Психолог - о молодежи: Нет умения выражать мысли, нет желания думать

Постоянный эксперт KazanFirst Наталья Аблизина в беседе с журналистом Сергеем Исичко поднимает проблему общения среди детей. Как оказалось у нынешних подростков словарный запас не богаче, чем у персонажа книги «Двенадцать стульев» Эллочки-людоедочки.   

До наших дней общество обычно делилось на богатых и бедных, на успешных и неудачников. В наши дни общество стало делиться на тех, кто знает, о чем можно поговорить и кто этого не знает, кто умеет связно выразить словами свои мысли и чувства, и кто не понимает, как это делается. Специалистов, в частности психологов, тревожат такие дети, которые при этом учатся далеко не в начальных классах. Таких детей сейчас родители «косяком» ведут к семейному психологу Наталье Аблизиной и не только к ней. 

- Некоторым из таких детей просто лень думать. Знаю это, потому что сразу с несколькими ребятами у себя в кабинете проводила занятия с карточками. Занятие такое: каждый берет карточку с вопросом. На каждый вопрос три ответа. Например, каким ты видишь себя через 10 лет? Или кого из известных ты пригласил бы на ужин и почему? Надо подумать, вспомнить, выбрать. Словом, поработать головой. Знаете, что эти дети мне сказали? «Так лень! Мозг начинает шевелиться, как будто он там ворочается». Им лень заставлять мозг работать, они к этому не приучены, – рассказывает специалист.

У этих детей и вообще у молодых людей (к сожалению, многих) очень скудный словарный запас. Помните Эллочку-людоедочку из известного произведения «Двенадцать стульев». Ее запас составлял всего 30 слов: «Хо-хо!», «Хамите!»  «Мрак!» «Блеск!» «Парниша» и т.д. Так вот у специалистов иногда складывается впечатление, что эта самая Эллочка по сравнению с нынешними молодыми людьми - Шекспир или Пушкин. У нее в запасе есть такие выражения, как «не учите меня жить» или шутка «у тебя вся спина белая» 

- А вы знаете, как современная молодежь общается в интернете? Посмотрите! Многие копируют чей-то текст или картинку и отправляют. А личный словарный запас это: «Привет!», «Ок», «Норм», «Как дел?», «Псб», «Хор», - говорит Аблизина. 

Для упрощения восприятия привычных слов ленивым мозгом молодые сокращают слова. Это все и привело к тому, что они и пытаются завязать общение между собой, но не знают, как это делается. У них нет тем для разговора, они не могут их найти или придумать.

Спросите, откуда такие молодые люди взялись или как так вышло. У Аблизиной есть на это лаконичный ответ: из телевизора. Ответ можно дополнить: из смартфона, планшета и т.д. А если тему развернуть, то дело в следующем. У природы есть четкая, неколебимая последовательность развития человека и его мозга. Ребенок сначала лежит, потом сидит, ползает и только затем ходит. Мозг учится воспринимать и анализировать информацию тоже поэтапно: сначала запоминает буквы, потом учится читать, запоминать, обрабатывать информацию. Воспринимая слова, мозг в ответ создает какие-то образы, с помощью которых ребенок различает предметы. Так развивается воображение, умение выстраивать логические связи.

- А что происходит сейчас? Известно, что чем больше ребенок двигается, работает пальцами, руками, ногами, тем лучше развивается его мышление и сообразительность. Но сегодня у многих детей даже на прогулке педалей нет. Коляски, электросамокаты, гироскутеры и пр. Самому мозгу ребенка родители не дают развиваться, потому что сразу (как только научится сидеть) сажают ребенка к телевизору, окунают его в телефон, смартфон, интернет, - считает Аблизина.

Оттуда на неокрепший мозг ребенка потоком льется много такой информации, над которой мозгу не надо трудиться. Он лежит в черепной коробке и как ленивец ест то, что дают. Так продолжается много лет и в школе. А потом, когда специалист дает задание подумать, такой молодой человек с удивлением сообщает: «Ой, чувствую как в голове мозг шевелится».              

- Словарный запас слабый. Очень многие вообще не читают. Они слишком много смотрят фильмы. Нет умения выражать мысли, нет желания думать. Буквы у них складываются в слова, а слова непонятно о чем, - фактически ставит диагноз Аблизина. 

Но ведь после школы наступает такая жизнь, когда надо искать друзей, партнеров, спутника или спутницу жизни. Психологи уже вовсю разрабатывают методики помощи таким людям. Вы уже знаете, что наша собеседница проводит занятия с карточками.

- А еще мы пишем сочинения, - говорит эксперт. - Есть психолог, который разработал 36 вопросов для влюбленных, чтобы они знали, о чем поговорить. Там у него целая методика. Сначала парни и девушки отвечают на вопросы, потом сидят и четыре минуты смотрят друг другу в глаза и так далее. Автор методики утверждает, что после занятий у него многие молодые люди действительно стали парами, повлюблялись, переженились.

Но очень трудно уже повзрослевших детей и молодых людей учить находить темы для общения, соображать как и о чем говорить, признается психолог. Серьезные выводы надо делать тем, кто только собирается заводить детей, или у кого дети такие, что еще не все упущено. Изучайте природу развития ребенка и следуйте этой природе.


Читайте также: Гиперопека мамы едва не привела талантливого подростка в тюрьму


Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ирина
Тут проблема не только в детях и подростках, но и в родителях, которые как что подсовывают ребенку планшет с мультиками или играми, разрешают много сидеть за компьютером, одним словом не уделяют ребенку внимания
5
1
Ответить

Дарина
Лучше вообще запретить смартфоны им, хотя бы до того возраста пока психика не окрепнет...
6
1
Ответить

Психолог
У современных детей очень много психологических проблем и мы не знаем как их решать, хотя бы потому что сами с такими не сталкивались
2
1
Ответить

Артем
Аблизина права, ему даже думать то некогда)) Когда за тебя все делают, чтобы развлечь себя ему не нужно прилагать никаких усилий
6
1
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite