С дисконтом и онлайн: эксперты обсудили перспективы российского ритейла

Пандемия и экономический кризис диктуют потребительскому рынку новые правила игры. На фоне падающих доходов населения самую высокую динамику роста покажут жесткие дискаунтеры.

Оборот розничной торговли в России продолжает сокращаться: в январе - феврале 2021 года он опустился на 0,7% по сравнению с показателем за аналогичный период 2020 года, в феврале снижение составило 1,3% в годовом выражении. Из-за растущей опережающими темпами инфляции правительство вынуждено было применить механизм заморозки цен на ряд жизненно необходимых продуктов. Как на этом фоне будет развиваться стагнирующий потребительский рынок, обсудили эксперты онлайн-конференции "Финама" "Российский ритейл: тренды и вызовы постковидной реальности".

Оборот розничной торговли в Татарстане, по данным Татарстанстата, в январе сократился на 0,8%, а в феврале - на 1,3%. Розничный оборот начал падать в 2020 году на фоне пандемии коронавируса: в республике за год он сократился на 2,8% до 926,3 млрд рублей. В 2019 году он был равен 952,7 млрд. При этом оборот продовольственных товаров упал чуть меньше - на 2,4% с 426,7 млрд рублей до 416, 6 млрд рублей. А оборот непродовольственных товаров снизился на 3,2% с 525,9 млрд рублей до 509,6 млрд рублей. 

Несмотря на сложную конъюнктуру, акции компаний потребительского сектора стали одними из бенефициаров пандемии в 2020 году — на Московской бирже отраслевой фондовый индекс потребрынка вырос на 44% за 2020 год.

- Прошлый год показал неплохие результаты на фоне тогда еще не катастрофически упавших доходов населения и определенных преференций со стороны правительства в виде налоговых и кредитных каникул и адресной помощи некоторым компаниям. Сейчас все послабления для бизнеса отменены. На фоне отмены льгот можно ждать существенного ухудшения финансового положения многих компаний, включая и в какой-то степени ритейл. Со всеми вытекающими последствиями – сокращением персонала и уменьшением зарплат, банкротствами, дефолтами по своим обязательствам. Так что я не жду, что 2021 год станет для ритейла более удачным, чем 2020 год, - прогнозирует аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

На фоне падения доходов населения самую высокую динамику роста покажут, по мнению экспертов, жесткие дискаунтеры.

По прогнозам Infoline, к 2023 году рынок жестких дискаунтеров в России вырастет до 700 млрд рублей, в последние два года размер этого сегмента удвоился. 

- В данном формате весьма заинтересованы отечественные ритейлеры. Конечно одной из причин является и макроэкономическая динамика, в том числе сокращение покупательской способности. Также влияет и общая переориентация потребителя на малые форматы, а дискаунтеры в операционном плане близки к магазинам «у дома». Спрос населения на эти магазины однозначно есть, что доказывает быстрый рост сети «Светофор», и ритейлеры конечно стараются не упустить здесь возможности для роста. Мы полагаем, что еще более активное развёртывание дискаунтеров можно будет наблюдать в следующем году, когда пилоты «Магнита» (развивает дискаунтер «Моя цена») и X5 (развивает дискаунтер «Чижик») начнут переходить в более активную фазу, - полагает аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Артем Михайлин.

Алексей Коренев отмечает, что Россия по открывшимся "экономным" магазинам сильно отстает от стран Европы, где такой формат давно пользуется спросом. 

- Сейчас у нас действует пилотный проект таких магазинов – сеть «Чижик». В конце этого года мы примем решение о массовых открытиях магазинов этой сети с 2022 года, -  поделилась планами менеджер по связям с инвесторами X5 Retail Group Эмма Терченко.

Пандемия ускорила развитие онлайна

2020 год стал для ритейла большим вызовом и поводом пересмотреть основные направления деятельности. Наиболее перспективными трендами стали: вложения в цифровизацию и маркетплейсы, улучшение логистики и диверсификация сетей магазинов. Даже компании, специализирующиеся преимущественно на гипермаркетах, такие как Лента и О'Кей, начали активное развитие более маленьких и мобильных форматов.

-  Все процессы в рознице, которые шли до пандемии (цифровизация, работа на удаленке, онлайн продажи) просто ускорились, по оценкам экспертов, у кого-то даже на 3-5 лет, относительно ситуации развития этих процессов без пандемии. Российский рынок конкурентен, но не так консолидирован, как в Европе, например, есть место для входа новых игроков, в частности, в онлайн-пространстве, - говорит зампред правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

По мнению главного аналитика «Промсвязьбанка» Людмилы Теличко, онлайн остается наиболее перспективным направлением для ритейла в ближайшие годы. 

- За 2020 год все онлайн каналы выросли в 1,5 - 4 раза, а экспресс доставка прибавила кратно больше (хотя доля ее оборотов в общем объеме остается менее 1%). Рост в 2021 году, конечно, будет не такой взрывной, но темп ожидается значительно выше допандемийного уровня, - прогнозирует она.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко соглашается, что спрос на онлайн-покупки, вызванный внешними обстоятельствами, останется в растущем тренде. 

- Когда действие перерастает в привычку, от нее трудно отказаться. До 2015 года в городах практически не было онлайн-заказа и доставки еды. Никто не верил, что это может быть жизнеспособным бизнес-проектом. Но сейчас рынок foodtech более 20 млрд рублей, - вспоминает он. - Пару лет назад топ-менеджер одного очень крупного ритейлера уверял меня, что онлайн-продажи продовольствия никогда не будут ни востребованы, ни окупаемы, поэтому они не будут этим заниматься. Мол, есть опыт у конкурентов, которые не сдаются, но 10 лет никак не могут на этом заработать. Самоизоляция внезапно продемонстрировала необходимость этого направления. 

По его мнению, лучше дела будут идти у тех, кто развивает бизнес: комплектацию, маркетинг, логистику, включая последнюю милю. 

- Это могут быть Сбербанк, Вкусвилл, Х5, но пока за рынок вполне можно бороться, ни у кого нет заметных преимуществ, которые обеспечивали бы лидерство и отрыв от конкурентов, - говорит аналитик.

Мелкие игроки уйдут с рынка

Продуктовый ритейл сегодня не испытывает глобальных проблем, но вполне ожидаема смена форматов. 

- «Магазины у дома» в период пандемии получили хороший толчок к развитию. Супермаркеты испытали сложности (не даром О'KEY избавился от них), зато стали активно развиваться дискаунтеры, - говорит Алексей Коренев.- DIY-сегмент тоже живет неплохо. Чуть в более худшем положении (но все равно не катастрофическом) сейчас сети, ориентированные на электронику и бытовую технику. 

- Сейчас бизнес «купить на оптовом рынке, погрузить в газель, привезти, разложить по полкам» можно вести разве что на уровне сельского мини-маркета, - размышляет аналитик «Фридом Финанс». - Даже жесткий дискаунтер «Светофор» развивает свою цепочку. Современный фуд ритейл целиком построен вокруг Big Data. И выживает при уровне чистой рентабельности 2%. На микроуровне практически невозможно с ними конкурировать по цене. А еще они платят поставщикам с отсрочкой до полугода. 

Тем, кто мечтает об открытии собственного магазина, по его мнению, сначала стоит изучить, как устроен современный ритейл. Отдельно стоящие независимые магазины свыше 1 тыс. кв.м., по его мнению, будут проигрывать во всем, и уйдут с рынка.

 - Пандемия сильно обрушила трафик. Для розничных продаж это критично. Но если сети в целом выиграли за счет роста среднего чека и масштаба, то у отдельного магазина трафик упал, а покупать больше не стали. Крупная сеть более выживаемая в кризис, подобный нынешнему, - резюмировал эксперт.


Читайте также: «Яндекс.Лавка» запускает в Казани сеть dark store


Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Миша
Самое выгодное сейчас это дарк стор, я вот вообще в магазин не хожу теперь, только если по пути могу зайти, но чтобы прям в гипермаркеты ездить, то нет. Это так много сил и времени отнимает, проще уже онлайн все заказывать, в той же ленте, например.
0
0
Ответить

Сева
@Миша Ну такое, у них тоже ассортимент не велик, я вот в самокате том же не могу заказать всегда полную корзину, а так для быстрой доставке необходимого, сервис отличный
0
0
Ответить

Ирина
У нас мало еще таких магазинов, в моем районе только супермаркеты, таких дискаунтеров пока не видела, хотя думаю очень удобно, зашел, все необходимое купил и рядом с домом!
0
0
Ответить

Повар
Один из плюсов пандемии, если можно так выражаться, это появление онлайн магазинов и доставки продуктов, ничего удобнее не придумаешь, не знаю какая выгода у магазина и каким им удобнее, но мне очень нравится
0
0
Ответить

Артем
Цены взлетели по сравнению с прошлым годом пипец просто... Раньше пойдешь в гипермаркет, купишь продуктов, ну выйдешь тыщи 3, а сейчас не меньше 5, зарплаты поднять не хотите??
0
0
Ответить

ППшница
Вкусвилл самый крутой магазин, нигде больше хороших и полезных продуктов не найти, кроме него, особенно мясные продукты и полуфабрикаты, такого не в одной пятерочке и магните не найдешь
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite