«Ситуацию нужно видеть изнутри, но решать проблемы можно только с созданием института»

Инфраструктурные проекты должны лежать на государстве, но муниципалитеты в процесс вклиниться практически не способны. Возможно, решению проблем поспособствует появление института пространственного развития, которое инициировал президент Татарстана Рустам Минниханов.

В Татарстане по инициативе лидера республики Рустама Минниханова создается институт территориального развития. Благодаря новой структуре в Татарстане смогут выстроить качественную стратегию развития муниципалитетов всех уровней. На данный момент инфраструктурные проекты в республиканских районах и городах упираются в недостаток финансирования, но на столь низком уровне повлиять на ситуацию проблематично.

Собеседники KazanFirst считают, что появление института дарит надежду на выстраивание взаимодействия «верхов» с людьми на местах и запустит эволюцию территорий. При этом до сих пор до конца не ясно, что же по факту будет представлять собой новый орган, как он будет работать и удастся ли выстроить это взаимодействие.

Сообщалось, что институт проведет анализ и расчёты социальной инфраструктуры, а также ревизию муниципалитетов, чтобы установить, где руководители принимали решение о строительстве жилых массивов без учёта необходимой среды.

Рустам Минниханов заявил, что институт будет вести координацию и контроль комплексного развития территорий, чтобы и в будущем при строительстве жилых комплексов были учтены интересы людей в школах, транспортной составляющей и т. д. Куратором по организации проекта назначен первый вице-премьер республики Рустам Нигматуллин.

- Состав группы пока не сформирован, но не надо воспринимать, что это будет какая-то государственная структура, которой будут управлять чиновники, – сказала руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова. – Здесь будут специалисты, ведущие аналитику с точки зрения развития территорий на перспективу. Визионеры, которые видят будущее развития территорий и знают, какие инфраструктурные решения необходимо закладывать уже сейчас. Возможно, придется принять некоторые законодательные изменения, чтобы, когда территория в будущем достигнет пика по населению, там все необходимые условия с точки зрения быта уже присутствовали.

Следует отметить, что тема получила широкую огласку, когда в Казани поставили детей на колени, чтобы добиться открытия школы. Однако, как уверяет Галимова, вопрос пространственного развития руководством республики обсуждается давно. 

- Вопрос возник не потому, что один из поселков обратился, – надо смотреть шире. Президент Татарстана уже несколько лет ставит тему комплексного подхода в освоении территорий. И ставит очень активно, в том числе на сессиях крупных городов. Нужно понимать, что если мы строим жилой комплекс, мы должны предусмотреть там и школу, и детский сад. Более того, необходимо создать рабочие места, чтобы людям не приходилось ездить на дальние расстояния и не создавать ещё и транспортную проблему, – подчеркнула спикер.

Бюджетные средства – это всегда конечный ресурс

Депутат Госсовета РТ от «Справедливой России» Альмир Михеев видит в появлении такого института пользу применительно к той проблеме, которая возникла из-за появления в российском законодательстве нового термина – «комплексное развитие территории».

– Неоднозначный федеральный закон Госдума приняла в декабре 2020 года, а в марте этого года соответствующие изменения мы прорабатывали в Госсовете Татарстана. Напомню, что Федеральным законом предусматривается возможность сноса домов вне зависимости от того, признаны они аварийными или нет, а механизм защиты собственников был неясен, – сказал Михеев. – И, несмотря на то, что в Татарстане, в том числе благодаря моим поправкам, нам удалось прописать достойные гарантии прав собственников, сейчас до конца не ясно, как именно на практике будет работать этот закон. Тем более что формулировка закона позволяет составлять проекты комплексного развития без учёта Генплана.

Михеев напомнил, что Генплан Казани разрабатывали шесть лет, потратили 93 миллиона рублей, провели 13 общественных слушаний.

– Генплан задаёт вектор развития города, мы должны к нему прислушиваться. Поэтому, конечно, очень разумно в условиях, когда федеральный закон позволяет не учитывать Генплан в комплексном развитии, создать организацию с пулом экспертов, которые будут постоянно отслеживать самые важные положения Генплана. А именно, ситуацию с социальной инфраструктурой – детсадами, школами, поликлиниками - и оперативно реагировать на проблемы с нехваткой соцучреждений, – уверен Михеев.

Кроме того, по его мнению, институт будет давать прогнозы развития и рекомендации по количеству инфраструктурных объектов на будущее, а также сможет составлять рейтинги территорий по степени востребованности детских садов, школ, поликлиник, организаций бытового обслуживания и т. д.

– Бюджетные средства – это всегда конечный ресурс. И объективная экспертная оценка позволит властям в условиях ограниченных средств принять оптимальное решение о том, где и какой инфраструктурный объект построить, – поделился депутат.

Депутат Казгордумы от «Справедливой России» Рушан Мингазов считает, что институт позволит собирать актуальную объективную информацию об инфраструктурной обеспеченности и, что самое важное, делать прогнозы на будущее, давать рекомендации, как действовать в настоящем.

– Город развивается очень быстро, во многом Казань вырвалась вперед, колоссально изменилась за 10 лет – и да, получилось, что в каком-то смысле ценой такого слишком быстрого роста стало отставание социальной инфраструктуры в некоторых территориях, – полагает Мингазов. – Как депутат Казгордумы я прикреплён к Арбузовскому округу. Там проблему инфраструктуры может проиллюстрировать ЖК «Весна». Для местных жителей там построили новую большую школу на 1 500 учеников. Но несмотря на то, что сданы еще только дома первой очереди, в школе уже почти нет мест – на депутатском приёме я получил несколько подобных жалоб.

По его мнению, если данные о социальной инфраструктуре будут собираться одним экспертным органом, это позволит системно оценивать проблему и, возможно, поможет отчасти решить проблему финансового обеспечения, потому что у муниципалитетов это главная причина недостатка инфраструктуры.

Любой орган под патронажем президента даст динамику

Депутат Казгордумы Евгений Чекашов твердо уверен, что все инфраструктурные проекты – мосты, развязки, детские сады, школы, газопроводы – должны входить только в обязанности государства.

– Я не говорю, что это муниципалитет, потому что он на это денег может не найти. И ни один бизнесмен, который придет на территорию, не сможет потянуть инфраструктурный проект в полном объеме. То есть он никогда не сможет построить за свой счет школу на полторы тысячи мест. Бизнесмен приходит с четкой и понятной целью – получить прибыль. Да, на него можно возложить какие-то социальные обязательства в виде красивых дворов, парков, скверов, детских площадок, но инфраструктурными проектами все-таки должно заниматься государство, – подчеркнул собеседник.

Он указал, что чем больше инфраструктурных проектов будет реализовано на территориях, тем большее развитие эти территории получат.

– Можно, к примеру, в какой-нибудь отдаленный участок проложить газ, дорогу и свет, и этот участок сразу становится интересным для бизнеса, для населения, там начинают строить дома, магазины, развлекательные центры и прочее. А без этого всего этот участок останется просто полем, которое не заселено, и оно будет никому не интересно, – утверждает Чекашов.

Инициативу создания института пространственного развития собеседник оценивает сугубо положительно.

– Одна голова – хорошо, а две – лучше. Любое собрание, любой орган, которые генерируют какие-то идеи, при этом под патронажем президента республики, конечно же, даст динамику. Он может обратить внимание на те проблемы, которые есть в муниципалитетах, которые нужно решать. С этим согласится, наверное, каждый депутат и каждый управленец на местах, что должно быть выделено больше средств из федерального бюджета. Понятно, что Казань и Татарстан в целом не обижены федеральным финансированием, но на местах  виднее, как эти проблемы, которые сейчас всплывают на федеральных каналах, решать. И эти проблемы существуют не потому, что город или президент недоглядел. Это есть потому, что есть ограниченность финансовых средств и понятно, что из одной шкуры двенадцать шапок сшить нереально. Хотя уточню, что на сегодняшний день количество школ, детских садов, спортивных сооружений в Казани колоссально и нам грех жаловаться, – заметил Евгений Чекашов.

По мнению парламентария, муниципалитетам сложно повлиять на процесс инфраструктурного развития.

– Они могут, например, подать заявку. Но нужно понимать, что количество налогов, которое остается в муниципалитете, настолько ограничено, что если муниципалитет за свои средства построит развязку или школу, то там не останется денег, чтобы исполнять свои обязательства – например, платить зарплату учителям, – добавил он.

Все упирается в недостаточное финансирование

Депутат совета Малошильнинского сельского поселения Тукаевского района от Партии Роста Наталья Майорова рассказала, что администрация района занимается развитием инфраструктуры. Во многих населенных пунктах установлены ФАП (фельдшерско-акушерские пункты), спортивные площадки, ремонтируются или строятся сельские клубы, открываются новые детские сады, в планах есть амбулатория, новая школа.

- Что касается вопроса создания института пространственного развития, то я считаю, что такой институт нужен. Безусловно, необходимо экспериментировать, воспитывать свои кадры, перенимать опыт. Есть такое понятие, как урбанистика. Это наука, которая помогает спланировать на перспективу развитие города – транспортные потоки, пешеходную инфраструктуру, здравоохранение, причем не просто спланировать, а учесть национальные особенности, количество и возраст проживающих, интересы и вписать все это в экосистему, – напомнила Майорова.

Спикер считает, что до недавнего времени развитием сельских территорий не занимался никто - все происходило стихийно. При этом населенные пункты вблизи городов начали стремительно разрастаться, а инфраструктуры не оказалось.

– Да, как и в городе, в районах есть ответственные специалисты, которые должны планировать развитие поселений, однако их компетенции, вероятно, не хватает для такой глобальной работы. Поэтому создание института пространственного развития – это правильно, но вопрос только в том, насколько этот институт будет видеть проблемы на местах: обычно сверху одна картинка, а снизу – другая. Самим муниципалитетам на местах виднее, что нужно делать. Нужна тесная работа института, муниципалитетов и населения, – подчеркнула депутат. - Ситуацию нужно видеть изнутри, но решать ее на хорошем уровне можно только с учреждением этого института развития.

Майорова уверена, что у людей на местах должна быть активная гражданская позиция и активное развитие местного самоуправления.

– Если бы у нас было больше активных жителей в населенных пунктах, то при поддержке муниципальных и республиканских властей можно горы свернуть, – отмечает Наталья Майорова. – На примере нашего 11-го округа Малошильнинского сельского поселения Тукаевского района хочу сказать, что в рамках программы самообложения, которая действует в республике не первый год, удалось реализовать проекты по улучшению инфраструктуры поселков – установка дополнительного освещения, детских площадок, тротуаров и дорог. И планы на сегодняшний день большие, но деньги, собранные по этой программе, невозможно использовать на проектирование.

Собеседница отмечает, что сегодня есть множество хороших федеральных программ для поддержки сельских поселений, но заявиться без проекта невозможно. А у муниципалитетов нет денег на проектирование.

– Поэтому,ю если бы появилась возможность расширить использование сумм по программе самообложения на проектирование, можно было бы заявляться в федеральные программы, а этот институт бы как раз помог спланировать грамотное эстетичное и экологичное развитие территорий для комфортного проживания людей, – резюмировала депутат.


Читайте также: «Это не госорган»: в Татарстане появится институт, который определит места будущих школ и детсадов


Понравился материал? Поделись в соцсетях
8 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Аноним
Почему нельзя решить эти вопросы с имеющимися органами?? Кто до этого контролировал все??
0
0
Ответить

Михаил
Я считаю, что это очередной бесполезный институт. В градостроительном кодексе все есть. У нас другая проблема, нет грамотных архитекторов и средств на разработку нормального генплана, проектов планировки территории и эти вопросы можно было бы без этого органа решит!
1
1
Ответить

имя
@Михаил поэтому для разработки генплана и привлекали специалистов не только из Казани, из Москвы кто-то был
0
0
Ответить

Гражданин
В Казани с планирование вообще беда((( Особенно в центре, во-первых парковок катастрофически мало, во-вторых проблема освещения, ночью вообще невозможно идти... А сколько полуразрушенных зданий в центре стоит годами и никому дела до них нет
0
0
Ответить

Лилия
@Гражданин Согласна, мне вообще кажется, что Баумана уже давно утратила свою ценность, одни кони тупоголовые там ходят и все, до кареты этой никому уже дела нет, фонтаны функционируют с трудом, не пора ли ее обновить уже?
0
0
Ответить

Недовольный
А муниципалитеты не в состоянии взять под контроль все, что имеется на своих территориях? Неужели нечем занять главе больше нечем, как новые институты вечно лепить..
0
0
Ответить

Масяня
Очередное место для деток , внуков и любовниц? Пользы ноль, расходы зашкалят!
0
0
Ответить

Элина
Лишь бы школы строились, мест хватало, был хороший педсостав.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite