Пандемия и колебания рынка не помешали КАМАЗу заработать

По итогам девяти месяцев этого года компания отчиталась о чистой прибыли в 2,2 млрд рублей против убытка в 1,9 млрд рублей в прошлом году.

В 2020 год КАМАЗ входил с не самым приятным для крупного автоконцерна чистым убытком в 1,5 млрд рублей. В компании такие финансовые «успехи» объясняли сложной ситуацией на рынке коммерческих автомобилей в России и инвестиционным циклом, который связан с выводом на рынок грузовиков нового поколения К5.

Очередным испытанием стала пандемия коронавируса, разразившаяся весной. В связи с распространением инфекции 30 марта производство грузовиков было приостановлено. Тогда генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин оценивал убытки от недели простоя в 2 млрд рублей. На предприятии усилили противоэпидемиологические меры, часть сотрудников отправили «на удаленку», поэтому уже 6 апреля удалось возобновить выпуск автомобилей.

Однако собрать грузовик еще не значит его продать. Из-за связанных с ковидом ограничений практически остановились экспортные продажи, автомобильный рынок упал в среднем на 15% по отношению к прошлому году, а по некоторым сегментам снижение составило до 95%.

Несмотря на складывающуюся обстановку, которую сложно назвать благоприятной, компании удалось завершить первое полугодие ростом, увеличив долю на российском рынке с 44,2 до 48% (на фоне снижения доли автомобилей иностранных марок с 45,3 до 39,8%) и нарастив экспортные поставки в страны СНГ в годовом выражении в 1,7 раза. Экспорт в дальнее зарубежье, напротив, просел на 31,5%: в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке были введены ограничения национального уровня из-за пандемии, что привело к приостановлению финансирования крупных проектов, срыву и отмене контрактов, в Латинской Америке негативным фактором стало «отсутствие финансирования ранее запланированных государственных проектов по обновлению автопарка».

Несмотря на большое внимание, которое уделяют на КАМАЗе развитию прочих направлений, значительная доля в общем объеме выручки от продаж приходится на грузовики - по итогам полугодия это 67,5% (50,3 млрд из 74,6 млрд рублей). Пандемия не помешала компании за шесть месяцев релизовать 12 974 автомобиля и даже нарастить продажи на 4,4% по сравнению с 2019-м. Во II квартале на рынок крайне вовремя вышел флагман новейшей линейки К5 - КАМАЗ-54901. При этом производство грузовика было запущено в прошлом году, а до старта проведена тестовая эксплуатация, что позволило предоставить потребителям доработанный, уже испытанный в реальных условиях перевозок продукт. Хотя говорить о популярности модели пока рано - судя по данным Автостата за III квартал, одним из самых востребованных по-прежнему остается КАМАЗ-5490.

Сам рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн (основной выпускаемый КАМАЗом класс) чувствовал себя не очень хорошо - по итогам шести месяцев объем составил 24,9 тыс. машин, что на 11,4% меньше аналогичного периода 2019 года. Что было обусловлено как пандемией, так и снижением цен на нефть. Однако в отчете сложившуюся ситуацию стагнации оценивали как временную, отмечая, что такие мощные факторы, как тенденция роста спроса на грузоперевозки и грузооборота автотранспорта, потребность в обновлении парков грузовых автомобилей и государственные меры стимулирования, в долгосрочной перспективе сделают свое дело.

В июле объем рынка грузовиков сократился на 1,1% (по сравнению с июлем 2019-го), в августе - еще на 10,5%, в сентябре вырос на 14,8%. Все три месяца долю на уровне 39-40% удерживал КАМАЗ, уверенно опережая ближайших российских и иностранных конкурентов. Логичным результатом стал отчет о финансовых итогах за девять месяцев 2020 года - компания получила чистую прибыль почти в 2,2 млрд рублей против убытка в 1,9 млрд за аналогичный период 2019-го. На 20% выросла выручка - 128,4 млрд против 107,1 млрд рублей, что обусловлено «динамикой продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке и увеличением объёмов реализации пассажирского транспорта».

«На фоне снижения рынка грузовых автомобилей в РФ в 2020 году ПАО «КАМАЗ» по-прежнему является лидером среди участников российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Успехи в текущей операционной деятельности позволяют компании поддерживать оптимальный уровень инвестирования в развитие производства и реализацию новых проектов в сложных экономических условиях: продолжается активная работа по развитию продукта и технологий, разработке инновационных видов транспорта и подключенных сервисов, востребованных потребителями автомобильной техники КАМАЗ. В отчётный период компания вывела на рынок новый модельный ряд автомобилей поколения К5 - стартовали продажи магистрального тягача КАМАЗ-54901. Кроме того, презентованы новые высокотехнологичные продукты, в числе которых новое поколение электробусов, электрошасси для спецтехники, тягачи на СПГ и новые логистические решения в области автономных транспортных средств», - отмечают в компании. Добавляя, что «неблагоприятные макроэкономические факторы, связанные с введением ограничительных мер из-за распространения коронавирусной инфекции», удалось нивелировать благодаря своевременным мероприятиям по непрерывной деятельности компании и антикризисным мерам.

Судя по курсу акций, верят в стабильность челнинского предприятия и инвесторы - за полгода рост составил порядка 17%. Интересно, что удачно пережитый КАМАЗом «коронакризис» благодатно сказался и на положении дел в Челнах в целом. Согласно исследованию Центра городской экономики КБ «Стрелка» автоград, несмотря на не самый высокий уровень диверсификации экономики, оказался в топе крупных городов (от 250 тысяч до 1 млн жителей) с наименее уязвимым бюджетом.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
9 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Альберт
На таких больших гигантах как камаз коронокризис наверно и отразился, но явно не так как на мелких предпринимателях.
0
0
Ответить

Дмитрий Анатольевич
Отчитаться и написать циферки можно какие угодно, но как на самом деле обстоят дела кроме Сергея Анатольевича наверно никто не знает
1
0
Ответить

Илон
Такие предприятия точно на удаленку не отправишь, если только все этапы роботизировать
0
0
Ответить

Пушкин
@Илон Тогда люди лишаться своего заработка. Что тоже повлечёт за собой последствия
1
0
Ответить

@
@Илон КамАЗ и без пандемии, регулярно отправляли на сокрвщенную рабочую неделю
0
0
Ответить

Акцирнер
Дивиденды акционерам уже выплатили?
1
0
Ответить

Руслан М
@Акцирнер Как в Газпроме премию по 10 млн )))
1
0
Ответить

Елена Бушина
Ничего так, а говорят бедная страна!!! Кто-то ой как хорошо живет!
1
0
Ответить

Павлин
А еще премии сотрудникам ? Бедным заводчанам
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite