«На YouTube потребитель контента получает весь спектр мнений на одно и то же событие»

Эксперты KazanFirst рассуждают, почему видеохосинг превосходит другие соцсети и вытесняет телевидение даже в отдельно взятом телевизоре.

Аналитики рейтингового агентства «ПромРейтинг» выяснили, что жители Татарстана считают YouTube главным каналом получения информации. В топ-5 также входят соцсеть «ВКонтакте», «Информационные сайты», «Интернет-форумы» и «Телеграм».

Согласно исследованию, видеохостинг пользуется большой востребованностью у респондентов от 18 до 24 лет, 25-35 лет. Подростки от 14 до 17 лет больше всего предпочитают «ВКонтакте». Люди старшего возраста - 36-45 лет, 46-55 лет - черпают информацию, которой доверяют, из информационных сайтов. А вот люди пенсионного и предпенсионного возраста - 55 лет «плюс». вслед за самыми младшими респондентами используют для этого «ВКонтакте». Получается, что российская соцсеть - это сегодня общая площадка, где гипотетически может встретиться и стар, и млад.

В результатах исследований аналитиков затерялся «Инстаграм». Хотя нельзя сказать, что жители Татарстана не сидят в этой социальной сети, не зарегистрированы там.

- Мы во время исследования выявили, что низкие позиции по потреблению информационного контента занимает «Инстаграм». Просто люди не воспринимают его как канал получения информации. Может в будущем, чуть позже, как новостные каналы начнут развиваться, и если эту площадку люди меньше будут ассоциировать с красотой, поездками на море, вкусной едой, встречей с друзьями и красивыми девушками, то тогда ее начнут воспринимать, как канал получения информации, но не сейчас, - рассуждает координатор аналитического агентства «ПромРейтинг» Антон Глухов.

По его словам, популярность YouTube в Татарстане также объясняется общефедеральным трендом, подтверждённым общеросийскими опросами населения. По их результатам этот видеохостинг тоже на первых местах.

Но в чем уникальность площадки YouTube, что он оставляет за собой другие соцсети и медиаплощадки?

- Сейчас люди всё больше начинают искать какую-либо информация не в поисковике, а на YouTube. Раньше мы вбивали в поисковиках запрос «Как починить кран?», а сейчас тоже самое вбиваем на YouTube и получаем видео, где всё наглядно и понятно, что делать, - рассуждает Глухов. - На каком-то этапе своего развития видеохостинг ассоциировался с развлекательным контентом, с красивыми видеороликами о путешествиях. Но сейчас на YouTube мощно наметился тренд на появление блогеров и авторов, которые перерабатывают новости, агрегируют их. И люди предпочитают потреблять информацию в сжатом виде и в пересказе этих авторов. YouTube интересен тем, что в комментариях под контентом люди больше обезличены, чем в других соцсетях. Например, «ВКонтакте» у людей есть свои странички, которым может быть по 10 лет. По личной странице человека много что можно о нём определить. И люди понимают всю ответственность за самовыражение в соцсети со своей странички. А в YouTube такого не наблюдается, аккаунт не привязан к каким-то личным данным. 

Директор коммуникационного агентства «К9», медиатехнолог Ярослав Муравьев говоря о преимуществах потребления информационного контента через YouTube отмечает, что это связано еще и с тем, что общество стало мобильным.

- Если говорить о модели потребления информационного контента, то очень сильно меняется формат взаимодействия людей и интернета. Если раньше выход в интернет был в основном через компьютеры, ноутбуки, то сейчас 90% времени в интернете люди проводят через смартфон. Другой важный момент - производить контент для интернета становится с каждым разом проще. Уже не надо обладать какими-то там сверхредакциями и дорогим оборудованием, чтобы делать удобный для потребителя информационный продукт, - считает собеседник.

По его словам, сила медиаплощадок, таких как YouTube в частности - это их мультиформатность. Поэтому вполне очевиден процесс замещения видеохостингом телевидения.

- YouTube - это и про развлечения, и про музыку, и про политику, и про что-то полезное, и про что-то личное. Формат YouTube начинает заменять телевидение в классическом его понимании. Сегодня многие смотрят тот же самый контент наших федеральных телеканалов, но уже через YouTube. И для самих телеканалов уже нормальным считается дублировать там свои какие-то прямые эфиры, новостные выпуски. В тоже время потребители сейчас активно используют SMART-TV. То есть через телевизор смотрят не само телевидение, а тот же YouTube, - говорит эксперт.

Немаловажную роль в усилении своего влияния на потребителей информационного контента на YouTube играет фактор цензуры.

- Такие площадки как YouTube, «ВКонтакте» и другие соцсети намного свободнее в подаче информации. Поэтому в YouTube и в соцсетях ты можешь получить более широкий спектр взглядов на одно и то же событие. В официальных СМИ очень высокая степень самоцензуры. Поэтому, если ты хочешь увидеть разные точки зрения, то всё-таки тебе приходится идти в тот же самый YouTube или соцсети, - обращает внимание медиаменеджер.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов также разделяет мнение Муравьёва, что сегодня происходит замещение телевидения YouTube’ом, причем в самом телевизоре.

- Популярность YouTube не новое явление, это результат общих тенденций в современном медиапотреблении. Например, мы не первый год фиксируем значительную долю потребления контента на YouTube через приставки SMART-TV. Сегодня до 30% зрителей YouTube смотрят ролики по телевизору вместо просмотра эфирных каналов, - приводит данные собеседник.  

Эксперт видит несколько причин популярности видеохостинга: перед зрителем более широкий выбор, что смотреть; когда смотреть; коммуникация.   

- Во-первых, люди стали чаще следить за контентом, выбирая конкретного автора, инфлюэнсера, а не тематику. Авторство определяет для зрителя качество, содержание, жанр и достоверность контента. Вторая причина популярности - в том, что на YouTube можно посмотреть, что угодно и в любое время, чего не позволяют делать эфирные каналы. Это нормальная современная, но совершенно иная жизненная практика медиапотребления, принципиально отличная от классической. В-третьих, есть возможность, как и у любой другой соцсети, вступить в коммуникацию с автором или другими зрителями, - перечисляет он.

Однако в оценке фактора цензуры как определяющей популярность у Муравьёва и Кутилова есть расхождения.

- Люди сегодня выбирают YouTube, потому что считают его независимым источником получения объективной, непредвзятой информации. Но, если говорить о факторе цензуры, то и другие соцсети расцениваются ими так же. Цензура воспринимается как водораздел между каналами получения информации в интернете и телевизором. Телезрителей, на самом деле, тоже очень много. Для них фактор цензуры как бы не существует, они не замечают модерации или ограничений при подаче информации. Они доверяют телевизору и всё тут. Просто доверие к информации из телевизора падает в более молодых аудиториях и это естественный процесс, - добавляет политтехнолог.

Психолог Владимир Рубашный в популярности YouTube как канала получения информации видит неизбежный и бесповоротный процесс, который ведёт к торжеству у людей клипового мышления, суть его - восприятие информации в визуальном формате.

- Да, популярность YouTube объясняется общим трендом на визуализацию информации. Но нас же к этому готовили долгими годами телевизором, где тоже есть визуализация. Но теперь у людей появилась площадка, альтернативная телевидению и менее цензурируемая - YouTube, - высказывает мнение специалист.

Видеохостинг также замещает культуру получения информации через чтение. Людям удобнее сегодня в основном смотреть и слушать.

- Мир движется в сторону упрощения. Ну кто сегодня читает книжки? Немного. Причин этому может быть масса - неудобство, лень, отсутствие свободного времени. Читать и задумываться над прочитанным - это всё-таки ещё и энергозатратно. Поэтому сегодня человеку остаётся клиповое мышление. Просто ему так проще. Даже видео поглощает обрывочно. У него где-то видео, фильм или ещё что-то фоном идёт, пока он какими-то другими делами занимается. То есть, нет такого, чтобы человек потреблял визуальный контент всматриваясь, вслушиваясь и углубляясь. Такое редко когда у него получается. Как может, так и цепляется за информацию современный человек, - говорит психолог.

Создатель YouTube-канала «Секреты» и сооснователь канала «Космос просто» Максим Булатов популярность видеохостинга видит в простой формуле: «YouTube удобен как для контент-мейкеров, так и для контент-потребителей».

- Потребителя привлекает обилие контента. А производители контента знают, что в YouTube есть большая аудитория и они могут надеяться, что их контент будет просмотрен, востребован и актуален. YouTube на сегодня - это самый популярный видеохостинг в мире. Наиболее востребованный инструмент для потребления и подачи контента, - резюмирует Булатов.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Андрей
Очень хорошая статья, все разборчиво и по делу
0
0
Ответить

Мария Б
Телевидение может скоро и вовсе уйти, потому что наше поколение и поколение молодёжи(20-30 лет) уже не смотрят телевизор; а только фильмы и сериалы по видеохостингом
1
0
Ответить

Еле видение
@Мария Б В телевизоре возможности выбирать что смотреть очень скудные. Вернее, никакие.
0
0
Ответить

Золотое правило
Создатель YouTube-канала «Секреты» и сооснователь канала «Космос просто» Максим Булатов популярность видеохостинга видит в простой формуле: «YouTube удобен как для контент-мейкеров, так и для контент-потребителей».
1
0
Ответить

Геннадий
@Золотое правило Именно так, но ещё бы без рекламы
0
0
Ответить

Руслан
@Геннадий Покупайте подписку и будет вам счастье
0
0
Ответить

Анастасия
Я ютуб не люблю, честно сказать.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite