Со дня открытия маршрута Большого казанского кольца вагоны уже дважды сходили с рельсов. Эксперт Дмитрий Киру специально для KazanFirst объяснил, в чем причина подобной аномалии.

«Белорусы» не встали на рельсы: что не так с трамваями в Казани?

Со дня открытия маршрута Большого казанского кольца вагоны уже дважды сходили с рельсов. Эксперт Дмитрий Киру специально для KazanFirst объяснил, в чем причина подобной аномалии.

В Казани во второй раз сошёл с рельсов трамвай на улице Технической. Последний инцидент случился 7 октября, недалеко от площади Вахитова. В ДТП попал трёхсекционный трамвай - он протаранил три грузовика. В аварии пострадали два человека - 52-летний водитель трамвая и 31-летний пассажир: оба получили ушибы и синяки. Одному из пострадавших успели оказать медпомощь на месте, а другого госпитализировали. 

«Белорусы» не встали на рельсы: что не так с трамваями в Казани?

На случившееся уже отреагировала прокуратура Татарстана. Надзорное ведомство должно выяснить все обстоятельства инцидента и дать оценку соблюдению требований о безопасности дорожного движения, эксплуатационному состоянию трамвая и путей, а также подготовке водителей. 

Вместе с прокуратурой свою проверку начало региональное управление СК России. В настоящий момент по данному факту возбуждено административное расследование.

Происшествие на месте прокомментировал начальник 16-й пожарно-спасательной части 7-го отряда Федеральной противопожарной службы МЧС России по РТ Максим Демагин. Он разместил пост у себя в соцсетях. 

- Трамвай сошёл с рельсов, он даже ехал по асфальту. Сбил столбы. Из последствий - есть пострадавшие. О чем я и говорил 1-1,5 месяца назад по поводу этих трамваев. Сегодня (то есть 7 октября) это случилось. Трамвай снёс три машины, три столба и светофор. Надеюсь, после этого примут меры, чтобы такого больше не случилось, - сказал Демагин. 

Это уже не первая авария на участке улицы Технической. 31 августа трамвай здесь так же сошёл с рельсов. 

- На улице Технической запустили трамвайное движение. Но продолжалось оно недолго, - писали казанцы в пабликах.

Казанский урбанист и редактор портала о транспорте «Трансфото» Дмитрий Киру рассказывает, что трамваи, попадающие в ДТП на улице Технической, были куплены властями города к Универсиаде в 2013 году на белорусском предприятии «Белкоммунмаш». Они трёхсекционные и могут ехать в обе стороны. Однако их конфигурация не совсем подходит для казанских рельсов.

- Довольно неудачно спроектирована компоновка трамваев - у них три секции, а моторные тележки находятся только в крайних. А в секции посередине установлена безмоторная тележка, поэтому она легче двух других. Таким образом, даже в случае небольшой неровности в рельсах или какого-то резкого изгиба, в который трамвай входит на высокой скорости, средняя секция как бы чуть приподнимается и в случае, если амплитуда колебания довольно высока, выбрасывается с рельс, - разъясняет Киру. 

«Белорусы» не встали на рельсы: что не так с трамваями в Казани?

По его словам, причиной ДТП являются не только трамваи и их строение. Есть вопросы и к рельсам, проложенным по улице Технической. 

- У нас настолько торопились запустить движение кольцевого трамвая к 100-летию ТАССР, что банально на улицах Технической и Авангардной не поменяли рельсы, которые лежат там ещё с 90-х годов. Они с 2015 года не эксплуатировались, никак не обслуживались, их только местами подремонтировали, подлатали. Эти рельсы прокладывались тогда, когда у нас в городе были ещё советские трамваи, менее чувствительные к неровностям и тем более не такой сложной конструкции, то есть односекционные и без «гармошек», - говорит собеседник. 

Сам участок трамвайных рельсов на улице Технической сложен для трамваев, курсирующих по скоростному маршруту №5. В основном все сходы трамваев произошли возле ТЭЦ-1, которую рельсы немного огибают, - получается такая своеобразная кривая с резкими углами. Поэтому когда подъезжаешь к мосту над водоотводным каналом, вагон делает довольно крутые виражи. Кривая состоит из четырёх крутых поворотов, и трамваям их проезжать на скорости трудно. После августовских сходов кривую немного подлатали и поставили ограничение скорости. 

«Белорусы» не встали на рельсы: что не так с трамваями в Казани?

Что касается непосредственно инцидента, случившегося 7 октября, то, по мнению Киру, причина ДТП - технический сбой в электронике трамвая.  

- Как мне стало известно от одного из сотрудников депо, у этого трамвая просто отказало управление. Современные составы приводятся в движение не просто переключением контакторов, а частотно-регулируемыми приводами. Всем этим процессом управляет компьютер, через который проходят сигналы из кабины водителя. Управление трёхсекционными двухсторонними трамваями осуществляется посредством так называемой CAN-шины. А 7 октября у съехавшего трамвая процессор просто завис. Он получил команду разгонятся, а на команду тормозить он уже не реагировал. Даже по видео мы видим, что трамвай вообще никак не тормозил, а только набирал скорость, несмотря на то, что он уже сошёл с рельсов, - акцентирует внимание Киру. 

Эксперт полагает, что подобные «глюки» в электронике белорусского трамвая - это на самом деле не просто заводской брак, а эксплуатация заведомо неисправного оборудования. Ему очевидно, что не проводится должным образом техническое обслуживание подвижного состава. 

- CAN-шина позволяет координировать управление, по сути, двумя отдельным подсистемами в передней и задней секциях, а также работу двух кабин, то есть параметр primary - slave. И, насколько я понимаю, сбои системы управления связаны именно с тем, что иногда внезапно primary-секция (с которой в настоящий момент идёт управление) спонтанно переходит в состояние slave, - разъясняет Киру.  

Руководитель МУП «Метроэлектротранс» (в ведении этого предприятия находятся городские трамваи) и депутат Госсовета Татарстана Асфан Галявов, а также представители белорусского предприятия «Белкоммунмаш» оказались недоступны для комментариев. На телефонные звонки они не ответили.

 Напомним, что в преддверии Универсиады-2013 «Метроэлектротранс» при финансовом участии «Сбербанк Лизинга» закупил 20 белорусских трёхсекционных трамваев с повышенными скоростными характеристиками. Общая стоимость - 1,1 млрд рублей. Выбор именно на этой модели остановили из-за характеристик - экономичность, современный дизайн и наличие пандусов для пассажиров с ограниченными способностями к передвижению, а также вместительность - каждый трамвай способен вместить до 250 человек.

21 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Александр
Да потому что надо было строить по всем нормам
8
0
Ответить

Виктор
Видео с летящим трамваем облетело Россию, мы теперь узнаваемы )))
8
0
Ответить

Данила Козловский
Зачем построили вообще эту кольцевую дорогу? Какая то она проклятая, трамваи сходят, пробки собираются. Нафига
4
9
Ответить

Адель
@Данила Козловский Пробки скапливаются из-за недостроенной дороги возле поселка Борисково. А трамваи сходят из-за русского АВОСЬ. Вместо того, чтобы переложить на новые рельсы, они старые молоточком обстучали и в торопях открыли участок, чтобы отчитаться: какие молодцы, мы БКК открыли"
19
1
Ответить

Виктория
Так почему эти трамваи не сходят в рельс на Ямашева? Трамваи те же. Дороги просто кто-то строить не умеет
6
0
Ответить

Карим Р
@Виктория У нас бюджет потратили, дороги сделали тяп ляп
4
0
Ответить

Борис
@Карим Р ОПГ ясно дело дороги делать не умеет
1
0
Ответить

Работник
Надо строить нормально, а не так как построили. И вообще надо проверить как и чьими усилиями проходила стройка данная. Куда, сколько денег и на что было выделено. Думаю тут как всегда у нас
7
0
Ответить

Айрат
Да не строили там ничего. Столбы только воткнули посередине непонятно зачем. А рельсы там ещё советские. Кривые и просевшие
12
0
Ответить

Эльдар
Надо менять менеджмент в Электротрансе. Трамваи горят, сходят очень часто. Представляю сколько денег уже угрохали на ремонт. А при нормальном управлении и адекватном эксплуатировании, можно было бы это все пустить на развитие.
12
0
Ответить

Игорь
primary - slave ой как несоверменно то пишите
0
1
Ответить

Asxat
@Игорь Игорь, вы то свой современный ответ хорошо прочитали? "несоверменно" - это вы на каком языке написали :)
0
0
Ответить

Ирина
Потому, что на этом участке старые рельсы
0
0
Ответить

Эл
Проблема не в трамваях а в дорогах/рельсах.. деньги как всегда ушли кому то в карман.. построили на то что осталось, по южке сколько сходов было уже?
2
0
Ответить

галина
@Эл вообще то есть нормативные документы по поводу приема в эксплуатацию трамвайных маршрутов...только увы, кто их изучал то? даже те, которые этих водителей трамваев готовят, вообще уже в глубоком маразме находятся...
0
0
Ответить

Кусака
Рельсы меняйте и скорость контролируйте в Питере есть знаки трамваю в кривой в повороте в горку и под горку
0
1
Ответить

Аркадий.
Это только начало. У нас в Твери тоже после подобного пришлось все трамваи убрать т.к. ремонт путей слишком дорого обходится.
0
1
Ответить

галина
@Аркадий. жаль, конечно, если уберут трамваи. этот маршрут вообще уникальный. только вот помечтала, что проеду по кольцевому маршруту, а тут такая неприятность случилась...
0
0
Ответить

Валентина
Изначально рельсы были уложены тяп-ляп, а никак для скоростных трамваев, поэтому их т на старом участке и трясет и мотает, а они должны быть такими же однородными как в метро.А про старые рельсы в районе Тэцевской и говорить нечего
1
0
Ответить

Родион
Единственный минус в этом трамвае-это расположение дверей. Середина всегда пустая в трамвае. А то что рельсы, как амурские волны проложены-это самый большой косяк. И не трамвай виноват, а халтура госорганов!!!
2
0
Ответить

Горыныч
Дело не в трамваях, а в качестве укладки рельс, они уложены такими волнами, что любой трамвай может сойти с рельс
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite