Салават: У нас нет никакого контроля - поют что хотят, а в театре - голые задницы

Мэтр татарской эстрады уверен, что люди уже перестали вслушиваться в слова песен, а национальные театры не должны брать пример с Европы.

Чем хуже жизнь, тем чаще люди ходят в театр, уверен народный артист Татарстана Салават Фатхетдинов. Сам певец на свое бытие не жалуется, но на спектакли ходит часто.

- Я смотрел спектакль «Зятья Гэргэри» 60 с лишним раз. И до сих пор смотрю. Уже третий состав играет, и это счастье, - заявляет он.

Об этом и о других жизненных наблюдениях Салават рассказал в новом выпуске программы театра Камала «Әле». Авторы проекта запустили его ради популяризации татарского языка и привлечения внимания к проблемам национального искусства.

«Не люблю театр по понедельникам»

Оказалось, что Салават очень близкий друг театра Камала. Здесь он проводит каждый свой свободный вечер.

- Я и сам не знаю, почему я так часто хожу в театр. Те, кто хочет меня встретить, либо к половине седьмого подходят к служебному входу, либо к концу спектакля. Это моя традиция. И жена, и дети знают, что после семи я в театре, - рассказывает он. 

Увлечение артиста уже переняли в семье, в кругу близких друзей. Теперь певец мечтает, чтобы и другие люди «подсели на театр».  

- Театр я не люблю только по понедельникам. В этот день он не работает. Я у Ильфира Ильшатовича (директор театра Камала  - Ред.) спрашиваю: «Почему не работаете? Устаете, что ли? Или спектаклей нет?». Так тяжело мне по понедельникам от того, что некуда сходить, - сетует Фатхетдинов.

В другие культурные учреждения артист признался, что ходит редко. В то же время он понимает - это, возможно, и неправильно. 

- Могу сходить в Филармонию или в театр Тинчурина. Человек когда привыкает к чему-то хорошему, я не говорю, что Тинчуринский плохой, точнее другой, но я привык к этому. Я не собираюсь смотреть представления ниже этого уровня, - пояснил он.

«Первый этап манкуртизации - татарские театры играют по-русски»

За свою жизнь исполнитель пересмотрел огромное количество постановок. Некоторые из них по несколько десятков, а то и по сто раз. Не признает певец только переводные пьесы. Ставить их на сцене татарского театра, по словам Салавата, примерно то же самое, что из свинины сделать халяль.

- Я не люблю переводы. В них нет ничего свойственного для татар. Наверное, такие нужны для статистики, для отчетности, для режиссеров, для руководителей. Мне такие не по душе. Мне нужно татарское, с будущим, с прошлым, с сегодняшним. Поэтому я правда не хожу на переводные спектакли, - честно признался он.

Певец искренне недоумевает, как и для чего татарские национальные труппы ставят спектакли на русском языке. Он называет это явление глупостью. 

– Если скажут, что в Татарстане русский театр поставил спектакль на татарском, - я бы не удивился. Это наша родина. А татарские театры на русском – это бессмыслица, - считает артист. 

Фатхетдинов уверен, что татарские театры не должны представлять русскоязычные работы для выполнения плана.

- Вообще, для творчества нельзя ставить планы. Это как для пожарного ставить план. Если ты не потушишь столько-то возгораний, то премии не будет. А  надо же радоваться, что ничего не горит, нет проблем, нет горя для людей, - рассуждает он.

Салават убежден, что русские спектакли - это первый этап манкуртизации (манкурт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), - взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. – Ред.). 

- Иногда у меня спрашивают, будет ли жить татарский язык. Я сказал, что если будут удмуртский, чувашский, марийский, то будет и татарский. Потому что марийцы и удмурты говорят на татарском лучше, чем татары, - отмечает собеседник.

«Задница красивая только у женщин»

Ведущий программы Искандер Хайруллин порассуждал с певцом о том, насколько допустимы на сцене татарского театра брань, неудобные и провокационные сцены. 

- Я смотрел очень хороший спектакль («Тормышмы бу». - Ред.). Не понравилось только одно, и поэтому больше на это представление не ходил, пусть оно и хорошее, - начал вдруг рассказывать певец. 

Оказалось, что Салавата сильно возмутила мизансцена с голым мужчиной. Он признался, что рассказал об этом и самому режиссеру Айдару Заббарову. 

- Вот говорим: задница на сцене. У этого места есть же название. Как говорит Равиль Шарафеев (актер театра Камала. - Ред.), задница есть, а слова нет. Так же не бывает. Я сказал, что больше не буду смотреть этот спектакль. Все хорошо, но мне не подходит. 7-8 секунд мизансцены испортили весь спектакль. Когда спросили, почему я недоволен, я ответил режиссеру, задница красивая только у женщин, - вспоминает собеседник.

Артист уверен, можно было обойтись и без этого. Можно было и совсем голым выйти. Так было бы больше оваций. Но дело не в этом. Ведь театр Камала для татар служит определенным центром нравственного воспитания. И то, что на сцене в европейских театрах показывают, как делают детей, - для национальных не пример. 

- Вообще, чем хуже жизнь, тем больше люди ходят в театр. Один год был дефолт. Я был на гастролях. Минтимер Шарипович (первый президент Татарстана. – Ред.) спрашивает: «Как съездил? Чем люди занимаются? У нас кризис». Я ответил, что требую продолжения кризиса. Потому что залы были полными. Для нашего народа не значит, что если сыт, то ничего не надо». Нам нужна духовная пища. Татарин не может жить без этого, - заявил Фатхетдинов.

«Все за творчество принимать нельзя»

- Не нужно было избавляться от всего, что было в Советском Союзе. Были и хорошие моменты, например, худсовет, - отмечает артист. 

К таким мыслям его приводят собственные наблюдения за тем, как развивается татарская эстрада.   

- Сейчас у нас контроля нет никакого. На сцену поднимаются все, кто хочет, поют то, что захотят. Вдобавок к этому поют под стопроцентную фонограмму. И на это люди аплодируют. Я бы сказал: какой народ такое и творчество. Но нельзя все принимать за творчество. Есть самозанятые, есть профессиональные коллективы, - рассуждает певец.

Вообще, Салават убежден, что татарская творческая интеллигенция уже давно потеряла свое кредо и в один день старается быть похожей на русскую эстраду, в другой – смотрит уже на восток. 

- Люди даже не слушают, о чем поют. Слова совсем потеряли смысл. Теперь есть такое понятие – автор-исполнитель. Сам пишет слова и музыку, сам выпускает, сам поет, сам слушает. Хорошо же. Что бы ни захотел – все примут. Если против своей нации выйдешь, то еще громче будут аплодировать. Такое время, - заключил артист.

«Из всех россиян сделать одну национальность не получится» 

Молодые люди должны оставаться татарами хотя бы в душе, уверен артист, потому что из всех россиян сделать одну национальность не получится. Но как бы ответственно ни относился Салават к вопросу сохранения национальной идентичности лично сам, его сын говорит на татарском с акцентом, признается он. 

- У Рустема есть акцент. Мы разговариваем на татарском, но он не поет. И ничего с этим не поделаешь. <…>  Самый плохой человек – манкурт. Нет хуже татарина, который отказался от своей религии, от своего языка. Сейчас, собрав все силы, нужно постараться не стать манкуртами. Нужно выйти навстречу этой проблеме, - рассуждает артист. 

Богатство России, по мнению Фатхетдинова, заключается в ее многонациональности. 

- Мы в России, но у нас есть национальность. Как же я могу сказать, что у меня ее нет? Это все для того, чтобы взбаламутить мир, - так им проще управлять. Думаю, это для этого. Один умный человек сказал: «За татарский язык не нужно бороться, нужно просто говорить на нем», - замечает певец. 

«Я хочу поднять проблему званий»

За свою успешную творческую деятельность Салавата не раз награждали почетными званиями и медалями. Среди них: Народный артист Татарстана, Заслуженный артист России, Народный артист Республики Башкортостан, Заслуженный работник культуры Ульяновской области, и это еще далеко не полный список послужных наград.  

- Вот мне 60 лет. Я ни разу не просил для себя ни одну медаль, ни одно звание. Узнавал только, когда давали, - говорит он об этом.

Если за себя артист никогда не переживал, то за других пришлось похлопотать немало.

- Говорил, что ему обязательно нужно, объяснял почему, - рассказывает он этом. В то же время добавляет, что так, конечно, быть не должно.

И  вообще, система чествования в нынешнем министерстве культуры совершенно не продумана и не логична, считает певец. По его словам, сейчас чтобы артист получил почетное звание, должно пройти не менее 10 лет с начала его карьеры. Но ведь есть и те, о таланте которых знают и без долгих лет.

- Вот есть Димаш [Кудайберген, казахский певец]. Зачем ждать 10 лет? Это человек, который поет на 4 октавах. По закону мы должны дождаться, пока он не состарится, - недоумевает собеседник. - Раньше, когда артист просил звание, говорили: посмотрим после 60 лет. А зачем оно ему после 60? Я хочу поднять эту проблему. 

Как ребенок доярки или тракториста должен платить по 250 тысяч?

Во время программы певец выразил свое мнение и о системе платного высшего образования в Татарстане. Сейчас в республике для простых людей создаются невыносимые условия для обучения в вузах, обозначая завышенные цены. В этом артист видит некую историческую параллель: во времена Петра I татарских детей лишали возможностей учиться.

- Если не учился – ты необразованный. Ты необразованный, значит, и семья у тебя такая. Именно поэтому татары часто меняли фамилию, чтобы пробиться в свет. Сейчас идет вторая волна. Как ребенок доярки или тракториста должен каждый год платить за учебу по 250 тысяч? Должны быть бюджетные места. Только не для тех, кто прошел по блату, а для тех, кто хочет быть полезным своему народу, - заявил он.

«Не люблю пьяных»

К брани можно относиться по разному, философски отмечает Фатхетдинов. По его мнению, есть такие люди, которые не понимают слова «добро пожаловать», «пожалуйста», «нельзя ли». Если один раз им «хорошо» сказать, они сделают. 

- Они привыкли только к этому. Больше всего я не люблю бранящихся женщин. Мне хочется прибить такую. Еще не люблю пьяных женщин и женщин за рулем. Всех остальных я люблю, - откровенничал артист. 

При этом Салават не отрицает, что иногда нецензурно выражается и сам.

- Мне говорят, почему ругаешься. Я говорю, я же не курю. Ни разу в жизни не курил. Вот за счет этого и ругаюсь,- говорит он.

В заключение ведущий спросил у гостя, чувствует ли он ответственность перед другими, когда сотни людей пытаются быть похожим на него? Салават ответил: 

- Повторять кого-либо нельзя. Каждый человек должен оставаться самим собой. Сколько бы ни пытались повторить Ильхама Шакирова – его не повторить, это подарок от Бога. Таких больше не будет. Люби! Вот я всю жизнь любил Ильхама абый и Альфию апай (Авзалова, певица. – Ред.). Сильнее их у нас никого нет. Я ответственен за свою эпоху. Можем говорить, что в наше время было то, это. Я отвечаю за свое поколение. Поэтому люди должны делать сами себя.


Понравился материал? Поделись в соцсетях
18 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ильнур
Салават кончено тот еще бандит, но говорит правильные вещи, сейчас на эстраде черти че творится. Очень жаль это видеть, видеть эту полнейшую деградацию
9
2
Ответить

Тимур
@Ильнур Каждому своём, кому то Моргенштерн и Элвин грей, если будет угодно, а кому то Салават )
3
1
Ответить

Фарида
Да кто уж хочет быть на него похожим, не смешите мои старые носки ))
4
7
Ответить

Сергей
@Фарида Он кумир многих национальных артистов, зря вы так думаете
7
2
Ответить

Мударис
@Сергей Его поезд уже давно ушел. Никому он не интересен. Борец за татязык. Не смешил бы людей.
7
9
Ответить

Аrzarzar
@Мударис Не говорите за всех! Отличный певец!
5
5
Ответить

ЛДПР
Россияне и есть одна национальность...Русские...все...
1
9
Ответить

Дим Димыч
Как красиво Салават в уши заливает)) ему только в депутаты идти, и лозунги уже придуманы "За детей доярок и трактористов")))
4
8
Ответить

Бурундук
Шоубиз реагирует на запросы общества. Что общество требует,то конвейер и производит
0
0
Ответить

Мударис
Не курил и не курит. Зато бухал по чёрному и бухает. И вообще. Кого интересует мнение глубочайшего старика? И откуда он знает что ничего не получится с российской нацией?
5
6
Ответить

Нурис
@Мударис На то ты и мудакис
1
2
Ответить

Золфия
Татарларнын кочле кешесе, ихтирамлы, кешесе сез Салават. Ешрак чыгышлар ясасагыз иде. Бер кеше дэ идеал тугел, "Ат та абына" Ямьсез фикерлэр дэ язганнар, лэкин Сезнен сузегез утэ, туфаннар, Миннуллин нар юк, татарларны якларга. Концертлар турында фикерлэрегез белэн килешэсе килэ. Театр турында бик дорес, тэржемэ эсерлэрен кабул итуе авыр. Унышлар, сэламэтлек сезгэ.
11
3
Ответить

Зэния
@Золфия Ай бигрэу кут яларга ярвтасыз. Салаватнын кем икэнен hэм нинди икэнен яхшы белэбез!!! Хоть ару кеше булып сойлэмэсен иде
3
6
Ответить

Аrzarzar
@Зэния Сез-идеал? Тынлыйк сезне. Сойлэп карагыз!
2
2
Ответить

Реназ
Те кто осуждают Салавата они за свою невчемную жизнь не добились не чего Он народный артист а вы кто есть?
12
3
Ответить

Нурис Казань
@Реназ Правильно
4
1
Ответить

Аноним
Мне тоже не нравится как поет Салават.
3
4
Ответить

Магомаев
@Аноним Голоса нет у него. Поёт как будто тужится. Не звенит песня. Не льётся. Похоже он и сам об этом знает. О своих возможностях. Поэтому грустный
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite