Учитель года Татарстана: Я из династии врачей, но своё призвание нашла после рождения детей

В Казани подвели итоги регионального этапа конкурса педагогов. Из полутора сотен участников победителем признали преподавателя английского языка столичной гимназии №122 Марию Голованову. Она получит 400 тысяч рублей и возможность представить республику на всероссийском уровне.

За звание «Учитель года» в Татарстане боролись пять финалистов. Сначала участники соревновались в школьном этапе, который проходил с 11 по 15 января, затем - в муниципальном - с 18 по 22 января, а уже в марте, на зональном отборе, сформировалась пятёрка сильнейших.

Финальное испытание - пресс-конференция «Вопрос учителю года» - потребовало от претендентов демонстрации глубины и новизны мышления. Политики, писатели, журналисты и ученики задавали педагогам вопросы. Ответы учителей оценивали члены жюри, в числе которых был министр образования и науки республики Ильсур Хадиуллин. Кульминацией конкурса стала церемония награждения в КДК им. Ленина. Здесь руководитель ведомства вручал номинантам награды вместе с победителем всероссийского конкурса «Учитель года России - 2014» из Татарстана Анной Головенькиной.

- Завтра вы вернётесь к себе в школу, к ученикам и поймёте, что уже не можете вести уроки как прежде, - обратилась к участникам Головенькина. - Вы будете искать новое, и хочу сказать - не останавливайтесь на достигнутом. Всё получается только тогда, когда вы учитесь сами. Начать новое бывает страшно, но ведь именно так вы шагнули на этот конкурсный путь. 

Лауреатами конкурса стали педагог по музыке кукморской школы №3 Роза Сайфуллина и учитель физкультуры лицея Иннополис Алишер Рахимов. Третье и второе места присудили преподавателям обществознания - Алексею Четвёркину из казанской школы №119 и Александру Альменееву из челнинской 35-й. 

«Сама бы я никогда на этот конкурс не пошла»

После оглашения лауреатов и призёров последняя финалистка Мария Голованова взволнованно и вопросительно смотрела на сцену. Сидящие рядом коллеги уже начали поздравлять её с победой, но сама она, казалось, до последнего в неё не верила. Под бурные аплодисменты учитель вышла на сцену и скромно приняла награду. 

- Огромное удовольствие стоять на этой сцене с такими одаренными, выдающимися педагогами. Каждый из нас, пройдя этот тяжелый путь, стал лучше. Самое главное, что нам есть куда двигаться вперед, - сказала победительница со сцены и поблагодарила свою гимназию за поддержку. - Спасибо, что поверили в меня, сама бы я никогда на этот конкурс не пошла. Спасибо, что дали мне возможность быть собой.

Уже после торжественного награждения победительница рассказала журналисту KazanFirst, что вовсе не ожидала получить звание лучшего учителя республики.

- Я знала, что я достойный, сильный соперник для коллег, но победа стала для меня неожиданностью, - призналась педагог.

«Кто-то для самопознания едет на Тибет, а я - на конкурс»

Марии Головановой 35 лет. Она восьмой год преподает английский язык шестым и седьмым классам в казанской гимназии №122. По её словам, главная ценность, которую она получила от участия в конкурсе - не победа, а профессиональный и личностный рост. 

- Это потрясающий стимул систематизировать уже имеющиеся достижения, на что у нас обычно времени не хватает. Мы, учителя, всегда в работе, - поделилась конкурсантка. - Я осознала, что ещё многому хочу научиться, столько ресурсов в себе нашла. Кто-то, чтобы познать себя, на несколько лет уезжает в Тибет, а я получила это за пять месяцев конкурса. И теперь понимаю, что не только могу гордиться своей профессией, но и профессия может гордиться мной. 

Голованова окончила Казанский государственный педагогический университет и имеет диплом по преподаванию английского и немецкого языков. Стать учителем она решилась не сразу, поскольку все члены её семьи - потомственные врачи.  

- Я из династии врачей. Мой папа - военный врач, бабушка, брат, его супруга - все медики. И только я единственная - педагог, - рассказала Голованова. - В школу я пришла, когда родила двоих детей. Только после того, как появились собственные дети, я поняла, что это моё призвание. Осознание этого пришло на уровне чувств и ощущений, потому что я всегда любила детей, от них очень многое получаешь. 

KazanFirst Мария рассказала, что родители всегда предоставляли ей свободу выбора, в том числе и в выборе профессии. Все решения в жизни она принимала только доверяя сердцу и, по её словам, ни разу не ошибалась.

«Чтобы дети вспоминали школу как лучшие годы жизни»

Выбрать профессию - это лишь полдела, педагогу важно постоянно расти и развиваться в профессиональном плане, убеждена победительница. 

- Хорошим учителем не рождаются, им становятся. Недостаточно чувствовать в себе желание и способность учить, необходимо много работать над собой и учиться самому. Только так можно стать настоящим учителем, - подчеркнула Голованова в беседе с журналистом KazanFirst.

Избежать эмоционального выгорания позволяет правильное отношение к профессии и фокус на главной цели. О значимости любви к своему делу Голованова не раз сказала на пресс-конференции и основной задачей педагога назвала возможность дарить детям счастливое детство. 

- Я всё делаю от души, с любовью к ученикам. И в первую очередь хочу, чтобы у них о школе и детстве остались только самые лучшие впечатления, чтобы они школьную пору вспоминали как самые лучшие годы своей жизни, - улыбаясь произнесла учительница. 

И если у спортсменов результатом трудов становятся медали и кубки, то для школьного преподавателя, по её мнению, высшей наградой является блеск в глазах учеников.  

- Для нас главное достижение - эмоции детей после уроков. Если ты видишь, что они ушли с новыми знаниями, с позитивными эмоциями, то этого уже достаточно. Мои дети часто говорят мне: «Не волнуйтесь, Мария Вячеславовна, вы и так для нас самый лучший учитель, даже на конкурсы ходить не нужно» - вот это для меня самое ценное, - добавила она. 

«Нужно продолжать традиции»

Учителям необходимо выстраивать с учениками дружеские отношения, убеждена педагог. Зачастую именно преподаватель становится для ребенка тем человеком, к которому можно обратиться за помощью и советом. 

- Дружить с детьми можно и нужно, потому что настоящая дружба - это не панибратство, не использование друг-друга. Это абсолютное равноправие, когда никто не позволяет себе низости, грубости. Это то, что мы делаем - мы дружим с детьми, - рассказала конкурсантка. - На начальном этапе большая трудность для меня была в том, чтобы спокойно воспринимать то, что рассказывают мне дети о своей жизни, переживаниях. Было эмоционально сложно слышать, что у них что-то не получается, что есть трудности в семье. Приходилось долго учиться быть психологически спокойной, хотя бы визуально, чтобы дети понимали, что я могу им помочь. 

Для неё как педагога в работе с детьми важно опираться на обычаи, которые, по её мнению, должны служить ориентиром в профессии каждого учителя.

- Воспитательная задача школы не менялась никогда. И нет разницы, современная эта школа или старая советская, - отметила Голованова. - Это всегда ценность семьи, духовность, народное единство, поэтому ничего нового здесь придумывать не нужно. Нужно продолжать традиции. Образование должно строиться на народном единстве, любви к людям и к Родине. В этом ключе мы должны работать. 

Она также рассказала о том, с какими переживаниями лично ей предстояло столкнуться за время участия в конкурсе. По словам победительницы, думала она вовсе не о победе и не о том, чтобы вырваться в финал.

- Я на протяжении всего конкурса думала, что просто не могу опозорить свою профессию, - призналась Голованова. - Мне всегда было важно, чтобы про меня вдруг не сказали: «Это не учитель, не учитель года». Я хочу быть достойной своей профессии, я считаю, что она потрясающая.

Теперь Марии Головановой, как победительнице регионального этапа «Учитель года» предстоит представить Татарстан на федеральном уровне. Итоги всероссийского конкурса подведут осенью, накануне Дня учителя.

- Перед тем как поехать на Россию, мне нужно немного отдохнуть, вернуться к своим ученикам, уделить внимание собственным детям, - добавила победительница. - А потом, набравшись сил, отправляться на Россию, чтобы достойно представить республику.


Читайте также: «Где бы татары ни оказались, они везде создавали свой мир»



Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Кристина
Ради денег они туда едут
0
5
Ответить

Лола
@Кристина Ну судя по тому,сколько получают наши учителя,то на их месте я бы во всех конкурсах участвовала,а ещё лучше уволиться )))))
3
0
Ответить

Виталий
Хорошо же,когда мозг развит и профессия нравится)Поэтому приз и получила
4
0
Ответить

Елена
Мария поздравляю! Побольше бы таких учителей как вы, добрых и понимающих! Думаю заслуженная победа, вы молодец, успехов вам!
5
0
Ответить

Учитель начальных классов
Пример всем учителям, как нужно развиваться и не бояться участвовать в конкурсах, еще и приз хороший! Желаю удачи в следующих соревнованиях - Учитель Года, мы будем за вас болеть!
4
0
Ответить

Динара
А учителя всё ноют в школах,что воспитательная работа лежит на родителях!Вот вам пример достойных учителей,которая просто заслужила награду за свой труд и любовь к работе!
4
0
Ответить

Максим
В школах действительно начались проблемы как с учителями,так и с неадекватными родителями,тут уж как повезёт))
1
0
Ответить

Жанна
В школе у меня классный руководитель была очень хорошая и строгая.После окончания мы до сих пор вспоминаем её добрым словом!Учитель всегда должен быть другом для ученика.Жаль учителей таких дружелюбный мало.
2
0
Ответить

Артур
Не слишком молодая училка?
0
5
Ответить

Лиля
Доказанный пример учителя!Желаю успеха в работе и поздравляю с наградой!
2
0
Ответить

Оксана
Нет,чтоб просто поздравить человека,опять мусолить начинают,что с вами не так люди?
3
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite