В пылу дискуссии активист Рамай Юлдаш опубликовал в соцсетях эмоциональный пост о непростых отношениях между татарами и башкирами. За это он был оштрафован. Обвинять один народ в бедах другого непозволительно, это считается возбуждением ненависти и вражды.

Полемика о татарах и башкирах закончилась штрафом за экстремистские призывы

В пылу дискуссии активист Рамай Юлдаш опубликовал в соцсетях эмоциональный пост о непростых отношениях между татарами и башкирами. За это он был оштрафован. Обвинять один народ в бедах другого непозволительно, это считается возбуждением ненависти и вражды.

Татарский краевед и активист Рамай Юлдаш, проживающий в столице Марий Эл - Йошкар-Оле, был оштрафован за пост «ВКонтакте», посвящённый непростым отношениям между татарами и башкирами. Сумма наказания составила 10 тысяч рублей. Соответствующее решение огласил йошкар-олинский городской суд.

Лингвистическая экспертиза ФБУ Чувашской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ увидела в публикации Юлдаша «содержание совокупности лингвистических и психологических признаков возбуждения ненависти и вражды по признаку национальности - к башкирам». Прокуратура Марий Эл открыла административное производство по статье 20.3.1 КоАП РФ.

Если пересказать, то суть поста Рамая Юлдаша в следующем: власти Башкортостана не признают равноправие татар с башкирами, татарского языка с башкирами. Хотя в Башкирии татар численно больше, чем башкир. Башкиры называют средний диалект татарского языка «северо-западным диалектом» башкирского языка. Автор текста приходит к выводу, что, значит, башкиры не хотят дружить с татарами, значит, башкир нельзя называть братьями татар. Значит, продолжает рассуждать автор поста, татары должны называть татарскими башкирские племена, а башкирский язык называть диалектом татарского языка.

Полемика о татарах и башкирах закончилась штрафом за экстремистские призывы

Сам пост Юлдаш не писал. Автором является неизвестный автор, который опубликовал его в одном из сообществ в Фейсбуке, где уже как год идёт интенсивная дискуссия по татаро-башкирским темам накануне переписи.

- Я этот пост опубликовал ещё в октябре 2020 года. Хотел им спровоцировать полемику, дискуссию. Всего этот мой пост увидели только 460 человек, но никто никакого комментария не оставил, - рассказывает KazanFirst Рамай и добавляет, что никакой вражды по отношению к башкирам он не намерен был вызвать.

При вынесении решения суд учёл, что активист на суде дал признательное объяснение, раскаялся в содеянном, а также у него есть два малолетних ребёнка.

Активист указывает, что администрация соцсети «ВКонтакте» никакой модерации опубликованный пост не подвергала. Он сам удалил его. Однако в Facebook этот текст в качестве комментария модерацию не проходил.

- Когда в соцсетях о моей истории стало известно, некоторые люди поинтересовались, за какой же текст меня будут судить. Я в комментариях начал кидать этот текст из моего поста. Но на меня в какой-то момент стали массово жаловаться. В итоге Facebook заблокировал у меня возможность комментирования в соцсети на семь дней. Это, конечно, для меня нонсенс. Потому что уже давно сижу в Facebook, давно участвую во всяких дискуссиях. А тут на меня пришли 13, 22 и 25 января 2021 года какие-то массовые жалобы и мою страницу заморозили. Почему? Я в последнее время очень активно участвую в соцсетях в татаро-башкирских спорах и дискуссиях. Видимо, мои идеологические оппоненты так решили со мной свести счёты. Другого объяснения, зачем на меня жалуются, у меня нет, - высказывает мнение собеседник.

Полемика о татарах и башкирах закончилась штрафом за экстремистские призывы

KazanFirst обратился к двум экспертам-лингвистам, чтобы они оценили содержание поста, действительно ли за такой текст можно получить административное наказание.

- В этом тексте идёт очень сильное противопоставление татарам башкир. Если бы в тексте речь шла, скажем, об «башкирских этномиссионерах», то есть выделение узкой группы из башкирского народа и её критика, - это уже была бы более безопасная история. Но когда речь идёт о прямом противопоставлении татар и башкир, на этом, конечно, активистов и комментаторов могут подловить.

Второй момент, который неприемлем, - это утверждение агрессивности одного народа по отношению к другому. Целому народу приписываются какие-то злые намерения, а не просто каким-то отдельным представителям, то есть всё тем же «башкирским этномиссионерам».

Третий момент. Из поста считывается, что один народ виноват в поражении в правах другого народа. Такой смысл в тексте тоже заложен. Как будто это прямо весь этнос участвовал в том, чтобы другой этнос сейчас находился в некомфортных условиях. Хотя за условия жителей, этнических групп на тех или иных территориях отвечают органы власти. Причем посыл, что один народ виноват в бедах другого народа, понимается прямо и однозначно человеком в этом тексте, пусть даже он будет вне контекста всей этой переписной татаро-башкирской дискуссии в соцсетях.

Вот эти три зацепки вполне могут дать экспертам возможности предъявить претензии к авторам текста или к тем, кто этот текст распространяет или тиражирует, - прокомментировал один эксперт.

- Вражда есть. Насильственных уж призывов нет, но вражда не только в этом. Есть призывы отсоединиться, не дружить, - прокомментировал другой эксперт.

Рамай Юлдаш рассказывает, что никакой неприязни к башкирам не питает. Более того, у него в биографии есть страницы, когда он выступал в защиту прав башкир и Башкортостана.

ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 137 материалов в сюжете

Перепись населения

В этом году проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Карл
Сколько уже можно эту тему мусолить???? Всех мы любим, всех уважаем. Что за постояные тёрки за права и угнетения.
1
3
Ответить

V
@Карл Все хотят оказаться выше и ближе к солнцу.
0
2
Ответить

Айн
То есть, когда маленькую группу принижаешь, это ок? Вы че там головой стукнулись?? А когда уже за народ топишь, то это штраф. Видимо все на заказах живётся.
6
0
Ответить

Михаил
Ну немного сдали нервы у мужика, че сразу штрафами пугать.
4
0
Ответить

Имя
Итэ кто, икстрэмист? Вай Вай...
2
3
Ответить

кызтумас
Ничего не понял. В каком месте экстремизм? В каком предложении или слове Рамая в Чувашской лаборатории нашли противозаконные призывы, или действия?
4
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite