Челнинцы негодуют: мусорную реформу реализуют фирмочки, у которых ни гроша за душой

Горожане не видят существенных изменений от того, что вывозом отходов теперь занимаются регоператоры. Разве что в графе "тарифы".

Председатель Набережночелнинской ассоциации старших по домам Тамара Латохина в беседе с KazanFirst рассказала, что челнинцы в декабре 2020 года отправляли письма премьер-министру Татарстана Алексею Песошину, председателю Госкомитета по тарифам Александру Груничеву. Им непонятно, почему растут тарифы за вывоз мусора для населения, если каких-то ощутимых перемен с появлением региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не заметно. Они так и написали: «Мы, жители, не видим существенных изменений в работе Регоператора».

- Тариф за вывоз мусора рассчитывается не с квадратного метра жилой площади, а с одного человека в месяц. Писали Груничеву о том, что нельзя сегодня учитывать малолетних детей. Он только родился, еще ни разу не чихнул, а уже 89 рублей в месяц отдай за него! – негодует Латохина.

Недоволен проведённой реформой и специалист в сфере ЖКХ, бывший чиновник, а ныне директор солидного предприятия.

- Не напоминай мне про регоператоров! Я разочарован этой «мусорной» реформой! Я-то думал, что будет так: возьмут крупные компании с большими финансовыми ресурсами, поручат дело им, компании вложат свои деньги в инфраструктуру (закупка мусоровозов, контейнеров и пр. – Ред.), а затем будут «отбивать» вложения, взимая плату за вывоз и переработку отходов. А получилось что? Раздали хозяйство фирмочкам, у которых по большому счету ни гроша за душой, - говорит он.

KazanFirst с вопросами недовольных жителей обратился в пресс-службу компании «Гринта», регоператора восточной зоны Татарстана. Пришел ответ. Неформальный, подробный и довольно откровенный.

Не виноватая я

Региональный оператор в своём ответе на запрос отмечает, что не он формирует тарифы и в первую очередь решает задачи, поставленные государством.

- Ежемесячная плата жителя многоквартирного дома (МКД) составляет 89 рублей 80 коп.,  индивидуального жилищного строительства – 97 рублей 41 коп., - напоминает пресс-служба. - Важно отметить, что до реформы вывозом мусора занимались бюджетные предприятия. Убытки «мупов» компенсировались за счет бюджета муниципалитетов. Новые мусоровозы не закупались. Из устаревшего автопарка мусоровозов выжимали последние соки в преддверии грядущих перемен. 

Реформа коренным образом поменяла всю логистику обращения с отходами. Раньше вывоз мусора практически не контролировался. В лучшем случае мусоровоз довозил груз до ближайшего самого дешевого полигона. Неудивительно, что некоторые нерадивые транспортировщики выбирали «нулевое» захоронение – за ближайшим поворотом в лесу или в овраге.

Кроме того, до появления «Гринты» в восточной зоне Татарстана были сельские поселения, где местные жители вообще никогда не видели мусоровозов. Наверное, многие наблюдали, как там сжигаются отходы, либо за деревней растут свалки?

Теперь регоператор контролирует вывоз мусора с момента его сбора до захоронения. Запущены новые маршруты для обслуживания даже самых отдаленных деревень. Большая часть отходов сначала проходит через сортировку, только оставшиеся «хвосты» едут на полигоны. Все они (полигоны. – Ред.) приведены в порядок и оснащены системой весового контроля. Стоит отметить, что многие полигоны переполнены. Из 24-х, которые были до реформы, сейчас принимают ТКО только 17. Поэтому из ряда районов приходится вывозить собранный груз в соседние муниципалитеты.

Перевозчикам теперь нет смысла сваливать свой груз в неположенном месте. Расчет за свои услуги они получают только после приемки их отходов на мусоросортировочном комплексе или полигоне. Каждый грузовик контролируется «Гринтой» через ГЛОНАСС. 

Благодаря этому исключается возникновение новых несанкционированных свалок, - сказано в ответ на вопросы челнинских «управдомов». 

Государство поставило задачу ликвидировать несанкционированные свалки по стране, обеспечить складирование мусора на полигонах, переработку отходов на заводах, и регоператоры ее выполняют за счет денег, собранных по тарифам с населения. В такой ситуации собственникам и жителям МКД добиться перемен в тарифной политике невероятно сложно. В лучшем случае государство и регоператоры будут не снижать тарифы, а лишь сдерживать их рост. Что и делается, надо признать. 

Специалисты «Гринты» расписали, как и из чего формируются тарифы. Самую внушительную часть (62%) тарифа, бесспорно, занимает транспортировка. Ежедневно в восточной зоне Татарстана выходят на линию 390 мусоровозов, которые обслуживают жителей 23 муниципальных районов. Мусоросортировочные комплексы и полигоны самостоятельно подают производственную программу в тарифный комитет Татарстана и защищают стоимость своих услуг. А Госкомитет, в свою очередь, уже включает установленные тарифы в состав единого тарифа регоператора. На их долю приходится 12%.

В составе тарифа появились две новые строки затрат, которых раньше не было, - информируют специалисты «восточного» Регоператора. Прежде за негативное воздействие на окружающую среду платили лишь промышленные предприятия. Теперь плата коснулась и обычных граждан. 

Больнее всего по кошельку граждан ударил НДС. Он резко поднял стоимость услуги на 15 рублей в 2020 году. По поручению «Гринты» счета для населения в 2019 году выставлялись Единым расчетным центром без учета расходов на выплату НДС. Ожидалось, что федеральное правительство обнулит налог в качестве меры поддержки реформы, однако этого не произошло. В итоге «Гринта» понесла убытки. С января 2020 года НДС учтен в составе ежемесячного платежа.

И последний штрих в ответе:

- На закупку контейнеров в тарифе предусмотрен 1%. За два года в Восточной зоне установлено 5 177 евроконтейнеров, но даже этого не хватает. Потребность в новых контейнерах в восточной части Татарстана составляет не менее 9 500 штук и 1 700 штук ежегодно для обновления контейнерного парка, - подытожила пресс-служба регоператора.

Платить нам, граждане, не переплатить

В начале «нулевых» город Набережные Челны утопал в стихийных малообустроенных и внешне крайне неприглядных базарах, как вся страна в мусорных свалках. С базарами справились гениально: нашли предпринимателей, которые приобрели земельные участки под «цивилизованные» торговые центры. Как правило, это были места, где и располагались базары. Владельцы участков собрали с торговцев взносы на строительство капитального здания. Центры построили, оформили их себе в собственность, а торговцам сказали, что их взносы - это теперь гарантия за сохранность места и за право торговать не в самодельной палатке, а в торговом павильоне. 

Сейчас в сфере обращения с ТКО происходит нечто подобное, но участниками интересной сделки являемся уже все мы, живущие в домах. Мы платим, региональные операторы на эти деньги обновляют инфраструктуру, строят комплексы по переработке отходов, и все это, естественно, будет их собственностью. Правда, между нами и торговцами начала «нулевых» есть разница. Торговцы (многие из них до того, как стать «челноками», были станочникамии, учителями, врачами) могли и не быть торговцами. Мы от услуг региональных операторов отказаться не можем, ибо они по факту монополисты. Так что будем платить.

Справедливости ради заметим, что возможность выгодно изменить тариф и даже зарабатывать на своих отходах у нас есть. Это возможно при раздельном их сборе, когда мусор превращается во вторсырье. О том, как должна развиваться система раздельного сбора отходов, KazanFirst расскажет в следующем материале.


Читайте также: «Мусорный вопрос» портит жизнь и садоводам, и регоператорам


Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 66 материалов в сюжете

Как проходит мусорная реформа в Татарстане

Регоператоры «воюют» с бизнесом и жилищниками за отходы жителей.

6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Пётр 1
Да давно уже всё не ладно у нас.Сейчас только искать жителей и писать письма в соответствующие инстанции,сто б беспредел закончился
3
0
Ответить

Евгений
По-вашему они на горбу таскают весь мусор?Бензин вырос,соответственно и выросли цены на услуги.
1
5
Ответить

Айсылу
Давно пора было так сделать.А ещё лучше если мусор будут перерабатывать и сделают электростанцию))))
1
0
Ответить

Макар
Экологи просто в восторге наверное)))
2
0
Ответить

Агата
А теперь представляйте сколько с ваших тц и кафе (которых на каждом шагу открыто) вывозят мусора,сами люди виноваты,что такое количество мусора у нас в стране
1
0
Ответить

Бася
Ой да как вывозили куда попало,так и будут
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite