Просили не занимать: когда закончится дефицит на авторынке

за которыми впервые за много лет выстроились очереди. Стоит ли в этих условиях покупать себе новую машину
Российские дилеры столкнулись с нехваткой автомобилей, за которыми впервые за
много лет выстроились очереди. Стоит ли в этих условиях покупать себе новую
машину, и когда ситуация с поставами может нормализоваться — разбираемся в нашем
обзоре.

Тормоз для авторынка

Несмотря на то, что автомобили в последние месяцы постоянно дорожают, спрос на них по-прежнему превышает предложение. Напомним, из-за простоев на российских автозаводах и приостановки поставок импортных иномарок в период локдауна, прошлым летом на рынке возник дефицит машин. Этому способствовал и повышенный спрос со стороны потребителей, которые спешили совершить покупку на фоне нестабильности рубля. Осенью ситуация с наличием автомобилей у дилеров стала понемногу выправляться, однако полностью эта проблема не решена до сих пор. Машины, которые сегодня поступают в автосалоны, выдаются клиентам, заказавшим их еще в конце прошлого года.

— Ситуация постепенно нормализуется. Тем не менее, в ряде брендов как массового, так и премиального сегмента доступность автомобилей ограничена. Из-за жестких ограничительных мер в мире пострадали цепочки поставок запчастей и комплектующих на сборочные предприятия, что выражается в значительных задержках и переносах сроков поступления автомобилей к дилерам. Недостаток комплектующих пока не удается полностью устранить, — говорит директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников.

По словам руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, дефицит автомобилей, который появился осенью 2020 года, остается главной причиной, тормозящей продажи и динамику авторынка России. Складские запасы дилеров еще в сентябре сократились как минимум на 20%, сейчас эта цифра в 2-3 раза больше. Отчасти это объясняется тем, что некоторые производители намеренно создают искусственный дефицит автомобилей, чтобы за счет повышения цен компенсировать свои издержки.

Просили не занимать: когда закончится дефицит на авторынке

Так, по данным Fresh Auto, меньше всего дефицит ощущается в массовом сегменте, большинство представителей которого имеют локализованное производство в России. К ним можно отнести модели Lada, Kia, Hyundai, Renault и Skoda, причем даже у этих брендов некоторые комплектации автомобилей не найти в наличии. К примеру, существует потребность во всех комплектациях моделей Lada с вариаторами, у Skoda в наличии в основном только кроссоверы Skoda Kodiaq и лифтбеки Skoda Rapid в топовых версиях, но с механической коробкой передач. Наибольший же дефицит заметен в премиальном сегменте и среди самых востребованных моделей SUV: Volkswagen Tiguan и Touareg, Hyundai Creta придется ожидать как минимум месяц, Hyundai Santa Fe — не менее трех. Срок ожидания автомобилей премиальных марок — Porsche, Lexus, Mercedes-Benz, BMW — составляет от 2 месяцев до полугода.

А долго ждать-то?

В свою очередь, в компании «Авилон» рассказали о дефиците всех моделей Volkswagen: выпускаемые в России модели Polo и Tiguan придется ждать от 1 до 1,5 месяцев, а поставляемые по импорту Touareg и Passat — от 4 до 6 месяцев. Срок поставки новых Hyundai Palisade и Elantra, как и ликвидных комплектаций Hyundai Creta, составляет до 1,5 месяцев. В первом квартале 2021 года дефицитными оказались все представленные на российском рынке модели премиального сегмента. Если у дилеров еще есть минимальный запас Volvo XC60, XC90 и V60 Cross Country, то поставка XC40, S60, S90 и V90 Cross Country ожидается только в конце марта. Аналогично высокий спрос на автомобили BMW: в дефиците 3-я серия, период ожидания которой 1-2 месяца, порядка 1 месяца придется подождать модели Х3, Х4, Х6 и Х7, чуть больше – 2-3 месяца – составит срок ожидания Х5. Во втором квартале ожидаются поставки Audi Q5 и А3 2021 года выпуска, модели Audi A3, Q3, Q7, Q8 придется подождать от 3 до 4 месяцев. Дефицит по всем комплектациям Jaguar E-pace и F-pace, а также моделям Land Rover Defender, Discovery Sport, Range Rover Evogue и Range Rover Velar — поставка автомобилей может быть в период от 3 месяцев до года.

А вот в компании «Автодом» уверяют, что в премиум-сегменте практически все модели доступны к покупке и есть в наличии, однако несколько ограничен выбор комплектаций, типа двигателя, цвета кузова, отделки салона т.п.

Просили не занимать: когда закончится дефицит на авторынке

— Ситуации лета 2020 года, когда в некоторых дилерских центрах вместо 5-7 автомобилей было 1-2, уже нет. Сроки ожидания заказанного автомобиля разные, но однозначно не менее двух месяцев, если заказывать персонализированную комплектацию. Это при условии российской сборки. Срок поставки автомобилей иностранной сборки может достигать 4-5 месяцев, — рассказал генеральный директор компании «Автодом» Андрей Ольховский.

Бери, что дают!

Стоит отметить, что в условиях продолжающегося дефицита автопроизводители отказались от прямых скидок на свои модели и предлагают дисконты исключительно в рамках схемы трейд-ин или фирменных программ автокредитования. В последнем случае выгода для покупателей становится особенно неочевидной, учитывая дальнейшую переплату по банковским процентам и каско. В свою очередь, ситуацией воспользовались некоторые дилеры, которые при продаже машин стали накручивать опции, а прошлогодние автомобили предлагать по ценам 2021 года.

— Сегодня у покупателей в первую очередь сформировано желание приобрести автомобиль «здесь и сейчас» в имеющемся у дилера цвете и комплектации. Со своей стороны дилеры также предлагают клиентам оставшиеся на складах варианты автомобилей. При наличии дефицита существенно сократились скидки, а дополнительные программы по стимулированию продаж от импортера либо сокращены, либо прекратили свое действие вовсе. Часть прошлогодних машин действительно была продана без каких-либо скидок. Но даже при текущей ситуации не стоит медлить с покупкой, так как автомобили дорожают, и все новые поставки будут уже по новому прайсу, — предупреждает директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.

По словам Дениса Решетникова, в условиях дефицита дилеры обычно заключают договор на продажу автомобиля и берут первоначальный взнос. Таким образом, приобрести новую машину можно и с помощью льготных программ господдержки. При уплате первоначального взноса клиент получает гарантию, что получит транспортное средство в обозначенный в договоре срок. Разумеется, занять очередь за выбранной моделью можно и бесплатно, но тогда гарантий по дате выдачи нет.

Просили не занимать: когда закончится дефицит на авторынке

Выбора не остается

Между тем, дефицит на авторынке в дальнейшем может обостриться с учетом ухудшения эпидемиологической обстановки в ряде европейских стран, что мешает регулярным поставкам иномарок, а также зарубежных комплектующих на российские конвейеры. Кроме того, в наступившем году многие мировые автоконцерны столкнулись с нехваткой полупроводников, необходимых для производства современных машин, из-за чего о вынужденном сокращении объемов выпуска уже объявили Volkswagen, Toyota, Honda, Nissan, Ford, Chrysler, Subaru и др. Дело в том, что в условиях ограничений из-за короновируса во всем мире резко вырос спрос на ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты, что вызвало дефицит компьютерных чипов. По оценкам экспертов, производителям полупроводников может потребоваться до полугода, чтобы наверстать поставки микросхем для автомобильной микроэлектроники.

Как говорит Владимир Мирошников, по «трубе поставок» видно, что дефицит на авторынке будет сохраняться — в первом и, вероятно, во втором квартале. Хотя в некоторых брендах выбор стал хуже из-за ограниченной доступности автомобилей, все-таки тотального дефицита на авторынке сейчас нет. Автомобиль можно выбрать из наличия, а если представленные варианты не устраивают – заказать поставку машины в желаемой комплектации. Откладывать покупку автомобиля не имеет смысла, ведь сэкономить точно не получится. Цены на автомобили сохраняют тенденцию к росту, а ожидаемое повышение размера утилизационного сбора вызовет на авторынке новую волну подорожания. При этом на фоне повышения цен некоторые покупатели готовы обратить внимание на качественные автомобили с пробегом: здесь выбор шире, цены доступнее.

— Тем, кому нужен автомобиль, мы не советуем откладывать покупку. Снижения цен точно не будет, и даже если ближе к лету буду запущены акции и программы поддержки, то объем скидки не превысит ту разницу, на которую автомобиль успеет подорожать к тому времени. Даже покупка автомобиля в кредит сейчас более выгодна, чем покупка автомобиля потом, но без кредита. Другими словами, сейчас выгоднее покупать в кредит, чем копить, так как автомобили дорожают, — резюмирует генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *