«Сегодня в Астрахани идет разбазаривание культурного татарского наследия»

В центре южного региона отмечаются попытки ногаизации татарского культурно-исторического прошлого и передача мечетей в управление другим этническим сообществам.

Историк КФУ Марина Имашева презентовала в Национальной библиотеке Казани свою книгу «Татарское общественное движение в Астрахани в конце XIX - начале XX века», которая рассказывает о непростых исторических, этнических, общественно-политических перипетиях татарского сообщества в Астрахани.  

Своё выступление Марина Имашева начала с того, что сегодня в соцсетях и в СМИ предпринимается попытка исказить национально-культурный и исторический облик Астрахани, в частности облик мусульманской общины города.

- В связи с определенными процессами поиска этноидентичности народами Российской Федерации мои работы, и эта работа в том числе, подвергаются определенной критике со стороны тех, кто настаивает, что о мусульманском астраханском движении нельзя говорить как о татарском, что ведущим компонентом здесь был ногайский фактор, - заявила спикер.

В качестве примера, который иллюстрирует целенаправленную ногаицизацию культурного наследия астраханских татар, Имашева привела конференцию, посвященную историческому деятелю и просветителю, а также ученику татарского богослова Шигабутдина Марджани Абдурахману Умерову.

Эта конференция, которая была названа «международной» и прошла в конце февраля этого года в Астрахани, по факту никакой международной не была. На неё были приглашены лишь представители ногайского сообщества, два русских историка из Астрахани и один студент из Стамбула. И никого из татарских и татарстанских историков. Во время конференции об ученике Марджани Умерове говорили лишь как о «ногаи» и о его вкладе в развитие культурного наследия ногайцев. Хотя с его этническим происхождением и самоидентификацией не всё так однозначно. Есть документы, по которым можно говорить, что он себя отождествлял с татарами.

- Астрахань - это уникальный регион Нижнего Поволжья, путь миграций, которые продолжаются и сегодня. Это некое западно-восточное приграничье, в котором одна волна переселенцев сменяет другую. На сегодня ни один из народов, проживающих в Астрахани, нельзя назвать коренным. Говоря проще, все народы, которые сегодня живут в Нижнем Поволжье, - мигранты. Разница только в том, что кто-то приехал сюда 500 лет назад, кто-то 300 лет назад, кто-то 150 лет назад, как, например, казахи Букеевской Орды, которая на сегодня является самой большой частью мусульманского населения в Астраханской области. В 1876 году казахи Букеевской Орды становятся составной частью Российского государства. Казанские татары стали переезжать в Астрахань с конца XVIII века. К концу XIX века татары-переселенцы из Средневолжской губернии уже составляют основную часть астраханской мусульманской общины, - рассказывала Имашева.

Автор книги обращает внимание на то, что после взятия Астрахани в 1556 году город оказался в уникальном положении.

- Перед Иваном Грозным встал вопрос, что нужно здесь наладить торговлю с восточными странами, чтобы город стал торговым форпостом страны. Поэтому не было волн насильственной христианизации, наоборот, покровительствовали восточным купцам. Им разрешают строить свои караван-сараи, а при них - мечети, - добавляет ученый.

В течение первой половины XVIII века мусульманскую общину города составляли жители дворов-гостиных: Гиляндский, то есть азербайджанский, хотя двор ещё называли персидским; Бухарский торговый двор - то есть жители Средней Азии; и третий двор - Агыржанский торговый дом, где проживали индусы из современного Пакистана. Со временем через смешанные браки происходит интеграция этих восточных людей с местными юртовскими татарами, которые являются потомками поселения Астраханского ханства.

Впоследствии, когда Астрахань перестаёт в XIX веке быть центром торговли России с восточным миром, когда Одесса и Крымский полуостров начинают на себя стягивать эту роль, вольная жизнь астраханских купцов заканчивается.  

- Государство в лице России очень жёстко спрашивает у жителей Бухарского, Агыржанского, Гиляндского дворов: «Кто вы? Вы наши подданные? Тогда записывайтесь в мещане или купцы. Иначе - чемодан, вокзал и ваша Родина», - говорит Имашева.

Жители дворов выбирают остаться в России, интегрируются с городским сообществом Астрахани. Почему? Потому что у многих из них матери или жёны - юртовские татарки. Параллельно усиливается переселенческий поток татар из Среднего Поволжья (казанские, пензенские, нижегородские и другие татары). Таким образом, к концу XIX века в Астрахани формируется татарское сообщество, которое являет собой основную часть мусульманской общины города.  

- И в 1876 году, когда ликвидируются общества татар трёх этих дворов (Гиляндский, Агыржанский, Бухарский), то проводится исследование, и оказалось, что к этому времени в этих дворах уже никто не знал ни узбекского, ни персидского, ни индийского языков. Все, оказывается, разговаривают на татарском языке. И для управления этим сообществом была создана Астраханская Татарская Управа, - добавляет автор книги.

Имашева рассуждает, что образованию татарской нации-миллета в Астрахани способствовало то, что местные мечети попали под юрисдикцию Оренбургского магометанского духовного собрания.

- Последние 250-300 лет все этнические группы Астрахани живут в единстве. Татары Астрахани состоят из карагашей, юртовских татар и татар-переселенцев. Последние 250 лет были в одном этнокультурном пространстве, в условиях формирования нации нового времени. Так случилось, что Нижнее Поволжье вошло в доктрину нации-миллета Оренбургского магометанского духовного собрания. А ногайцы Северного Кавказа не вошли. Ну не получилось. И сегодня очень интересны претензии некоторых северо-кавказских деятелей на эту Астраханскую городскую культуру, которая представлена оригинальным каменным мечетным типом строительства. Вы любого астраханца в городе спросите: «Где мечеть?». А у вас обязательно переспросят: «Татарская Белая мечеть или Татарская Красная мечеть?», - отмечает Имашева.

Она также посетовала, что помимо ногаизации культурно-исторического прошлого региона здесь и вовсе происходит «разбазаривание» татарских мечетей.

- Та мечеть Астрахани, которая была построена пензенскими татарами в конце XIX века на рынке «Большие сады», сегодня передана «Северо-кавказской общине». Причем когда я начинаю говорить, что это мечеть - татарская, на меня смотрят с возмущением. Хотя об этом свидетельствую архивные данные. Сегодня в Астрахани есть определенное разбазаривание культурного татарского наследия. Криушинскую мечеть, построенную нижегородскими татарами, отдали шиистко-азербайджанской общине «Бакы». Да, азербайджанцы были составной частью городской общины мусульман. Но в Астрахани же есть Персидская мечеть - её же не снесли, её же можно реставрировать и передать верующим, - подытожила историк.


Читайте также: «Идея раскручивания мифа о полуторатысячелетней истории Уфы была нереалистична»


Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 88 материалов в сюжете

Перепись населения

В этом году проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

12 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ленар
А что у нас больше нет других проблем в стране?!
1
3
Ответить

Виктория
В данный статьях всегда банят слово т а т а р и н ?! В сами в статье используете? Почему так происходит?
2
0
Ответить

Николай
Все этносы уже в прошлом, сейчас людей беспокоят совершенно другие проблемы
0
3
Ответить

ЛДПР
Задолбали вы со своей татарскостью, что вам не живется...
1
5
Ответить

Коммунист
@ЛДПР ЛДПР купи себе чупачупс с пивасиком и успокойся.
4
0
Ответить

Елена
Скоро и Моску с Питером признают татарскими. Маразм крепчает. Надоели уже своими национальными претензиями. Живите радуйтесь каждому дню и не ищите проблемы там где их нет.Вы же сами настраиваете жителей Астрахани против вас такими публикациями.
3
5
Ответить

Москвич коренной
@Елена Елена, ну кто Вам такое про Москву и Питер сказал? Ну что Вы чешете там, где не чешется. Русские и Татары вместе построили это великое государство, а некоторая небольшая кучка шовинистов типа Вас все пытается все однако на себя перетянуть.
3
1
Ответить

Горожанин
@Елена Елена успокойся, купи себе пивасик, найди мужичка и радуйся мирному небу над головой
4
1
Ответить

Астраханец
Белая мечеть была построена на деньги и на участке ногайского мурзы Урусова. Юртовские себя называют ногай. Карагаши уже больше 30 лет вернули свое природное название ногай. Эти псевдоисторики марджанисты никак не угомонится. Нытики
9
3
Ответить

N
Этот материал заказной. Марина Маратович прекрасно знает, что мы ногайцы карагаши никогда не считали себя татарами.
5
2
Ответить

Гаяр
А не все ли равно? История историей, но пусть в мечети правят те, кто в нее ходит! При чем тут разбазаривание.
0
0
Ответить

Саид
Откуда у ногайцев мечети они ведь кочевники☹️
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite