«Механизм по формированию публичных целей может стать новым мостом контакта между министерствами и людьми»

«Социальные» ведомства Татарстана отчитались о выполнении задач, которые перед ними поставили жители. Эксперты считают, что подобный способ потенциально может стать дополнительным инструментом взаимодействия татарстанцев с чиновниками. 

Татарстанские министерства отчитались о выполнении публичных целей и задач в 2020 году. Эти цели и задачи жители республики определили голосованием на сайте и портале госуслуг. Журналист KazanFirst Альберт Муртазин попросил экспертов оценить эффективность подобной практики и то, насколько она будет востребованной, если информацию о таком способе взаимодействия с министерствами удастся донести до большего числа татарстанцев.

Но сначала об отчетах. Чиновники опубликовали результаты шести «социальных» министерств. В Минобрнауки РТ ставили задачу увеличения обеспеченности местами в детских садах детей в возрасте до 3 лет с 20 тыс. до 23 тыс. детей. По факту это число на начало года выросло с 20 869 до 23 705 мест. В эксплуатацию в Казани, Набережных Челнах и 11 муниципальных районах ввели 26 дошкольных образовательных организаций на 5 255 мест, из них 2 610 мест для детей до 3 лет.

Еще один приоритет – увеличение доли детсадов, здания которых не требуют капитального ремонта, с 73 до 78%. Цифру нарастили до 81,6%. Также обеспечили рост числа школьных учителей, проработавших более трех лет, повысили вовлеченность детей в социальную работу.

В Минкульте РТ обеспечили новой литературой все полторы тысячи муниципальных библиотек в республике, поставив туда более 300 видов изданий.

Минздрав отчитался о повышении укомплектованности поликлиник врачами до 84,2%. Число врачей увеличили на 219 человек. Также Минздраву РТ ставилась задача по повышению доли отремонтированных и новых больниц в республике с 29,8 до 35,1%.

Минтруд занимался подготовкой кадров для развития экономики – организовывал обучение и переобучение безработных, а также повышение квалификации. Все это коснулось 14 тыс. жителей республики.

Минмолодежи РТ генеральной задачей объявил строительство, реновацию и капремонт оздоровительных лагерей. Кроме того, занялись там временным трудоустройством студентов.

Исполнительный директор Казанского центра «Достижения молодых», зампредседателя общественного совета Минмола РТ Ляля Бикчентаева в разговоре с журналистом KazanFirst рассказала, что публичные цели определялись на первом заседании, где отбирали цели, которые выставят для голосования.

- При этом очень серьезно шлифовались формулировки. Есть разрыв между риторикой и формулировками чиновников и тем, как впоследствии это понимает население. Для того, чтобы людям было понятно, о чем мы говорим, на заседаниях Общественного совета министерства молодежи, а также министерства образования и науки, членом которого я тоже являюсь, в этом плане были очень серьезные изменения, – поделилась собеседница.

Кроме того, по ее словам, вычищали формулировки, которые могут быть двояко или неправильно поняты.

– Впоследствии эти публичные цели – если не ошибаюсь, их было около 10 - опубликовали на сайте госуслуг и люди голосовали за то, какие из них попадут в приоритет для министерства. На следующем заседании их утвердили, и министерства работали, в том числе, держа в фокусе именно эти цели, – сообщила Бикчентаева. – Год, конечно, получился не вполне обычным, потому что когда люди голосовали за публичные приоритеты, была одна ситуация, а в марте прошлого года она резко изменилась – наступила пандемия. Например, одной из приоритетных целей министерства молодежи стало повышение качества отдыха детей и молодежи, а также обеспечение строительства, реновации и ремонта 25 оздоровительных лагерей. А впоследствии долгое время было непонятно, будут эти лагеря открываться или нет.

Она напомнила, что первой смены отдыха не было, и только с июля со значительными ограничениями лагеря стали работать. Были короткие смены без приезда родителей, с ограниченным количеством сотрудников и так далее. Тем не менее в целом озвученных целей все же удалось достичь.

– Механизм публичных целей не только эффективен и интересен – он может стать мостом контакта между работой министерств-ведомств и населения, которое может повлиять на то, что будет в фокусе внимания, – поделилась Бикчентаева. – По каждому из министерств было несколько тысяч проголосовавших. На мой взгляд, это было востребовано и вызвало большой интерес у населения.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов считает, что практика обсуждения с населением и голосования за приоритетные цели – это большой шаг в вопросе обеспечения открытости деятельности органов власти.

– Можно долго обсуждать качество проводимого голосования, охват и репрезентативность, но сам подход и суть проводимой работы – это сегодня самый прямой и эффективный способ учесть пожелания людей. Дальше требуется упрощение, повышение прозрачности, вовлечение большего количества людей, прежде всего, используя социальные сети, – утверждает эксперт. – Нужно понимать, что между реальным диалогом с обществом и имитацией такого диалога очень тонкая грань. Но если создан удобный инструментарий и доступные площадки, то с каждым годом вовлеченность населения в эти процессы будет расти. И это требование времени – дистанция между властью и обществом сократилась до одного клика.

В свою очередь завкафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, доктор политических наук, профессор Андрей Большаков в беседе с журналистом KazanFirst отметил, что такой формат не обошелся без недостатков. По его мнению, практика любой бюрокартической структуры, какой и являются министерства, – заявлять показатели, проводить коллегии в начале года, говоря, выполнены они или нет.

– Мы этот статус-кво разрушать не будем и скажем, что министерства действуют по тем методам, которые они имеют и согласно которым они призваны действовать как структуры государственной службы. Это первый момент. Второй – я думаю, что нужно сказать, что прошлый год был годом особым и характеризовался эпидемией ковида. Это перешло и на 2021 год, соответственно, социальная тематика вышла явно на первый план. Поскольку люди требуют реализации социальных задач, то она политическим руководством Татарстана требуется с руководителей министерств, а они, соответственно, требуют ее с подчиненных. Не продвигать сегодня социальные программы – значит, быть в хвосте всех социальных событий. А в кризис этого не прощают, мы видим, сколько губернаторов покидают свои посты по разным причинам, – обратил внимание Большаков. – Третий момент – это то, что ситуация 2021 года – это не только ситуация кризиса и не только, как говорят в последнее время, ситуация стабилизации экономики. Это еще и выборы в Госдуму. Так что под выборы в Госдуму всегда идут очень большие социальные обещания. Если эти социальные обещания реализовать до конца, я думаю, что не хватит никаких ресурсов, тем более что ресурсы достаточно сильно истощены кризисом и кризисной экономикой.

По мнению эксперта, министерства сейчас, так или иначе, действуют достаточно консервативно, так что принять какие-то новые виды деятельности и действовать как-то по-другому они в ближайшее время не смогут.

– Сложно говорить однозначно об оценке деятельности министерств как таковой. Вот создали отдельное министерство, которое занимается одной группой – молодежью. А когда случились события, связанные с протестами молодежи, стало сразу понятно, что молодежь – это комплекс проблем и вряд ли одно министерство их может решить, даже если носит специализированный характер. С одной стороны, я подумал, что это опять разгул бюрократии, когда министр Дамир Фаттахов на одном прикладном научном мероприятии заявил, что заместители по молодежи должны быть в каждом министерстве. Понятно, что это раздувает штат государственных служащих, зарплат и так далее. Но, с другой стороны, рациональное зерно тоже есть в этом проекте, потому что не получается с помощью одного министерства решать все проблемы молодежи. Есть, скажем, жилищная проблема, и это должен решать Минстрой. Есть проблема с трудоустройством. Это, наверно, целый ряд министерств будет решать, в том числе и социальной направленности. Есть задача обеспечения нормальных условий труда, значит, в бой вступает Минтруд, – отметил собеседник.

При этом он указывает, что запросы у современного молодого поколения достаточно велики.

– Мы были очень удивлены, когда узнали, что у нас студенты не идут на зарплату 28 тысяч, говоря, что это мало. На мой взгляд, человек, который начинает свою трудовую деятельность с 28 тысяч, получает достойно для уровня Татарстана. Другое дело, сколько он будет получать через 4 года, через 5 лет. Но в ответ мы слышим, что это очень и очень мало, этого не хватает. Но, судя по уровню средних зарплат, непонятно, на что претендует молодое поколение, потому что даже уровень средней зарплаты недостижим для большинства. Это основное противоречие, – считает Большаков.

При этом он добавляет, что громкость заявлений вообще не относится к сфере эффективности – это сфера пиара.

– Пиар никто не отменял, но у него есть обратная сторона. Если ты сказал что-то публичное, то у этой публичности есть второй момент – тебя попросят это выполнить. А в кризисной экономике с этим могут быть большие сложности, – заявил ученый. – Весь вопрос состоит в том, можем ли мы отказаться от деятельности министерств? Наверное, в ближайшее время нет. Можем ли мы уменьшить количество министерств? Наверно, радикальным путем нет. Сейчас премьер-министр Михаил Мишустин начал реформу по сокращению государственного аппарата, но там речь идет о маленьком сегменте – 5-10%, но не более того. Поэтому, я думаю, эти практики как продолжались, так и будут продолжаться все последующее время, – прогнозирует доктор политических наук.

Депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев в свою очередь отметил, что технически в практике «цель-отчет» нет ничего зазорного – цели заявлены и достигнуты. В то же время он обращает внимание на то, что эти цели могут становиться планками, выше которых прыгнуть никто не стремится.

– У нас так принято, что нельзя впереди паровоза бежать. Слишком большое внимание привлечешь к себе, вряд ли за это похвалят. К тому же есть надзорные органы, бюджетирование. Если ты перестарался, значит, плохо спланировал. Если ты планировал, условно, на 80%, а выполнил на 100%, значит, плохо планируешь, нужно закладывать сразу 110%. Но в разрезе отчетов в этом году не хочется делать какие-то выводы, потому что 2020 год все-таки был специфическим. Год сложный, и критиковать какое-либо из министерств у меня просто не поднимется рука. Если поставленные в начале года цели хоть в какой-то степени реализованы и достигнуты, это уже хорошо. Ни одно из министерств не свалилось в системный кризис – это уже большой успех. Это по 2020 году. Посмотрим, что будет в 2021 и последующих годах, а потом будем делать выводы, – считает Шарафиев.

Лучшим критерием оценки работы министерств депутат называет то, улучшилось ли социальное положение граждан или нет – у молодых людей, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных семей, социально необеспеченных слоев.

– Если их уровень жизни улучшается, то министерства и ведомства, региональная власть отработали хорошо. Если стоит на месте, то это уже хорошо. А если ухудшается – то это большой минус и нужно делать оргвыводы. А как это замерять – никаких усредненных цифр, средней температуры по больнице быть не должно. Тут должен быть конкретный срез. И нельзя брать цифры статистики. Она всегда дает такие цифры, что любой пенсионер удивится, – сказал политик.

По мнению собеседника, нужно выработать определенный механизм на каждых социальных срезах и делать отчет.

– Можно даже делать его непубличным, закрытым, но чтобы мы все – и законодатели, и исполнители – понимали, с чем нужно работать и на чем сосредоточиться. Такой информации на сегодняшний день нет, – считает политик.

Он обратил внимание, что сейчас не только увеличились цены на основные продукты, но и сами единицы претерпели изменения – буханки хлеба по 900 граммов вместо 1 кг, молоко по 850 мл вместо литра и т. д.

- Вроде бы берем то же самое, но цена, качество и содержание продуктов меняются. А внешняя атрибутика – нет, – заметил Шарафиев. – Нам нужны четкие критерии по каждому социальному срезу населения, чтобы были определенные формулы.

С этим согласен политолог Руслан Айсин – он подтверждает, что ориентироваться только на статистику не совсем правильно.

– Как мы все знаем, есть три вида лжи – ложь, наглая ложь и статистика. Цифры рисуют такие, какие надо. Но социальная среда – это не количественные, а именно качественные показатели. Часто именно неуловимый аспект психологического состояния людей. Как это измеришь? То есть здесь действительно должны быть другие подходы. Концептуальное измерение должно быть иным, – считает он.

Политолог указал на практику, над которой часто иронизируют (и совершенно напрасно), – создание министерств счастья.

- Это происходит в благополучных в социальном и финансовом плане странах. Там эта проблема стоит и они решали пойти таким путем. Именно психологическое состояние имеет большое значение в условиях, что Россия – это одна большая депрессия. Поэтому социальной сфере требуется особый подход. Понятно, что в Минфине или Минэкономики цифр и показателей достаточно, – сказал Айсин.

Эксперт обращает внимание, что для оценки социальной обеспеченности граждан есть некоторые понятные показатели – например, обеспеченности инфраструктурой незащищенных слоев населения, адресной помощью, доступностью социальных услуг. Третье – это огромная бюрократия по социальной линии, когда людям мешает жить огромное количество справок и инстанций, причем платных.

Как бы то ни было, самой инициативе всего два года, так что сам механизм воплощения пока только отрабатывается. Не так много татарстанцев вообще в курсе, что такой механизм существует и работает. Однако если практика будет развиваться, есть основания полагать, что это поможет наладить новые каналы взаимодействия между людьми и чиновниками.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Света
А как это проверить то??? Они там что угодно могут выставить и не факт что это построили, отремонтировали и все такое. Так что не верю я этим отчетам
0
0
Ответить

Артем
@Света Для этого отчеты и делают же, чтобы люди могли отследить результат работы! Они же не просто цифры написали наверное, фото и другие доказательства прикрепили же.
0
0
Ответить

Семен
как обычно короче... просто для виду все делают, может и отремонтировали конечно что-то, пару школ открыли, но этого мало... Либо план маленький ставят, либо не все делают, я не знаю
0
0
Ответить

Яна
@Семен Ага, только на днях новость про школу всплыла, там с потолков льет, плесень, условия ужасные, неужели не могли ее отремонтировать?!
0
0
Ответить

Камилла
Салава Богу, что хоть на сайте своем отчитались, а не как мэр Челнов в Инстаграм))) На соцсети заходить властям думаю перебор))) А такой принцип поддерживаю, всем удобно следить за результатами работы!
0
0
Ответить

Аня
Между министерством и людьми))))))а министры не люди?))))
0
0
Ответить

Илья
Да не меняется ничего у нас,граммы меньше цены больше,как было так и будет!Только писать на бумажках могут!
1
0
Ответить

Ильдус
Согласен,по факту никак изменений
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite