Тимур Нагуманов: Система здравоохранения показала свою состоятельность

Глава Альметьевска подвел итоги года на традиционной предновогодней встрече с журналистами. Как выяснилось
Глава Альметьевска подвел итоги года на традиционной предновогодней встрече с
журналистами. Как выяснилось, больше всего жителей нефтеграда в 2020-ом
волновали вопросы общественного транспорта, медицины и земельных участков.
Представляем самые интересные из ответов.

Об экономике

Начался год очень позитивно — куча планов у всех, мы рассчитывали, что он будет проходить на подъеме, будем двигаться дальше. Но весной все начало резко меняться. 

Надо объективно сказать, что мы сохранили лидерские позиции в республике по основным социально-экономическим показателям. Я считаю, важно отметить то, что средняя заработная плата по району у нас продолжила расти, и уровень безработицы находится на достаточно низком уровне. По итогам этого года мы ее прогнозируем даже чуть ниже, чем по итогам прошлого. Если говорить про объем индекса промышленного производства, валовой территориальный продукт у нас снизился, он составил 96% от прошлого года. Уровень отгрузки у нас тоже снизился, он составил 95% от прошлого года.

К сожалению, идет очень плохое пополнение бюджета. В текущем году наш район недобирает около 200 миллионов рублей, это связано с доходной частью. От кризиса в первую очередь пострадали, можно сказать, республиканский бюджет и бюджет Альметьевска, потому что именно они более связаны с теми ограничениями, которые были применены в нефтяной сфере. И если на город это не сильно повлияло, но есть точечные моменты, где мы видим неприятные результаты.

Позитивные моменты — у нас есть предприятия, которые увеличили объем выручки, например, «Алнас», который экспортно нарастил продажи в полтора раза. Они за этот год освоили новые рынки, сейчас активно работают по экспансиям в США.

Неплохо чувствует себя трубный завод, малый бизнес тоже работает, скажем так, относительно неплохо, не могу сказать, что на него кризис никак не повлиял. Да, безусловно, бизнес, который попал под ограничения, серьезно пострадал, но каких-то массовых обвалов и уходов с рынка мы не наблюдаем. 

Тимур Нагуманов: Система здравоохранения показала свою состоятельность

О сельском хозяйстве

Очень хорошо год закрывают аграрии — урожай в этом году был хороший. Да, наш район получил один из самых низких урожаев, но мы ни в коем случае не пытались что-либо приписать, нарисовать, хотя у моих некоторых коллег были такие предложения. Но приписки в сельском хозяйстве — это самообман, который ведет в никуда, поэтому результат у нас ровно тот, который мы имеем. 

В целом, урожай получился неплохой, но самое главное — цены на зерно в этом году действительно хорошие, и для аграриев, в отличие от других отраслей, этот год заканчивается достаточно неплохо.

О здравоохранении

С первого дня было понятно, что, кроме большой нагрузки на экономику, как никогда стала актуальной медицинская помощь. На наших докторов легла колоссальная нагрузка, первое время у нас постоянно проходили штабы в видеорежиме. Первый госпиталь мы организовали на базе онкодиспансера. Нам с медиками пришлось пройти путь, когда возникало что-то новое, чего мы не знаем, не понимаем, но решение принимать надо. Надо сказать, что наша система здравоохранения, я не побоюсь этого громкого слова, показала свою состоятельность и профессионализм, а вы знаете, что в первую волну мы были единственным госпиталем юго-востока. К нам свозили пациентов с других территорий, причем их было мало по сравнению с нынешними цифрами. С каждым болеющим было очень сложно работать, потому что мы в то время не понимали, как это делать. Не понимали даже того, как организовывать работу госпиталя, какие препараты применять, как должен работать медицинский персонал. К нам привозили самых тяжелых пациентов, у которых были сопутствующие заболевания. Медики быстро сработались с широчайшим спектром болезней, делали это точно, эффективно и ответственно.

Позже онкодиспансер передал эстафету Центральной районной больнице, главврач которой, Вера Ростиславовна, до сих пор является главой штаба по борьбе с коронавирусом по юго-востоку. За ней функция координации и организации работы. 

Нужно отметить самоотверженность докторов.  Практически ни от кого мы не встретили отказа. Были единичные случаи, когда люди говорили «я другим занимаюсь», но это буквально 1-2 человека из всех врачей района. Большинство приняли угрозу по-взрослому, с открытой душой и начали с первого же дня работать в госпитале. К сожалению, мы потеряли некоторых высококвалифицированных специалистов. Это были люди, которые работали до последнего, но болезнь их не пощадила. 

Стоит отметить, что с коронавирусом столкнулись абсолютно все медицинские учреждения, не только основные госпитали. Особенно это ощущалось во время второй и третьей волны вируса. Мы привлекали специалистов из всех медучреждений, и надо сказать, что тоже никто не оставался в стороне. 

К сожалению, для докторов еще ничего не закончилось, да и для нас всех тоже. Мы научились жить в этом, коронавирус никуда не делся. Доктора понимают, что это продолжится до лета. Роспотребнадзор нам обещал, что тогда вирус немного отпустит, но до этого периода им придется интенсивно работать. Хочется сказать большое спасибо врачам и всем тем, кто помогает. Очень много бизнесменов не стоят в стороне, они предоставляют транспорт и средства защиты. Когда был пик второй волны, количество вызовов в «скорую» у нас возросло в 9 раз. Переварить это было физически невозможно, система здравоохранения перестала на некоторое время справляться. Мы привлекли и ординаторов, и студентов — всех тех, кто мог помочь. Такими усилиями мы обязательно победим, другого выбора у нас нет. 

О личном опыте

Первый урок, который я извлек из этого года, наверное, ничем не отличается от того, что все мы получили. Во-первых, мы теперь понимаем, что даже самый фантастический сценарий может воплотиться в жизнь. Если бы нам год назад сказали, что 2020-ый будет вот такой — мы бы посмеялись. Наша жизнь изменилась, мы живем в совершенно новом мире, любые наши планы могут резко измениться. Нужно быть готовым к самым неожиданным сценариям. 

Тимур Нагуманов: Система здравоохранения показала свою состоятельность

Второе — для меня было приятно осознать, что при необходимости мы умеем забывать все распри, засовывать куда подальше политические амбиции, личные обиды. При необходимости мы умеем сплачиваться и принимать сложные решения, пренебрегая своими интересами ради общего блага. 

Когда принимались различные ограничения, мы думали, как же это будет воспринято. Да, иногда мы все-таки слышали негативную реакцию, но это было не так массово, как могло показаться. Кстати, надо отметить работу полиции. Они взяли в этом году на себя колоссальную ответственность и делают ту работу, за которую им никто не говорит спасибо. Полиция заставляет нас соблюдать требования. Никому это не нравится. Но они делают не от того, что им это не нравится — просто кто-то должен выполнять эту функцию. 

Третье — мир не без добрых людей. Мы инициировали благотворительные акции, которые очень были нужны в то время — и получили колоссальную помощь. Кто-то помогал финансово, кто-то был готов с утра до вечера носить коробки, это было действительно очень круто.

О планах на строительство

Стройка — это локомотив экономики. В этом году у нас все планы реализованы, с задачей, которая ставилась по республиканскому плану строительства, мы справились. У нас введено около 120 тысяч кв. м. жилья, при этом есть еще целый ряд объектов, которые будут введены буквально в первых числах следующего года. 

Строительство жилья продолжается по нескольким направлениям. Это жилищное строительство, строительство многоквартирных домов коммерческими компаниями, строительство социальной ипотеки и строительство ипотеки «Татнефть». Город исчерпал возможность роста за свои пределы, мы неоднократно анализировали все наши возможности, ранее мы планировали, что город сможет развиваться на запад, в микрорайон «Парковый» и другие территории. Однако ситуация такова, что, учитывая специфику нашего города, везде, где нет жилья, есть объекты нефтяной структуры. Это наше богатство, но оно накладывает определенные ограничения, то есть сегодня фактически город расшириться уже не может. Но нам надо частично уплотняться. У нас огромное количество промзон, которые сегодня потеряли свою актуальность. Никто не посягает на действующие предприятия, но есть существующие сегодня базы, которые раньше функционировали, а сегодня это просто перевалочные базы, где хранится техника, находится небольшое производство, в котором вообще нет необходимости и их нужно устранить. Такая практика хороша не только для нашего города и республики, но и для всей России в целом. В этом направлении мы будем активно двигаться, у нас есть планы, которые мы обсуждаем с нефтяниками. Глядя таким образом на город, мы понимаем, что это сложный путь, но с другой стороны, если бы мы застроили микрорайон «Парковый», например, то это была бы совершенно оторванная от города территория. 

О земельных участках для многодетных семей

По многодетным семьям работа активно ведется в последние годы. У нас ежегодно от 450 семей получают статус многодетных, и мы стараемся примерно такое количество обеспечивать. Сегодня у нас в очереди стоит примерно 1,5 тыс. семей, мы стараемся в течении трех лет все-таки закрывать потребность. Но я скажу прямо, и возможно это не всем понравится – земля такой ресурс, которые не воспроизводится. Бесконечно давать землю многодетным мы бы рады, но физически земли уже не остается. Мало того, глупо давать землю, не обеспеченную инфраструктурой, которая совершенно оторвана от населенных пунктов. На одну газификацию всего района нужно около миллиарда рублей. К сожалению, для бюджета республики, это пока очень неподъемная сумма. Поэтому в дальнейшем нам будет очень сложно удовлетворить эту растущую потребность в земле, но я знаю, что на республиканском уровне этот вопрос давно обсуждается, а конкретно законопроект по применению других форм поощрения многодетных семей, и мы в числе тех районов, которые сильно в таком нуждаются. Для нас ситуация достаточно критичная, но на данном этапе мы сохраняем выбранный темп, хоть и с большим трудом. 

Тимур Нагуманов: Система здравоохранения показала свою состоятельность

О городских проектах

Большинство проектов нам удалось реализовать, в частности, из сферы социальной инфраструктуры. Мы открыли инженерный лицей — колоссальный проект, созданный благодаря компании «Татнефть», и микрорайон «Западные ворота» наконец-таки получил новую школу. Также мы завершили строительство нового радиологического корпуса, детская хирургия тоже практически закончена, но там мы решили не добиваться полного окончания любой ценой, а дать немного отсрочку, чтобы со всей предвзятостью добиться лучшего качества работы. 

Заморозке подверглись некоторые не начатые проекты. Например, мы планировали начать строительство двух детских садов в этом году и еще одного в следующем, пока у нас в планах остался только один, это связано с некоторыми ограничениями. Но эти проекты не отменены, а именно заморожены. Планируется также школа в микрорайоне «Алсу», мы ведем переговоры. Эта школа одна из самых приоритетных. 

Есть ряд проектов, которые мы планировали реализовывать совместно с «Татнефтью». Это восстановление клуба Горького, например, или реновация нашего молодежного центра. Эти проекты пока находятся в состоянии проработки. Они не заморожены, но мы пока не приступили к активной фазе реализации. В этом году мы взяли паузу и начали по-новому переосмыслять свои планы, уточнять многие детали. Но могу сказать, например, по плану Центральной районной больницы. Президентом поддержана наша инициатива, у нас будет капитальный ремонт и, кроме того, по поручению президента сейчас выделяются средства на проектирование пристроя. В нем будет расположен прием диагностического отделения. Это будет отдельный новый корпус по современному стандарту, а уже само здание стационара, которое будем ремонтировать, сделаем с более комфортабельными условиями. Например, в палатах будут санузлы. Этот проект у нас не заморожен.

Мы также планируем в следующем году участие в программе «Наш двор». Еще у нас есть вопросы по дорожному строительству, это обширный вопрос, так как город требует постоянного обновления дорог. В этом году колоссальная помощь была оказана нефтяниками и президентом. Президент выделил отдельно деньги на въездные ворота со стороны Челнов. Но вчера там было плохо, сегодня хорошо. Все уже забыли, как было хорошо, и ищут, где плохо. Поэтому работа будет продолжаться. На самом деле, нам пока что сложно говорить о каких-то новых проектах. Одна из самых острых тем для нас — это детские сады. 

Об общественном транспорте

Маршрутная сеть сейчас изменилась, мы вынуждены это делать и будем ее менять, потому что город не стоит на месте и развивается. Например, новый маршрут охватывает микрорайон «Западные ворота», раньше он там не был нужен. То же самое с микрорайоном «Алсу». 

К сожалению, на данном этапе мы имеем тот транспорт, который можем себе позволить, он работает на максимальной возможности. При этом мы несем убытки примерно в 40 миллионов рублей в год, но президент нас поддержал, и вскоре мы будем это компенсировать из республиканского бюджета. Также он поддержал постройку новой контактной сети, то есть троллейбусы начнут ездить по местам, где это будет необходимо. Информацию по этому поводу обязательно будет.

Также сейчас мы ведем работу по внедрению умных решений, информационных систем, решаем вопрос, как управлять транспортом у двух перевозчиков, сделав так, чтобы они взаимозаменяли друг друга в оптимальном режиме. Проблема, когда в наличии два перевозчика, заключается в том, что они начинают откровенно воровать трафик друг у друга. Там есть технология – когда делаешь максимальный разрыв с впереди идущим и минимальную перед сзади идущим, получается, будто пылесосишь всех, кто за это время скопился, а сзади идущему не оставляешь ничего. Чтобы этого не допускать, есть умное решение, мы его сейчас прорабатываем, будем внедрять, и я надеюсь, что после их внедрения во многом сможем снять ажиотаж. С утра у нас транспорт битком, а днем он ездит пустым. То есть надо сделать так, чтобы он с утра и вечером вывозил большее количество людей, а днем он был более оптимизированным. Но это требует денег и умных решений, мы будем в этом направлении двигаться. Общественный транспорт – это наша пока не решенная головная боль.

Что касается троллейбусов, то их сборка не реализуется по одной простой причине — пока не определен заказчик. То есть вначале им должен был выступить наш город. Но, как шутят специалисты, для нашего города — это слишком большая роскошь. Троллейбус — дорогой транспорт, он дороже автобусов, и это одна из причин, почему во многих городах никогда не было троллейбусов. Проект пока в стадии проработки, но, к сожалению, большинство наших коллег тоже пока затормозили этот вопрос. Мы понимаем, что когда-то придется закупить троллейбусы, тогда за этот вопрос мы и возьмемся. Но сказать, когда это будет, я пока не могу.

Об очистке дорог

Мы услышали горожан и постараемся применять соль в еще меньшем количестве, однако совсем отказываться от реагентов в городе не намерены. Если не солить дороги, то появляются накат и гололедица — стиральная доска перед перекрестком, а это чревато последствиями — машины начнут биться.

Тимур Нагуманов: Система здравоохранения показала свою состоятельность

С тротуарами то же самое: оставлять снег и лед на пешеходных дорогах опасно, даже несмотря на обращения некоторых матерей, которые говорят, что хотели бы возить детей по тротуарам на санках. Мы в городе живем и для санок есть специальные места. Даже смотрели в интернете — есть много предложений комбинированных санок с колесами — вот это все-таки городской вариант. Когда интенсивный трафик на тротуарах, снег превращается в наледь и человек начинает падать, ломать конечности. А там уже не до санок. Уж лучше обувь испачкать, чем сломать руку.

О диаспорах в районе

В следующем году мы планируем целый ряд мероприятий, в том числе и совместно с республикой, на данную тематику. У нас есть некая мечта создать Дом дружбы, но, скорее всего, не в следующем году, так как мы ищем подходящее здание. У нас есть один вариант, но, чтобы в этом здании сделать Дом дружбы народов, надо сначала, чтобы те, кто там находится, переехали в другое место. Будем надеяться, что в следующем году мы выйдем на конкретику. Но это не значит, что работа с диаспорами у нас приостановлена, ничего подобного. Мы с ними работаем очень плотно и постоянно. Они у нас очень активные. Когда весной нужно было выходить на обработку города в костюмах химзащиты, мы с коллегами за закрытыми дверями обсуждали, что нужно срочно 45 человек для этой цели. Коллеги мне говорили, что пока нельзя найти людей в таком количестве, однако вопрос был решен буквально в течении нескольких часов. На первое время, пока искали полноценных сотрудников, наша диаспора азербайджанцев, в том числе в лице руководителя, вышли, надели костюмы и пошли работать. Это было крайне круто и показательно. Другие диаспоры тоже работают очень активно, мы с ними в постоянном контакте. 

Об украшении города

В этом году город полностью оформляли только местные компании, они с каждым годом становятся все лучше. В нынешнем году они уже достигли определенного результата. Лично у меня и у моих коллег есть к ним замечания по поводу того, как они украсили город в этом году, но это уже скорее взгляд придирчивого профессионала. Какие-то вещи можно было делать лучше, качественнее и эффективнее, особенно в дневное время, потому что ночью есть возможность жечь электроэнергию, и это всегда выглядит красиво. Но это уже наши придирки. Лучшее враг хорошего, как говорится. На самом деле, здесь огромное спасибо «Татнефти» за то, что они, несмотря на все трудности, ежегодно дарят нам сказку.


Авторы материала: Ралина Гараева, Ринат Бакиров


Comment section

Добавить комментарий

Войти: