Лояльность татарстанцев к компаниям оказалась ненадежной

Новый рейтинг доверия к предприятиям республики, составленный агентством «ПромРейтинг», показал, что их публичный образ – вещь нестабильная и за полгода даже самые привлекательные бренды вполне могут рухнуть в глазах людей. 

Агентство «ПромРейтинг» выяснило, к каким социально значимым промышленным предприятиям Татарстана жители республики испытывают больше доверия, а KazanFirst попытался разобраться, как лидерам рейтинга это удалось.

Если сравнивать с нынешним предыдущий рейтинг (в минувшем году он вышел впервые и касался III квартала 2019 года), то можно заметить, что его «фигуранты» скачут по позициям весьма проворно. Из лидеров сохранить свою вторую позицию сумел только КАМАЗ, который и без этой оценки известен открытостью прежде всего для СМИ. 

Для составления очередного рейтинга эксперты провели онлайн-опросы жителей десяти крупнейших городов республики, где концентрируется абсолютное большинство татарстанцев. Также анализировали посты в сообществах в соцсетях, комментарии к ним, посты в мессенджерах и в СМИ. 

Получившийся рейтинг отражает взгляд общества на промышленность республики, где учитываются важнейшие аспекты взаимодействия с людьми. В их числе условия и оплата труда, соцпакет, карьерные возможности, экологичность предприятия, социальная ответственность, значимость предприятия для города, республики и страны и т.д.

Лояльность исследователи рассматривали как отношение жителей республики к преобладающей «позитивной известности» предприятия, к желанию прямо или опосредованно взаимодействовать с ним.

Рейтинг разделили на два класса: «материнские» и «самостоятельные и дочерние» предприятия. В первом классе на вершине рейтинга с большим отрывом оказался «Ростех» с пятью «дочерями»: КАМАЗ, POZIS, Казанский авиационный и вертолетный заводы и альметьевский Радиоприбор. Второе место – у «Татнефти» с 12 «дочками», в числе которых ТАНЕКО, несколько НГДУ и другие предприятия. Далее идет ТАИФ с его НКНХ, КОСом, ТГК-16, двумя ТЭЦ и ТАИФ-НК. К слову, в прошлогоднем рейтинге «первая тройка игроков» выглядела точно так же. 

Далее идут, соответственно, Татспиртпром, Ак Барс Холдинг, Татэнерго, Таграс-Холдинг, Нэфис, ГМС и Агросила. 

По «самостоятельным и дочерним» на первом месте – «Татнефть». Далее – КАМАЗ, Sollers-Елабуга, Казанский вертолетный завод, НКНХ, Казанский ликероводочный завод, челнинский КБК, Казанский авиационный завод, Махеевъ – Эссен Продакшн и Зеленодольский судостроительный завод. 

Что примечательно, в этом списке в первой пятерке по сравнению с предыдущим рейтингом сохранился только КАМАЗ, который удержал второе место. В прошлый раз с ним соседствовали ТАНЕКО, Махеевъ, Зеленодольский судостроительный и НГДУ Елховнефть. 

В этот раз аутсайдерами рейтинга оказались «Нижнекамсктехуглерод», который курирует «Татнефть», Набережночелнинский трубный завод - «дочка» ТЭМПО. Этим компаниям исследователи дают негативные прогнозы. Кроме того, в числе худших компаний завод «Тасма», НГДУ «Бавлынефть», завод «Алекарт», предприятие «ТатЭК», завод Заинский крекер, Елабужская ТЭЦ, а также предприятие Татех.

В нынешнем рейтинге из 89 позиций 13 занимает «Татнефть», по 6 – ТАИФ и «Татэнерго», по 5 – Ростех и Ак Барс Холдинг. Редакция KazanFirst попросила представителей компаний - лидеров рейтинга рассказать, каким образом они ведут свою работу с населением с такой эффективностью. 

Пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев рассказал, что у предприятия есть коммуникационная стратегия, в которой прописаны основные принципы и цели с точки зрения общественного мнения. Они разбиты по целевым аудиториям, для каждых из них свои месседжи и каналы коммуникаций. Предприятие мониторит федеральные, автомобильные и региональные СМИ, а также соцсети. 

– Главный наш принцип – это открытость. Мы ничего не скрываем и стараемся максимально полно давать информацию о компании, даже если информация не очень положительная, например, о простоях. Это рождает доверие людей к компании и к ее продукту, – убежден Афанасьев. 

По его словам, в современном мире ориентироваться только на прибыль невозможно – люди живут эмоциями, и если компания не дарит их, то человек в лучшем случае ничего не знает о предприятии. Он даже привел в качестве примера конкретный кейс. 

– Рядом с заводской автостоянкой проходили покрасочные работы. Подрядчик частично испачкал стоящие на ней машины владельцев и отказывался возмещать ущерб. Люди обратились к нам, мы доложили гендиректору. Он дал задание ответственным разъяснить подрядчику проблему, после чего тот возместил весь ущерб, – рассказал официальный представитель КАМАЗа. 

По словам пресс-секретаря АО «Татэнерго» Елены Самохиной, непосредственно с клиентами компания работает, являясь Единой теплоснабжающей организацией в крупнейших городах республики: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск и Заинск. 

– Нам, безусловно, важно общественное мнение на этих территориях. Мы регулярно его мониторим и учитываем при принятии решений. Тем более что и объективность общественного мнения со временем повышается. Сегодня люди обладают достаточным объемом информации, чтобы делать взвешенные, приближенные к объективным оценки, – рассказала собеседница. – Огульные, привычные обвинения в адрес поставщиков энергоресурсов по-прежнему используются, конечно, но теперь реже. И это как раз является точкой приложения наших усилий. Нам важно своими действиями снять мнения необъективные, зачастую несправедливые и оперативно отреагировать на существенные претензии. 

К примеру, когда в доме жалуются на качество теплоносителя, «Татэнерго» подключается к этой проблеме, даже если до границ ответственности компании все в порядке. Но поскольку потребитель свои проблемы будет ассоциировать с компанией, их задача – совместно с управляющей компанией разобраться, на каком этапе качество услуги ухудшается и по каким причинам.

– У нас были случаи, когда генеральный директор Раузил Хазиев, другие руководители лично вникали в проблемы злостных должников за жилищно-коммунальные услуги, которых готовили к отключениям, помогая устроиться на работу или получить социальные выплаты. Ведь нередко за должниками тянется целая вереница бед и неприятностей, которые стали причиной сложного финансового положения семьи, – рассказала Самохина.

Она подчеркнула, что руководство компании придерживается политики информационной открытости по всем вопросам.

– О наших проектах, инвестиционных мероприятиях и даже благотворительных делах, которые предпринимают сами энергетики, широко известно. Наши сотрудники – это очень активная часть населения на территориях присутствия – они спортсмены, артисты художественной самодеятельности, блогеры и активисты. Это так же является существенной поддержкой в деле формирования позитивного общественного мнения, – резюмировала Самохина. 

Замгендиректора АО «Агросила» по маркетингу Елена Рышкова, в свою очередь, подчеркнула, что миссией их компании является создание здоровых продуктов с заботой о сохранении окружающей природы. 

– Даже учитывая объемы выпуска продукции 25 сельхозпредприятий, мы поддерживаем политику максимальной открытости: создаем качественный продукт и рассказываем о нем, интересуемся мнением покупателей и делаем то, что будет востребовано. Сейчас продукцию холдинга можно встретить в более 10 000 точках продаж в России и странах СНГ, - говорит собеседница.  

По ее словам, формат работы предполагает прямую обратную связь, благодаря которой, в частности, компания увидела заинтересованность покупателей в продукции халяль, в итоге ее производство стало одним из приоритетных направлений.  

– «Агросила» – это не просто бренд, это 9,8 тысячи человек, которые ежедневно трудятся на предприятиях холдинга. Ежегодно выработка на одного человека растет на 15%, в денежном эквиваленте каждый сотрудник зарабатывает 3 миллиона рублей. Опережающий рост производительности труда – это базовый принцип любого успешно развивающегося предприятия. Несмотря на постоянную модернизацию и цифровизацию множества процессов, каждый работник «Агросилы» – важнейшее звено, – заявила Рышкова. 

Собеседница добавляет, что компания ведет активную социальную политику для обеспечения лучших условий труда для сотрудников. Помимо стандартного соцпакета работники имеют «мотивационный» соцпакет, который включает дополнительные выходные с сохранением средней зарплаты, материальную помощь в тяжелых жизненных ситуациях, бесплатную вакцинацию, частичную компенсацию санаторно-курортных путевок для лечения и отдыха, поощрительные выплаты к праздникам и юбилеям. Еще предприятие выделяет продуктовые наборы ко Дню пожилых людей, материальную помощь ко Дню Победы, оплачивают проезд в садоводческие общества. Родителям первоклашек оказывают матпомощь для сбора в школу, приобретают новогодние подарки и билеты на новогодние мероприятия, а летом компенсируют 70% стоимости путевки в оздоровительные лагеря. 

Гендиректор компании «Татспиртпром» Руслан Максудов рассказывает, что в направлении работы на внешнем периметре у предприятия годами складывались по крупицам деловые и дружеские отношения как в бизнес-среде, так и в медиаиндустрии. 

– Мы регулярно изучаем общественное мнение в разных целевых группах. У нас есть официальный инструмент мониторинга – система ЕГАИС, где мы видим, за какой продукт или бренд голосует покупатель при своем выборе. Мы определили стратегию органического развития нашей компании федерального значения, соответствующую современной ситуации в условиях вызова. Сохраняем и берем с собой в дальнейший путь все самое лучшее и передовое, анализируем и делаем правильные выводы, ищем новые точки роста, профессиональной и дружной командой идем к достижению цели-2023. Мы максимально прозрачны, разумно открыты. Сохраняя и совершенствуя качество, мы выступаем за ответственное потребление нашей продукции в конкурентной среде, – рассказал руководитель компании. 

Максудов соглашается, что быть открытыми в алкогольной отрасли, где очень острая конкуренция, сложно. 

– Любую исходящую информацию о намерениях, новых разработках и технологиях, естественно, взвешиваем. Для официальной информации есть официальные сайты компании и завода «Белый Кремль», аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Приоритет – ничего не скрывать и оперативно реагировать не только на запросы журналистов федеральных и республиканских СМИ по информационным поводам, но и работать с «неудобными» темами. В каждой компании такие темы есть, – признал собеседник.

Что касается открытости топ-менеджмента персоналу, в этом году департамент HR запустил проект «Открытый диалог», где Руслан Максудов выезжает на производства, общается с коллективами заводов. По итогам встреч и эффективной обратной связи без галстуков и без посредников создается «дорожная карта» решений и действий.

– Персонал, трудовые коллективы должны знать, что происходит в компании, и быть сопричастным к ее успехам и задачам, которые перед ней стоят. «Открытый диалог» этому помогает, – подчеркнул Максудов. – Мы также усилили свою «открытость» по отношению к нашим бизнес-партнерам и потребителям. У нас сильные специалисты в департаменте качества, которые реагируют на каждый звонок горячей линии, отвечаем на письменные заявки, замечания, рекомендации. Пользователи наших соцсетей и мессенджеров особенно активны. Ежедневно ведем диалог, отвечаем на вопросы, - добавляет генеральный директор. 

В компании поделились, что в период коронакризиса сумели сохранить коллектив и производство, а также поддержать семьи сотрудников в «пиковый период». Кроме того, компания участвует в программе соципотеки (по ней квартиры получили 162 сотрудника), что всегда являлось хорошим инструментом для обеспечения лояльности среди работников. Есть проект по рационализаторским идеям – каждый сотрудник может предложить свою идею и получить денежное вознаграждение. Компания поддерживает ветеранов и пенсионеров предприятий, ветеранов ВОВ. В период пандемии «Татспиртпром» обеспечивал питьевой водой больницы и здравницы республики.  

В целом можно сказать, что в настоящее время большинство компаний понимают важность позитивного публичного образа бизнеса и одними из основных инструментов видят социальную ответственность и обеспечение обратной связи. Нельзя сказать, что работа в этом направлении выстроена идеально и стабильно, о чем говорит, в частности, «чехарда» в рейтинге, однако позитивные примеры есть. 


Читайте также: Предприятия Татарстана не умеют работать с общественным мнением и закрываются от людей


Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Аня
Да на самом деле всем пофигу на это общественное мнение, особенно таким огромным компаниям, продажи вертолетов или бензина у них точно не упадут)
1
1
Ответить

Денис
@Аня Если Илон Маск в один день скажет, что он покидает теслу или спейсХ, то он потеряет 90% своего дохода, тк акции упадут сразу же. Это вам пищу для размышления насколько помимо экономики еще важно держать планку в обществе =/
0
1
Ответить

@
@Денис Откуда взялась цифра 90% почему не 50 или 30 ? Падение в цене акций ведет к падению дохода? Он Теслы делает или акциями торгует?
0
0
Ответить

Салих
Камаз всегда будет на верхушке этого списка, единственная компания которая не потеряла с годами качество производства
0
0
Ответить

Раис
Непонятно а по каким критериям измеряли это общественное мнение? фокус группы? или опрос? такой рейтинг и я могу составить, но что он даст
0
0
Ответить

Умелец
@Раис В тексте так то есть и описание методов и ссылка на само исследование, гений
0
0
Ответить

Ольга
Еще бы Максудов не складывал дружеские отношения по Татарстану) у нас тут у всех кто брат, сват, зять итд. А если у тебя в руках еще и Татспиртпром))
1
0
Ответить

Работа
А на Оргсинтезе опять "хлопки"?))
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite