Ильсур Хадиуллин: Родители стали слишком потребительски относиться к учителям

Школа «Адымнар», цифровая образовательная среда и последствия дистанта - подводим итоги года в образовании.

На встрече с журналистами министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин подвел итоги уходящего года. Во время разговора одной из ключевых тем стало влияние пандемии на образование. По словам главы ведомства, сложившаяся ситуация показала, что система способна адаптироваться к любым условиям. В то же время пандемия не прошла бесследно и оставила после себя некоторые нежелательные последствия. Что связано с введением дистанционного обучения весной. По итогам мониторинга учебного процесса выяснилось, что отдельные школы показали не самые высокие результаты по всероссийским проверочным работам. А некоторые выпускники не смогли подтвердить медаль. По мнению Хадиуллина, отрасль оказалась разобщена. Педагогам было трудно контролировать учебный процесс. В результате пострадало качество образования. 

Глава Минобрнауки Татарстана напомнил о том, как летом в школах проходили экзамены. В 11-х классах тогда отменили государственную итоговую аттестацию, а ЕГЭ были проведены как вступительные экзамены в вузы. 

- Надеемся, что в этом году ЕГЭ и ОГЭ мы сдадим в срок, - сказал Хадиуллин. - Учебный год не будет продлеваться, потому что дистанта нет.

А в тех регионах, которые перешли на онлайн-обучение в школах, дети закончат учебу позднее. Сочинение в 11-х классах перенесли со 2 декабря на 5 мая с возможностью его последующей сдачи 11 и 18 мая. 

Говоря о ЕГЭ и ОГЭ, Хадиуллин отметил, что важно обеспечить детям качественное образование с 1-го класса, а не пытаться подготовить их к госэкзаменам в самый последний момент. При правильно организованном и эффективном процессе обучения ЕГЭ и ОГЭ не будут вгонять в панику учителей и учащихся. 

Осенью в школах шла работа по наверстыванию упущенного в период самоизоляции. В 4-х, 5-х, 6-х, 8-х классах с 14 сентября по 14 октября школьники повторяли то, что не успели весной. А в 10-х классах была проведена диагностическая работа по знаниям за 9-й класс. Результаты пока находятся на обработке в Минпросвещения РФ. 

Еще один вопрос, связанный с пандемией и интересующий многих, - это вакцинация учителей от коронавируса. Министр заверил, что она проводится на добровольной основе. При этом учителям перед прививкой нужно сдать все необходимые анализы и по их итогам получить допуск к ней от врача.

В Татарстане активно идет цифровизация образовательной среды. Так, в 42 сельских школах республики открылись центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». 

- По этому проекту оснастили современным оборудованием кабинеты ОБЖ, информатики, технологии, создали шахматные зоны, которые теперь будут почти во всех школах Татарстана. По федеральному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование» точками роста должны стать многие наши школы, - сообщил Хадиуллин.

Модель цифровой образовательной среды внедрили в 39 школах и 39 учреждениях среднего профессионального образования. В следующем году «Точки роста» планируется открыть в 114 школах республики.  

В рамках национального проекта «Образование» в республике реализовывались четыре проекта: «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» и «Учитель будущего». Президент России Владимир Путин выделил следующие два приоритетных направления развития: на первом месте - содержание образования, на втором - воспитание. Поставлена задача попасть в десятку стран мира с наиболее высоким качеством образования. Поэтому требования к этой сфере на сегодня достаточно большие. 

По проекту «Успех каждого ребенка» были отремонтированы 6 спортзалов, в Набережных Челнах появился детский мобильный технопарк. А 25 декабря окончательно откроется начавший работать уже в сентябре центр по выявлению и сопровождению молодых талантов. В связи с этим министр напомнил, что у нас с 2016 года уже функционирует олимпиадный центр по модели «Сириуса». Первым опытом в рамках проекта «Успех каждого ребенка» стал также Дом научной коллаборации в Елабуге на базе Елабужского института КФУ, демонстрирующий взаимодействие школы с вузом.

Ярким событием года стало открытие полилингвальной школы «Адымнар» на базе 165-й школы. Образовательное заведение располагается в двух комплексах. Один находится на Бондаренко, где построено хорошее здание с интернатом на 240 мест. Другой - на Бичурина. Там после реконструкции появилась огромная школа. Второе образовательное заведение «Адымнар» размещается в Елабуге. 

- Обучение на трех языках в школе «Адымнар» - это беспрецедентное начало не только для нашей республики, но и для страны в целом, - подчеркнул министр. - Комплекс оснащен хорошим оборудованием. Только в Казани в школе «Адымнар» обучается более 3 тысяч детей.

Всего планируется открыть шесть образовательных заведений «Адымнар» в Татарстане.

Помимо этого в 2020 году в республике были сданы в эксплуатацию семь зданий школ и два пристроя. Скоро откроется еще одна школа в ЖК «Салават Купере». На будущий год в рамках национального проекта «Демография» в республике также собираются построить 13 детсадов. 

Следующий, 2021 год объявлен Годом родных языков. В связи с чем особую актуальность приобретают вопросы их изучения и сохранения. Обучение родным языкам проходит в соответствии с федеральными стандартами. Скоро ожидается их обновление. Регулярно ведется работа по оценке соответствия учебных пособий общероссийским стандартам. Так, 89 учебников по татарскому языку и литературе уже вошли в федеральный перечень, еще 79 должны в него попасть в ближайшее время.

Проект «Учитель будущего» предполагает усиленное внимание к подготовке кадров. В этом году в Татарстане открылись сразу два учреждения повышения квалификации для педагогов. Это Центр непрерывного профессионального роста педагогов на базе КФУ на Роторной и Центр оценки компетенции педагогических руководящих кадров на Социалистической.

- Нет такого понятия, как проведение ЕГЭ для учителей. Это независимая оценка компетенции наших кадров по желанию, - пояснил Хадиуллин. - Например, если я как учитель хочу уточнить для себя, какие проблемы есть в моих знаниях и навыках, я могу в заявительном порядке приехать (а можно и не приезжая, в дистанционном формате) и выявить их. Затем я еду на курсы повышения квалификации и выбираю программы и учреждения. 

Помимо двух новых центров в Татарстане есть еще 16 организаций дополнительного профессионального образования, занимающихся повышением квалификации учителей. Большую роль для качества обучения имеет повышение учителем категории, подчеркнул Хадиуллин. Поэтому этот вопрос тоже требует внимания. 

Важное значение - поддержка классных руководителей. На их плечи ложится очень ответственная работа, требующая много умений. Сейчас классный руководитель получает прибавку к зарплате. Так, 550 рублей - основная плата, 5 тысяч рублей - федеральная надбавка плюс по 80 рублей за каждого ученика. Таким образом, педагог, взявший классное руководство, может получать дополнительно до 8 тысяч рублей. Для таких педагогов также есть чат «Школа наставничества», куда выкладываются разные полезные советы. 

Не менее важно и работать с родителями. По выражению Хадиуллина, в последнее время они «слишком потребительски» относятся к педагогам. 

- Мы должны воспитывать и родителей, и учителей, - заявил министр.  

Он также посоветовал папам и мамам в случае возникновения проблем не выносить сор из избы (школы), а попытаться уладить вопрос через классного руководителя прежде, чем писать жалобу в прокуратуру или какую-либо еще инстанцию. Это касается в том числе ситуаций, когда ученик пользуется телефоном во время урока. Педагог может чувствовать себя некомфортно при видеосъемке на занятиях. По его мнению, это не должно иметь места в школах.

- Действительно, учителям сейчас сложно. Когда ты даешь уроки и видишь, что тебя снимают или записывают, - так же нельзя. Кто дает такое право? Это родители просят записывать, а потом вместе слушают и смотрят. Родители просто ошибаются. Эти ошибки надо исправлять, - уверен спикер.

В текущем году на федеральном уровне стало уделяться много внимания организации горячего питания. Каждую пятницу на совещании в режиме видеоконференцсвязи, которое проводит с министерствами просвещения и образования страны первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко, обсуждаются конкретные замечания и пожелания по этому вопросу. В Татарстане учащиеся младших классов теперь получают бесплатное одноразовое питание на сумму 51 рубль 80 копеек. В республике на него было направлено 860 млн рублей, 58% из которых было получено из федерального бюджета, а 42% - из регионального. Однако в этой сфере еще есть вопросы, требующие решения. Поэтому в следующем году в республике продолжится работа по организации школьного питания. В частности, по решению президента Татарстана Рустама Минниханова запускается региональная программа по ремонту пищеблоков. В 2021 году на это потратят почти миллиард рублей. 

Пока в республике остается проблема с планируемой организацией учебного процесса в одну - первую - смену. На сегодня во 2-ю смену обучаются более 50 тысяч детей, что составляет примерно 11%. Этот вопрос за один год решить не получится. Но работа в этом направлении ведется.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Наил
1 млрд на ремонт пищеблоков. Надеюсь это повлияет на уровень питания в школе.
0
0
Ответить

Ильхам
Дистант не был ошибкой, вынужденная мера во всем мире. Просто кому то не удалось свои медальки получить, тем лучше.
1
0
Ответить

Назиля
ГИА отменили в 9-ых классах, не в одиннадцатых! Проверяйте статью перед выпуском.
0
0
Ответить

Сергей
@Назиля Не суть, главное показало, что могут школьники прекрасно жить и без этих мудреных экзаменов которые даже профессора удивляются тупости заданий.
0
0
Ответить

Нина
Телефоны нужно запретить, хотябы во время урока. Если не слушаются, значит забирают до конца урока. Просто у нас например учитель не запрещает телефоны. Ребенок даже расстроен что ему родители запрещают телефон приносить, а одноклассники все с телефоном. А разрешают им учителя, потому что во время перемены тишина если есть телефон. Удобно же
0
0
Ответить

Дима Медведев
Родителей разве местная школа не воспитала? А денежку в школах собирают интересно с родителей?
0
0
Ответить

Определитесь с причиной и следствием
Прежде, чем предъявлять претензии к родителям и воспитывать родителей, министру стоит навести порядок в своем ведомстве. Прекратить хамское обращение с учениками, их буллинг, поборы, незаконный сбор информации об учениках , провалы в школьном питании и т.п. Тогда необходимость в съемке учебного процесса в школе отпадет сама собой.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite