.) было озвучено, что у нас около 22 тысяч трудящихся  по отрасли культуры. Большинство из них – люди с высшим образованием, а по возрастному составу у нас доминируют люди от 40 до 55 лет. Конечно, есть и те, кто постарше. 

Мир не стоит на месте, он меняется. Чтобы отвечать веяниям времени, необходимо обучаться современным компетенциям, новым знаниям и привносить в свою деятельность новшества. 

- А что, действующие директора театров и клубов? Конкурс значит, что руководство ведомства не устраивает кадровый состав в сфере культуры?  

- Нет, не то, чтобы кадровая ситуация не устраивает. Отрасли культуры присуща стабильность кадров, и это очень хороший знак и хорошая динамика, но и новые веяния никогда не помешают. Это не связано со средним возрастом культурных работников или еще с чем-то. У каждого должна быть возможность социального лифта. Этот кадровый резерв как раз предоставляет такую возможность. Я сама участвовала в этом конкурсе, чтобы в последующем реализовать себя, чтобы меня заметили, оценили. 

Тут только на первом этапе к человеку предъявляются определенные формальные требования, а на втором он должен рассказать о своей концепции. И если она будет интересной для комиссии, то он будет рекомендован на включение в кадровый резерв. А там есть перспективы быть назначенным на должность руководителя культурного учреждения или любую другую предложенную позицию.

Даже если человек не займет должность, то у него есть блестящий шанс пройти MBA обучение. Это неплохое образование. И ведь если мы будем вкладывать денежные средства, то мы будем возлагать на этого человека какие-то надежды.

- Концепция, которую будет представлять конкурсант, должна быть на базе конкретного учреждения?

- Наверное, вы еще помните, мы объявляли кадровый резерв на должность директора казанского цирка. Там как раз были концепции, связанные с деятельностью только этого учреждения. Здесь мы такие ограничения не вводили. Человек может рассказать о видении в целом, вне привязки к какому-то учреждению, потому что построить финмодель конкретного учреждения, наверное, сложнее, чем взять что-то в общем. Это может быть, например, видение развития районного дома культуры без привязки к муниципалитету или видение муниципальной библиотеки вне привязки к конкретным цифрам. Если у конкурсанта будет желание воспользоваться конкретными сведениями, то все данные для них будут открыты, то есть если концепция будет построена на базе конкретного учреждения, то она будет тоже принята.

- Есть ли количественные ограничения для тех, кто может пройти обучение? 

- Они связаны с объемом финансирования, который выделен на эту программу. Мы надеемся, что на следующий год мы увеличим места в рамках всего кадрового резерва. 

- Давайте пофантазируем: к вам пришел человек, который представил концепцию развития одного из учреждений. Есть ли вероятность того, что он займет место того, кто уже исполняет обязанности руководителя? 

- Да, тут оцениваются профессиональные качества человека. Если комиссией будет принято такое решение, то кадровый резерв и предусматривает при вакансии данной должности первоочередное назначение. С учетом того, что у нас с большинством руководителей заключены срочные трудовые контракты, а также проводится аттестация занимаемой должности, то, естественно, этот шанс есть.   

- В последнее время в ведомстве активно работают над Стратегией развития культуры. Для чего она вообще нужна?  

- У нас уже была Стратегия развития культуры до 2020 года, но в рамках тех принципов, которые были озвучены Ирадой Хафизяновной на первой коллегии при ее назначении на должность, была поставлена цель пересмотреть ее. Мы изменили больше половины того, что там было, изменили цели, задачи. Что же она даст для конкретного жителя? Для себя мы составили такую карту изменений. Если говорить о создании среды для возможностей самореализации и развития талантов, это означает, что у меня, у обычного жителя должна быть возможность недалеко от дома реализовать свои способности. Мы провели исследование и выяснили, что, например, для людей 40+ в наших учреждениях культуры занятий танцами нет. В основном вся кружковая деятельность направлена на 14+. Почему бы и нет?

А сейчас в наших учреждениях культуры предусмотрено создание коворкингов. Должно получиться так, чтобы  наши учреждения могли бы стать третьим домом, куда хочется вернуться, где хочется провести как можно больше времени. У нас таким зданием является новая Национальная библиотека в здании НКЦ. Это синтез пространства и инфраструктуры, но при этом сохранение функций библиотеки. 

Тут очень важно сохранить ту идеологию, которая есть, немного изменив пространство. Создание модельных библиотек не означает, что мы поставим новый стул и стол, это означает, что мы изменим отношение внутри. Для того, чтобы к нам пришла другая целевая аудитория, чтобы люди не смотрели на то, как на неизменяемое и то, что нельзя потрогать. 

Еще в Стратегии заложена цель возрождения производства национальных изделий на территории республики. У нас есть несколько национальных промыслов, позиционирование которых проходит только в рамках различного рода ярмарок, устраиваемых раз в год. Все остальное время люди производят свою продукцию в интернете, но нужны и государственные площадки.  

Большое внимание уделено талантопроводящей сети. Мало того что необходимо воспитывать таланты, нужно еще их найти. Зачастую талантливые дети не посещают наши художественные школы, школы искусств. Механизмы работы с такими самородками тоже заложены в Стратегии, чтобы потом воспитать будущих Ильхама Шакирова и Альфию Авзалову.

Также в Стратегии заложена программа Земский работник культуры. Сейчас этот пилотный проект реализуется на федеральном уровне. Ее цель – возращение молодых специалистов обратно в село. А чтобы они вернулись обратно, нужно создавать там условия. Мы сейчас совместно с министерством земельных и имущественных отношений ведем работу над  предоставлением бесплатного земельного участка для строительства дома. На заседании Совета Рустам Минниханов с Ольгой Любимовой (министр культуры России. – Ред.) говорили еще и о том, что они предоставят подъемные денежные средства. Пока предварительная сумма в районе миллиона рублей. Это немаленькие деньги. 

- Есть ли уже те, кто получил землю по этой программе? 

- Проект внесения изменений в закон Земельного кодекса проходит межведомственное согласование. 

- То, что вы рассказывали сейчас, – это все про так называемые 5К – про базовые принципы Стратегии (компетенция - создание и развитие профессий в сфере культуры; креативность - создание среды, стимулирующей к творчеству; коммуникации – взаимодействие с сообществами, целевыми аудиториями; капитализация – развитие ресурсной базы; кооперация – принцип объединения ресурсов. – Ред.). Каким образом можно будет проследить за исполнением этих принципов? Продуман ли механизм измерения того, насколько они выполняются?

- Стратегия определяет направление развития. А уже конкретные мероприятия будут корректироваться с учетом видения Стратегии в наших госпрограммах. В госпрограмме будет  прописано конкретно: образно говоря, довести общее количество зданий, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 95%, оснастить 80% школ искусств новыми музыкальными инструментами или там создать в каждом районе виртуальный концертный зал. То есть конкретно такие показатели будут в госпрограмме. А в Стратегии должна быть заложена идеология о том, что именно эти изменения нужны.

- Помнится, что на первой презентации Стратегии предлагалось запустить в обществе полемику, обсуждения на тему того, какой будет культура Татарстана к 2030 году. Удалось ли это сделать? 

- Стратегия проходит публичные обсуждения. Первое из них мы устроили на площадке "Единой России". На нашем сайте был прямой эфир, мы попросили зрителей вносить свои предложения. Их было не так много, но они были. А сейчас у нас министр ездит по районам и встречается с жителями. Буквально на днях она была в Нижнекамске и для нее было удивительно, что для нижнекамцев самой волнующей темой является краеведение. Оказывается, у них это очень развито. А Стратегия предусматривает территориальное зонирование и нахождение той зоны развития, которая станет точкой притяжения. Также она встречалась с населением и в Альметьевске. 

На следующей неделе у нас будут еще одни общественные обсуждения. Мы решили провести их в Национальной библиотеке и вести оттуда прямой эфир. Мы ждем предложений от всех заинтересованных, чтобы иметь возможность все скорректировать. Еще раз повторю: Стратегия направлена на каждого нашего жителя. И то, каким будет культурное пространство, зависит и от инициативы каждого.

- То есть в библиотеку может прийти любой горожанин и высказать свои идеи и предложения?

- Да, да. Хотя на законодательном уровне такого механизма не предусмотрено, мы решили их все-таки провести. Нужна будет лишь предварительная регистрация, чтобы мы понимали, сколько будет людей. Если слишком много, то нужно менять площадку. 

Любой желающий, конечно, сможет высказаться. Сейчас мнения людей более важные, нежели какие-то количественные показатели. Мы можем говорить, что мы всего достигли, что задание выполнили, что у нас столько-то премьерных постановок, столько-то обслуженных зрителей, но если по факту это не интересно жителям, значит, мы недостаточно работаем в этом плане. 

- Наступит день, когда Стратегия будет готовой к принятию. Кто и как будет ее утверждать и когда это случится? 

- У нас есть регламентный срок для аккумуляции предложений от населения и внесения документа в кабинет министров. Президентом он был обозначен до 15 сентября. 

- Что изменится в жизни татарстанцев к 2030 году, если эта Стратегия будет реализована?

- Мы как раз вчера обсуждали с Ирадой Хафизяновной, что же такое культура. Представление культуры в форме бесконечности должно быть везде. Тот врожденный культурный код в каждом из нас должен быть нашим внутренним ограничителем. Для этого недостаточно изменить пространство, нужно изменить себя. 

Наша задача как государства - присутствовать в культуре с точки зрения тех идеологических принципов, которые есть. Чтобы реализовать это, мы ждем инициативы от людей, потому что даже если маленькие мечты станут реальностью, это может помочь в последующем и другим. Это будет очень здорово. Нужна лишь инициатива, а мы поддержим. 

- Кстати, именно такие инициативы и были озвучены на последнем заседании Совета по развитию культуры при президенте Татарстана. Кроме того что творческая интеллигенция может здесь высказаться,  в чем значимость этого органа?

- На самом деле этот Совет был создан в прошлом году. Он есть не во всех регионах. Совет представляет собой открытую площадку для диалога первого лица государства с творческой элитой. Те, кто входит в состав Совета, транслируют не лично свое мнение к чему-либо, а коллективное. Когда Фарит Бикчантаев (главный режиссер театра Камала. - Ред.) говорил об образовательной составляющей, он говорил за все сообщество в целом, а это дорогого стоит. 

В части регламента дальше будет решение Совета, которое сейчас находится на стадии исполнения. После этого оно перейдет в форму документа, после которого все органы государственной власти будут его исполнять.

Все, кто выступал на заседании, выступили единым фронтом и обозначили, что им нужно именно в свете приоритета. И институт продюсирования, о котором говорил Салават, тоже есть в Стратегии. Потому что зачастую мы не умеем банально продавать. Мы можем взрастить этот талант, но компетенции дальнейшего его продвижения мы не обучаем. Это сигнал для того, чтобы изменить программу обучения, добавить эту составляющую. Сейчас на уровне Москвы уже обсуждается обучение азам менеджмента и маркетинга. Этому нужно обучать во всех творческих вузах, на любых специальностях. 

- Присутствие на заседании Ольги Любимовой как-то ускоряет процесс решения поднятых проблем?

- Нам очень повезло, что на первом заседании Совета, кроме Рустама Нургалиевича, присутствовала Ольга Борисовна. Получился такой живой диалог между ними и творческой общественностью. На самом деле Минкульт России открыт к инновациям и часто прислушивается. Те идеи, которые были озвучены, Ольга Сергеевна Ярилова (заместитель министра культуры России. – Ред.) записывала. 

Сейчас Ирада Хафизяновна входит в рабочую группу по разработке концепции креативных индустрий, чтобы эти инициативы были реализованы на федеральном уровне и уже потом трансформировались на нас.

- Что происходит с предложениями после того, как их озвучили? В национальный проект «Культура» этого года они уже не войдут? 

- Нацпроект может корректироваться. Ирада Хафизяновна - руководитель рабочей подгруппы по методическому обеспечению, они будут инициировать те идеи, которые прозвучали на Совете. Она будет отправлять оформленные бюрократические документы в Москву, а в Москве будут принимать решение о корректировках. Естественно, это не очень близкий процесс, но в то же время он и не очень долгий. Задача для нас, чиновников – максимально сократить расстояние от идеи до ее реализации. Тем более предложения прозвучали интересные. 

- По итогу прошлого года республика оказалась в числе лидеров по показателям. Как обстоят дела в этом году? Удастся ли удержать первые позиции?

- Одним из показателей нацпроекта является количество посещений культурных учреждений. Мы были вынуждены закрыться и перешли на онлайн-трансляции, но количество их посещений не учитывается. 

Мы вышли с инициативой на министерство культуры России, чтобы они внесли этот показатель, не обнуляли его. Просто если обнулят, будет не очень честно. Мы же работали. Но тут встает интересный вопрос: как проследить за достоверностью этого учета. Ну если мы с одного компьютера 10 раз зайдем, то 10 кликов и будет, хотя фактически я один уникальный пользователь. Наше предложение приняли и услышали. 

Среди приоритетов, которые были обозначены Владимиром Путиным, - увеличение количества посещений культурных учреждений в три раза. В этом году без учета онлайн-посетителей мы его не достигнем. 

- В последние пару недель все больше и больше говорят о второй волне. Выдержат ли культурные учреждения Татарстана новый удар?

- Давайте не будем пессимистично настроены. Никто ни от чего не застрахован, в то же время еще ничего и неизвестно. Мы не забывали эти формы (работы при пандемии. - Ред.). Они у нас есть. Вторая, третья, пятая волна. Сначала было непривычно, мы столкнулись с множеством проблем. Сейчас мы продолжаем онлайн-трансляции, но количество онлайн-посетителей снижается.

Вся эта ситуация доказала, что мы все-таки люди советской эпохи, которым важно чувство сопричастности, важно потрогать. Мы выступили единым фронтом благодаря поддержке руководства, правильному курсу, который был выбран. Он показал свою эффективность, а люди просто сплотились, и нам уже ничего не страшно. Будем надеяться на позитив. Главное - сохранять здоровье и веру в себя.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
15 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Руслан
Творчество это конечно хорошо, но лучше бы они учились и становились специалистами, мастерами своего дела
0
0
Ответить

Алия
@Руслан И не говорите, у нас в универе те кто постоянно пел и танцевал прогуливали пары ради студвесны итд, в итоге сейчас непонятно чем занимаются по жизни
0
0
Ответить

Ольга
@Алия У меня подруга танцами занимается всю жизнь, и сейчас у нее студия своя, очень даже неплохо живет, так что тут вопрос, как вы это монетизируете)
0
0
Ответить

Саша
У нас и сейчас есть в универах все для этого, если есть желание можно самим поискать кружки, спорт, вокал итд
0
0
Ответить

Руслан
@Саша Откуда у студентов деньги на это все? у них степендия 2 тыщи
0
0
Ответить

Адель
Думаю что с каждым годом стране всё меньше нужны артисты и юмористы,певцы и музыканты. Нужно солдаты. Всё дело идёт к тому
0
0
Ответить

Весна пришла сегодня
Причем тут административные работники и учреждения культуры? Этим должны заниматься певцы,музыканты. Как и тренерами быть спортсмены. Чиновники только угробят всю культуру и всё искусство своими придирками и бесконечными согласованиями
0
0
Ответить

Тренер
@Весна пришла сегодня Футболист может отлично пинать мяч,но ничего не смыслит в тактике,не говоря про стратегию.
0
0
Ответить

Ксюша
Почему же нет баз? в Униксе у нас бесплатно можно тренироваться после универа
0
0
Ответить

Аня
Вот так все свое студенчество и протанцуют) а учиться кто будет?)
0
0
Ответить

Марат
@Аня Да обычно таких активистов отмазывают все преподы и они заканчивают с четверками в дипломе, ну тут как договоришься конечно)
0
0
Ответить

Юля))
Мне одной кажется что во время эпидемии закрытия клубов,ресторанов и музеев с кинотеатрами практически никто не заметил? Может быть они и не нужны в таком количестве?
0
0
Ответить

Айгуль
Мне кажется всем этим творчеством лучше заниматься вне учебы, а просто в свободное время
0
0
Ответить

Динара
Непонятно только как эти навыки типо танцев ребенку в жизни помогут) Если он конечно не станет крутым хореографом
0
0
Ответить

Ислам
Лучше тогда на профессиональный спорт отдавать, например тот же бокс или футбол, там хотя бы есть карьерный рост..
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite