Цифровые итоги года: как развивается IT-сфера Татарстана

Минцифры республики в условиях пандемии стало едва ли не самым востребованным ведомством. От онлайн-пропусков до робота Лилии - количество сервисов, которые помогают жителям исчисляются сотнями. И мы относимся к ним уже как к данности.

Пандемия изменила уклад нашей жизни. Теперь цифровые услуги стали такой же нормой, как утренний завтрак. Мы сами того не замечая все больше пользуемся онлайн-сервисами. Потому от их корректной работы зависит качество нашей жизни. Наиболее ярко это проявилось во время коронавирусных ограничений. Нам приходилось оформлять заказывать на дом продукты, обучаться дистанционно, оплачивать текущие расходы через портал госуслуг. В один миг жизнь перетекла в онлайн. Потому Минцифры республики стало едва ли не самым востребованным ведомством. 

Именно в Татарстане заработал первый в России сервис цифровых пропусков, разработанный в Минцифре. Оформив его, жители могли покинуть места самоизоляции при необходимости. Был запущен телефонный робот Лилия, которая консультировала жителей республики по вопросам коронавирусной инфекции, режима самоизоляции и системы цифровых пропусков. За время работы сервиса в системе зарегистрировались 1 737 075 жителей республики. Было выдано 13 732 948 цифровых пропусков. Сервис прекратил работу 12 мая. Базу с персональными данными жителей Татарстана, указанными ими при прохождении регистрации, удалили в присутствии специальной комиссии.  

А с 25 ноября Минцифра совместно с министерством здравоохранения Татарстана запустила модернизированную горячую линию по вопросам COVID-19. Она начала работать в круглосуточном режиме, количество операторов контакт-центра увеличили до 50 в каждую смену. При звонке в колл-центр можно получить ответ как на русском, так и на татарском языке. В сервис внедрены технологии искусственного интеллекта. Здесь также задействована робот Лилия. Это позволяет разгрузить операторов контакт-центра. Робот может проконсультировать жителей по некоторым наиболее распространенным вопросам о коронавирусе и связанным с ним ограничениям. Операторы модернизированного контакт-центра 122, операторы телефонных служб 03 и 112 переключают поступающие от жителей звонки сразу в конкретные медицинские учреждения. И наоборот, звонки переадресовываются на горячую линию, если все номера поликлиник заняты.

Сегодня Лилия продолжает помогать жителям республики. Функционал робота был расширен: он научился принимать показания счетчиков за газ, воду, тепло и электричество. Татарстанцы могут подать показания в мессенджере Telegram, через социальную сеть «ВКонтакте» и через голосового помощника по номеру 8 (843) 207-01-03.

Кроме того, в Минцифре запустили интерактивную карту, информирующую жителей о местоположении карет скорой помощи в реальном времени. Она работает для всех городов и районов республики. 

Попасть на карту можно через баннер на стартовой странице Портала госуслуг Татарстана.

Новые сервисы и развитие Портала госуслуг

В течение 2020 года команда цифрового министерства занималась разработкой пяти цифровых платформ:

«Я – школьник» –  мобильное приложение для учащихся. С его помощью ребята пользуются электронным дневником edu.tatar.ru, контролируют динамику своей успеваемости, получают важные подсказки и планируют выполнение домашней работы.

«Мои субсидии» – цифровой помощник для предпринимателей и фермеров. С помощью нового сервиса они смогут получать субсидии от государства в режиме онлайн, не посещая десятки учреждений и ведомств.

«Я строю» –  цифровая платформа содействия строительству.

«Забота» – платформа для жителей республики по оформлению государственных мер поддержки в цифровом виде.

«Локоло» –  платформа для вовлечения татарстанцев в решение вопросов городской среды.

«Я – школьник». «Мои субсидии» и «Я строю» сейчас проходят пилотное тестирование в нескольких районах Татарстана: Балтасинском, Сабинском и Альметьевском. Работа над двумя оставшимися сервисами находится в активной завершающей стадии. Пилоты платформ «Забота» и «Локоло»планируется запустить уже в 2021 году.

Министерство цифрового развития Татарстана продолжает активную работу по совершенствованию республиканского Портала госуслуг: внедряются новые услуги, действующие услуги переводятся в цифровой вид. Так, в этом году у жителей появилась возможность: пополнить транспортную карту, записаться на прием к судебным специалистам, оплатить охранные услуги Росгвардии, получить услуги страхования в новом разделе «Страхования» и 25 новых услуг исполкома Казани. Теперь казанцы могут оформить до 46 услуг в электронном виде. В приложение «Услуги РТ» добавлен способ оплаты Apple Pay.

Сегодня на Портале госуслуг Татарстана реализовано 307 услуг и сервисов, зарегистрировано 2,5 млн личных кабинетов. Самыми популярными сервисами на нем являются электронный дневник (более 100 тысяч раз в день) и запись на прием к врачу (от 1,5 млн в месяц). Жители республики через Портал также чаще всего оплачивают услуги по ЖКХ, детскому саду, школьному питанию, электроэнергии, газу, и переводят взносы по социальной ипотеке.

Устранение цифрового неравенства

Перед новым учебным годом Минцифра совместно с операторами связи за 3 месяца провела скоростной Интернет в 1 045 школах. Подключение шло в рамках сразу двух программ: 546 школ подключались к Интернету рамках национального проекта «Цифровая экономика», а 499 школ – лично по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова.  Эта программа позволила создать равные условия для всех школьников, независимо от того, в городе ли они живут или в сельской местности.  Благодаря ей более 9 тысяч жителей 93 населенных пунктов Татарстана получили возможность подключаться к Интернету. А недавно 755 сел республики были включены в перечень населенных пунктов, утвержденный Минцифрой России, в которых будет проведен Интернет и сотовая связь. Завершается работа по оснащению школ республики сетью Wi-Fi. В 589 школах республики будут установлены 8 049 новых точек доступа.

В рамках национального проекта «Информационная инфраструктура»: идет подключение к скоростному Интернету социально-значимых объектов. В 2020 году в рамках нее подключили 733 объекта, из них 120 сверхплана по дополнительному заказу от федерального ведомства. 

Все обращения от жителей по качеству связи в ведомстве оперативно обрабатывают с операторами. Этот вопрос находится на особом контроле. 

Вдвое увеличен объем инвестиций, вкладываемых в расширение инфраструктуры мобильной связи - с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей. На эти средства строятся базовые станции, которые увеличивают покрытие мобильной связью в республике.

Сегодня Татарстан – один из передовых регионов, активно участвующих в реализации национального проекта «Цифровая экономика». В настоящее время Министерство цифрового развития РТ реализует более сотни проектов и инициатив. 

Сотрудничество с ИТ-компаниями

Для проведения успешного цифрового развития Татарстана при министерстве был создан Архитектурный совет. В него вошли руководители ведущих компаний ИТ-отрасли, а также различных ведомств республики. Председателем совета назначен глава цифрового ведомства Айрат Хайруллин.

Это первый Архитектурный совет в России, в котором бизнес и государство общаются и принимают совместные значимые решения для развития ИТ-отрасли Татарстана в открытом формате.

Также с лета 2019 года при министерстве цифрового развития РТ действует оперативный штаб по качеству связи, участниками которого являются все операторы связи республики. Ведомство ежедневно контролирует обращения жителей на качество услуг связи, особенно тщательно заявки проверялись в период самоизоляции. 

Ежемесячно по инициативе Айрата Хайруллина в Минцифре проходит заседание Совета Безопасности Татарстана по защите информации. Особое внимание уделяется вопросам защиты персональных данных жителей.

На базе Центра информационных технологий Татарстана завершен первый этап создания центра реагирования на возникающие инциденты информационной безопасности –  Security Operation. И в этом направлении работы ведомство достигло значительных успехов. Несмотря на общемировую тенденцию роста «хакерской активности», в Татарстане удалось снизить количество успешных атак на сайты и информационные системы по сравнению с прошлым годом. Например, в 3 квартале количество инцидентов снизилось на 49% по сравнению со 2 кварталом, а по сравнению с 1 кварталом – на 61%. Также число хакерских атак удалось снизить в 2,5 раза по сравнению с январем прошлого года.

Развитие технологического кластера

В республике 11 лет успешно работает технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», который можно смело назвать точкой притяжения татарстанских ИТ-сообществ. На его площадке реализуется ряд программ и проектов, которые помогают стартапам и начинающим компаниям выйти на российский и мировой рынки. В октябре было подписано соглашение о создании на базе ИТ-парка Регионального центра компетенций в области интеллектуальной собственности, который является первым подобным центром в Поволжском федеральном округе. В центре в режиме одного окна будут предоставляться все взаимодополняющие услуги, связанные с интеллектуальной собственностью в сфере информационных технологий. Новый центр поможет провести цифровизацию интеллектуальной собственности, наладить диалог между ИТ-разработчиками и промышленностью для инновационного развития всего Татарстана.

Недавно в Минцифре объявили о скором запуске новой программы привлечения ИТ-компаний в нашу республику - кITык. Согласно ей, налоговая ставка для ИТ-компаний, работающих в Татарстане и заключивших соглашение об инновационной деятельности с ИТ-парком, с 1 января 2021 года составит 1% вместо 6% по статье «Доход» и 5% вместо 10% по статье «Доход минус расход». Многие интересуются почему кITык. Название «кайтыйк» выбрано неслучайно. Оно означает «давай вернемся». В тоже время катык, как один из кисломолочных продуктов, может быть 1% жирности. В этой игре слов заключается суть программы: налоговая ставка в 1% для IT-компаний, готовых работать в родной республике.

По подсчетам сотрудников ведомства, Татарстан сможет привлечь порядка 200 компаний, что, в свою очередь, даст 3 тысячи новых рабочих мест и 1 178,9 млн рублей налоговых поступлений в бюджет республики. В тоже время высвобожденные суммы ИТ-компании могут направить на дальнейшей рост и развитие. Например, увеличить численность сотрудников, закупить новое оборудование, начать разработку собственных конкурентоспособных цифровых решений.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Т1000
Что насчет того робота который сжег глаза всем журналистам? Его уже казнили?
1
0
Ответить

Вадим
Для среднего и особенно малого бизнеса это нужная штука. Правильно делают что занимаются этим
0
0
Ответить

Ипэшник
Ни банки, ни налоговая не может обеспечить качественный сервис через интернет.
1
0
Ответить

Егор
Звучит действительно многообещающе. Рано или поздно должны были об этом задуматься и начинать внедрять.
0
0
Ответить

Борис
Я за цифровой мир, мне как инвалиду очень поможет
0
0
Ответить

Камиль
А НИКАК)))))
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite