«Святыня, которая характеризует Казань»

Этим летом в столице Татарстана откроется собор Казанской иконы Божией Матери, где выставят Ватиканский образ, который после странствия по России и миру с большим трудом вернули на Родину. В преддверии знакового события KazanFirst вспоминает историю почитаемой святыни.

Столица Татарстана готовится к открытию восстановленного собора Казанской иконы Божией Матери, куда 15 лет назад вернули Ватиканский список иконы. У этой иконы был длинный и покрытый тайнами путь – ее похищали, перевозили по всему свету, выставляли в Европе и США, хранили в коллекциях. 16 лет назад ее с трудом вернули в Казань из Ватикана. В преддверии открытия собора KazanFirst вспоминает об истории иконы, в чем нам помогает председатель Татарстанского регионального отделения МОО «Императорское Православное палестинское общество», советник мэра Казани по вопросам религии и культуры Дмитрий Хафизов.

– Это святыня, которая характеризует Казань. За границей обычно при упоминании Казани говорят, что это столица Казахстана, припомнят христианство и ислам и всегда скажут про Казанскую икону Божией Матери, – отметил собеседник.

Самая известная версия явления иконы – это история о том, что девочка Матрона достала ее из земли в Казани.

– Когда икону открывают, она, чаще всего, носит имя, отличное от того, которое будет потом. Когда девочка Матрона достала ее из земли, ее называли Новоявленной Одигитрией. Поэтому главная ошибка, когда рассказывают про наш Казанский собор, который сейчас восстанавливается, в том, что первое его название было таким же. Он не был сначала «Казанским», а был «Собором во имя Одигитрии», – добавил спикер.

По его словам, прежде икона должна была получить всероссийское прославление, только после этого в ее честь начнут называть храмы, а также другие образы подобной иконографии.

Вообще, споры о том, какая именно Казанская икона является Первоявленной, идут до сих пор. Путаница с иконами связана с Иваном Грозным.

– Иван Грозный, при всех своих странностях, был фанатично верующим человеком. Он верил в Византийский принцип: «Столица – это тот город, где собраны все святыни». Поэтому он забирал святыни из храмов со всей страны, ведь в ходе пожара в 1547 году в Москве множество святынь погибло, - говорит Хафизов. 

Но когда из храмов забрали святыни, с них делали точные списки, копии, богато украшали их драгоценностями и возвращали. В связи с этим возникала путаница, поэтому теперь часто непонятно, какие из них Первоявленные. Есть все основания полагать, что Грозный оставлял себе именно Первоявленные иконы, в том числе Казанскую. При этом Дмитрий Хафизов подчеркнул, что если первоначальный образ забирают, но перед образом, пришедшим на его место, молятся столетиями, то он тоже становится чудотворным.

Где хранили Казанскую Первоявленную икону, до сих пор достоверно неизвестно. Церковь не пыталась это выяснить, потому что для нее совершенно не важно, какая святыня старше, а какая младше, - это интересует только историков.

Перед революцией в России было больше 30 чудотворных Казанских икон Божией Матери и четыре образа, которые считались своего рода «государственными» (претендовали на то, что являются Первоявленными), – одна хранилась в Москве, вторая в Петербурге, третья в Казани. А четвертая, самая загадочная – это Царский образ иконы – вероятно, хранилась в соборе и доступ к ней был у очень немногих. По мнению эксперта, предыдущие исторические события (о них мы расскажем в одной из следующих публикаций) свидетельствуют о том, что Первоявленная икона могла храниться либо в Москве (царская), либо в Казани. Однако окончательной уверенности поныне нет.

– Основная версия, по которой мы работаем, что Первоявленная – это та, которая хранилась в Казани. Дореволюционные ученые, которым я склонен доверять, считали, что из Казани она все-таки никуда не ушла. Или была перемещена. Но цари часто приезжали в Казань, могло случиться такое, что Первоявленную вернули, вновь оставив здесь, – рассказал Хафизов.

Однако непонятно, какой из всех этих икон является Ватиканская. Даже многочисленные экспертизы не смогли выявить ее происхождения. Тем не менее из всех сохранившихся Казанских икон на сегодня эта наиболее почитаема. Сейчас мы точно можем сказать, что это не Петербургская икона и точно не та, что была в Казани.

Известно, что в первые годы Советской власти Ватиканский список, как и многие другие драгоценные произведения искусства и святыни, отобрали у РПЦ и продали за границу. На последующие полтора десятилетия следы иконы потерялись. Есть косвенные данные, что в 1928 году она была вывезена неким поляком через Берлин в Англию. Затем новым владельцем иконы стал коллекционер произведений искусства англичанин Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес. В 1953-1958 годах святыня находилась в принадлежавшем ему замке Фарлей недалеко от города Ридинга английской провинции Беркшир. Фредерик умер 12 июня 1959 года в возрасте 76 лет, и одним из последних желаний покойного было то, чтобы икона была возвращена в Россию, но при этом не попала бы снова под контроль коммунистов.

Многие эмигранты из России, в первую очередь Великая Княгиня Ксения Александровна – старшая сестра Николая II, отчаянно стремились увидеть прославленную святыню и помолиться перед ней. Многим, в том числе и ей, это удалось.

К этому же времени относится и первое серьезное исследование иконы, выполненное специалистом по византийскому искусству музея Альберта и Виктории в Лондоне Сирилом Бантом. По его окончательному выводу икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода. Богатая риза иконы XVII века – великолепной ювелирной работы, была украшена более чем тысячей драгоценных камней.

Через некоторое время после смерти старого владельца икону унаследовала его приемная дочь Анна. Наследница твердо решила выполнить желание своего отца Фредерика Митчелл-Хеджеса, после его смерти фактически превратившееся в завещание. Московская патриархия в то время не отвечала требованиям Фредерика, поэтому Анна решила передать икону русской эмиграции Америки за стоимость камней в окладе – полмиллиона долларов. В 1961 году Анна обратилась к архиепископу Иоанну (Шаховскому), но поначалу получила отказ. Несмотря на это, в 1962 году икона прибывает в Сан-Франциско. Из-за своей огромной ценности святой образ был помещен в один из подземных сейфов Банка Калифорнии, и уже с этого времени перед иконой началось моление. Молебны «под землей» служил именно владыка Иоанн (Шаховской). Позже по просьбам верующих икона была вынесена на поверхность, продолжая привлекать к себе молящихся.

Икону выставляли в Нью-Йорке и других городах США и Канады, а затем и на Всемирной выставке, но не смогли собрать денег для ее выкупа.

Последующие годы Казанская икона содержалась в банковском сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес в Америке. В начале 1970 года ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско отец Карл Пацельт узнал, что ее собираются продать частным лицам, выставив на аукцион, и обратился в Апостолат Святой Фатимы в США. С его помощью Пацельт организовал всемирную кампанию по сбору средств, которые в конечном итоге позволили приобрести икону (вернее, оклад) уже за $3 000 000. С 1970 по 1974 и с 1982 по 1993 год владельцем иконы являлся Апостолат Святой Фатимы в США, а сам образ хранился в Фатиме (Португалия), где для него была построена особая часовня в византийском стиле. При ней был организовал постоянный прием паломников, в том числе и русских. В Фатиме икона получила множество новых драгоценностей. В 1974-1982 годах в связи с неспокойной обстановкой в Португалии икону снова перевезли в США.

В начале 1993 года икону передали в Ватикан. 1 марта 1993 года святой образ перевезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла приготовленное для нее место в личных покоях папы. Иоанн Павел II сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что он хотел лично отвезти ее в Россию.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать икону в дар Русской православной церкви. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой Казанской Божией Матери. 28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Когда и в какой город икона будет передана на сохранение и почитание, решал сам Патриарх Алексий II.

В июле 2005-го Патриарх Алексий II прилетел в Казань на праздник летней Казанской и празднование 450-летия Казанской епархии, он привез с собой Казанскую икону Божией Матери.

В 2005 году 20-21 июня, в год 450-летия Казанской епархии, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил Казань и передал верующим великую святыню – Чудотворную Казанскую икону Божией Матери. С тех пор прошло уже почти 16 лет, и вот постепенно восстанавливаемый собор Казанской иконы Божией матери скоро будет открыт. Открытие намечено на 21 июля.

При этом следует отметить, что еще 20 лет назад лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил в Госдуме с призывом вернуть икону на родину.

– Я хочу дать протокольное поручение двум комитетам – по международным делам и по культуре. Речь идет об иконе Казанской Божией Матери. Этот вопрос имеет большое политическое значение. Эта самая лучшая икона Русской православной церкви украдена у нас и сейчас находится в Ватикане. Папа Римский не отдает ее нам, обставляя это разными условиями. Это вопрос не ценности одной иконы, а взаимоотношений между Западом и Востоком, – подчеркнул тогдашний вице-спикер Госдумы.

Депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев в беседе с журналистом KazanFirst отметил, что этот вопрос в 2001 году возник не на пустом месте – тогда планировался визит Папы Римского в Украину, и этот вопрос касался не только самой иконы, а отношений между православной и католической церковью.

- Владимир Вольфович собирал материал относительно всего, что происходит во взаимоотношениях между православной и католической церковью, и ему доложили о том, что есть нерешенный вопрос – возвращение иконы Казанской Божией Матери, которая находится у Папы Римского. Поэтому вопрос был поднят, – сказал депутат.

Собеседник напомнил, что лидер ЛДПР не обходит ни одной темы, которая касается общества, включая политические, религиозные, военные и другие темы.

- В тот момент вопрос взаимоотношений между двумя церквями был на повестке. Но что касается возвращения иконы, начало положил именно Владимир Вольфович своим протокольным поручением. Потому что попытки и желание были - они исходили из Казани, но не было политической воли. На региональном и муниципальном уровне такие вопросы, как возвращение святыни из-за рубежа, непосильны, – указал собеседник.

Когда же это поручение было озвучено с такой высокой трибуны и этим вопросом занялись федеральные министерства и ведомства, вопрос сдвинулся с мертвой точки. Буквально спустя несколько лет икона вернулась.

– Список иконы, который вернулся в Казань, послужил, так скажем, мировоззренческому спокойствию в нашей республике. Минтимер Шарипович Шаймиев после того, как покинул пост президента и стал Государственным советником РТ, занялся именно направлением восстановления православных и мусульманских святынь, таких как Свияжск или Болгар, – добавил Шарафиев.

Он выразил уверенность, что возвращение иконы послужило определенным триггером, побудив Шаймиева заняться восстановлением культурных и религиозных объектов в республике.

– А вообще, это икона примирения, Заступница, поэтому с возвращением иконы в Россию уверенность в том, что в стране будет мир, у всех верующих только возросло. Это хорошее, благое дело для тех, кто этим вопросом проникся, изучил. При том, что работа была колоссальная проведена. Звучит банально, что была икона, ее попросили, и она вернулась. Ничего подобного, это действительно был очень сложный вопрос, который решался несколько лет, и путем неимоверных усилий и каких-то совпадений получилось вернуть эту икону на место обретения, – заключил Эдуард Шарафиев. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Наиль
Я не понял,а что в Европе и США богиня одна у нас что ли?
0
0
Ответить

Александр
@Наиль у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы.вот вам ответ.
0
0
Ответить

Антонина
Очень интересная история,много раз её читаю и прям дух захватывает как возвращали нашу Матронушку.
0
0
Ответить

Атеист
И на чьи деньги этот собор построят?? Конечно же на наши, а мне это не надо может? Не нужен мне этот собор
0
0
Ответить

Лидия
@Атеист Давно пора было вернуть икону на родину! Знаковое событие для верующих, спасибо!!
0
0
Ответить

Лидия
@Атеист На пожертвование строят всегда, не переживайте
0
0
Ответить

Светлана
Где эта икона только не побывала, но пора возвращаться домой. Ждём открытия собора с нетерпением.
0
0
Ответить

Лена
Кому сдался это собор?? Мало у нас их что ли? Лучше сады и детские школы построили на эти деньги
1
1
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite