Перевозчики бегут из Казани

Столица Татарстана за год потеряла третьего перевозчика из-за низких доходов. Рост платы за проезд не делает предприятия рентабельными
Столица Татарстана за год потеряла третьего перевозчика из-за низких доходов.
Рост платы за проезд не делает предприятия рентабельными, а государство помогать
не спешит. Есть вероятность, что город ждет транспортный коллапс.

Казань за год лишилась третьего перевозчика – с рынка ушло ООО «Республиканский автовокзал», которое обслуживало маршрут №90 «Станция метро пл.Г.Тукая – Куюки». Об этом сообщил председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков

«Республиканский автовокзал» работал на рынке пассажирских перевозок уже 10 лет, а в 2018 году перевозчик обновил половину автопарка, а до 1 января 2021 года обновление должен был завершить. Денег на это не оказалось, и предприятие ушло с рынка. 

Обслуживанием маршрута №90 с 26 декабря займется МУП «ПАТП-2». На линию вместо небольших автобусов ПАЗ и Lotos выйдут 8 автобусов большой вместимости. 

В ближайшее время власти Казани проведут конкурс, в ходе которого определят нового перевозчика, который возьмет на себя этот маршрут. Однако учитывая условия, в которых приходится работать и отсутствие прибыли, маловероятно, что будет много желающих этим заняться. 

По словам Темлякова, потеря сразу трех перевозчиков за год – такое в Казани происходит впервые в истории. Ранее с 11 января свою работу прекратило ООО «Агромир» (маршрут №62). С 1 ноября ИП Умарова перестала обслуживать автобусные маршруты №70 и №71. Оба перевозчика не смогли обслуживать лизинговые платежи и в итоге у них забрали автобусы. 

Перевозчики бегут из Казани

– Другие перевозчики находятся на грани… Ситуация сейчас катастрофическая! В этом году огромную роль в пассажирских перевозках сыграла пандемия. Резко упал пассажиропоток. У автотранспортных предприятий единственный источник дохода – это деньги, которые платят пассажиры за билет в автобусе. В ПАТП убытки, доходов нет! Если не повысить зарплату, можно потерять работников, которых и так не хватает. Кстати, иностранные граждане, которые работали на предприятиях и уехали еще весной, не спешат возвращаться. Причина в размере зарплаты, – сообщил Темляков. 

Следует отметить, что нажим на татарстанских перевозчиков в последнее время усилился – после того, как один за другим в Казани сгорели три автобуса. Произошло это на ул.Тукая в конце ноября, на ул.Пушкина – 4 декабря, на Мамадышском тракте – 18 декабря. Выяснилось, что техобслуживание автобусов должным образом не производилось, у перевозчиков не хватало денег на технические работы. Тогда они и попросили субсидировать пассажироперевозки. Власти отреагировали стандартно – денег на общественный транспорт в Татарстане выделяется достаточно. Глава Миндортранса Фарит Ханифов предложил перевозчикам эффективнее использовать выделяемые деньги. 

Кстати, «Республиканский автовокзал» был как раз одним из перевозчиков, которые просили у властей помощи. 

– С марта, из-за ситуации с коронавирусной инфекцией, автотранспортные предприятия Казани сократили расходы, так как нет доходов, – заявляли тогда на предприятии. – Содержать в техническом состоянии автобусы нужно по регламенту, но денег для содержания по нормативу нет. Причина: не принимаются по нормативным затратам тарифы, не работает 220 ФЗ. Запчасти меняются, когда выходят из строя. Любая техника требует внимательного содержания. Для того, чтобы мотивировать работников технической службы им нужно повышать зарплату. 

Перевозчики бегут из Казани

В мэрии Казани на вопрос о том, оказывается ли какая-либо поддержка перевозчикам, ответили лаконично.

– В настоящее время для поддержки перевозчиков предусмотрены субсидии из республиканского бюджета за перевозку граждан льготных категорий. За одну поездку льготника перевозчик получает компенсацию в 20 рублей при тарифе 30 рублей за наличный расчет, – сообщили в мэрии. 

Председатель Комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков в ответ на попытку взять комментарий бросил трубку. 

Глава татарстанского отделения партии «Коммунисты России» Альфред Валиев, который всегда радеет за простых людей, возмутился сложившейся ситуацией. Он напомнил, что в некоторых европейских странах общественный транспорт для населения вообще является бесплатным. Это, в частности, практикуется в Эстонии и Люксембурге, рассматривает такой вариант Германия. 

– Общественный транспорт существует для того, чтобы людей с работы и на работу привезти. Государству это выгодно – человек работает, платит налоги, а деньги в бюджет идут. У нашего государства почему-то нет такого понятия, они считают, что человек – это вторая нефть, надо с него драть, драть и драть. Природные ресурсы забрали, теперь еще и в таком плане людей доят, – заявил Валиев. – Естественно, государство должно субсидировать общественный транспорт. Не просто должно, а обязано. Сейчас у правительства какое отношение – каждый должен зарабатывать сам, у нас рыночная экономика. К этому нельзя так относиться, я считаю. Для государства во главе угла должен стоять человек. 

Перевозчики бегут из Казани

Он напомнил про транспортный коллапс, который произошел в Набережных Челнах, когда КАМАЗ отозвал 200 своих автобусов. По словам Валиева, если так пойдет и дальше, то в Казани может произойти что-то подобное. 

– Если вы говорите, что у нас рыночная экономика, ладно. Но с головой надо к этому подходить. Общественный транспорт потому и называется общественным, его должно постоянно субсидировать государство, – подчеркнул собеседник.

Проблема нерентабельности общественного транспорта – история достаточно застарелая и общеизвестная. Однако сейчас, в условиях эпидемии и коронакризиса она стала особенно острой. Пассажиропоток закономерно снизился, а, следовательно, и прибыль перевозчиков, которые и так немало пострадали из-за прошедшего локдауна. Если ситуация в корне не изменится, то можно смело прогнозировать две вещи. Во-первых, исход перевозчиков с рынка продолжится, а значит, транспортная доступность в городе может серьезно пострадать. Во-вторых, обездоленные перевозчики будут вынуждены экономить на техобслуживании, так что три сгоревших в этом году автобуса могут оказаться детским лепетом по сравнению с тем, что может быть. Как бы то ни было, страдать в конечном итоге будут люди.


Читайте также: Разоблачение казанских перевозчиков: «чёрная касса» кондукторов и повышение стоимости проезда


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *