«Мусорная» реформа не дала результатов, которые ожидали»

В Татарстане признали, что реформа, начавшаяся три года назад, полностью провалилась и теперь в законодательстве срочно нужны корректировки. 

В Казани состоялся очередной круглый стол по вопросам «мусорной» реформы. Депутаты, члены Общественной палаты, предприниматели и представители регоператоров более 2,5 часа пытались найти точки соприкосновения и прийти к тем изменениям, которые так просят жители республики. Ведь на протяжении уже трех лет деньги за новую систему сбора и вывоза отходов люди платят, а особого эффекта от нее никто пока так и не ощутил.

Заседание, как обычно это бывало во все предыдущие встречи, завершилось массой претензий в адрес регоператора, а те снова предпочли сделать вид, будто ничего не произошло.

Реформа есть, а эффекта нет

Работа участников встречи началась с не самой приятной глазу картины – председатель Общественной палаты Татарстана Зиля Валеева вывела на экраны заседающих фото переполненного к середине недели контейнера с мусором в поселке Мирный, поставив вопрос ребром: насколько эффективна реформа?

- Реформа идет с января 2019 года, мы повысили цены… Но как организуется исполнение? - вопрошала она. - Когда происходят такие преобразования, важно, чтобы люди видели результат. А сегодня его нет.

По словам Валеевой, настало время конкретных предложений и рекомендаций, чтобы двигать ситуацию вперед. Это признают и федеральные коллеги спикера. Заместитель председателя комиссии по ЖКХ Общественной палаты России Ольга Аринцева так же подчеркнула, что система нуждается в изменениях.

- Без общественного самоуправления это сделать невозможно, нужно живое вовлечение, а не только на бумаге, потому что для бизнеса тяжела система оплаты вывоза мусора, для людей несовершенна система раздельного сбора, для муниципалитетов – это тоже вопросы экономики и работы с населением. Этот список можно продолжать и продолжать. Мы должны прийти к некой корректировке законодательства, - сказала она.

Власти уже разработали несколько законодательных корректировок по реформе, отметил председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. Для этого создана даже специальная рабочая группа.

- В работе нашего коллектива достаточно серьезный объем законопроектов различного уровня. Мы уже имеем ряд законодательных инициатив, рассмотренных Госдумой, - сказал он об этом.

С началом «мусорной» реформы Татарстан поделили на две территориальные зоны – восточную и западную. За сбор и вывоз отходов с каждой из них ответственны два регоператора – «Гринта» (восточная зона) и «ПЖКХ» (западная зона) - напомнил заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана Ринат Абдуллин.

Ценообразованием за сбор и вывоз мусора, как отметил спикер, занимается Госкомитет по тарифам, возглавляемый Александром Груничевым. А коммерческий учет ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления твердых отходов и по количеству объема установленных контейнеров. В Татарстане мусор подсчитывают вторым способом, но после пандемии власти республики пришли к решению, что понятие «установленные» в постановлении нужно заменить на «вывезенные».

- Вопрос коммерческого учета стал особенно острым во время карантина, когда потребители стали требовать от региональных властей урегулировать ситуацию с коммерческим учетом. А в федеральном законе не предусмотрено специальных уточняющих норм, регулирующих порядок начислений платы в нерабочее время. Президент Татарстана Рустам Минниханов направил письмо в адрес председателя правительства России с предложением по внесению изменений в постановление правительства, - рассказал Абдуллин.

«Потерпите еще чуть-чуть до раздельного сбора»

- Мы сегодня ведем бой с тенью вместо того, чтобы предложить реально эффективные финансовые рычаги для образователей отходов, которые могли бы стимулировать их к работе, - говорит заместитель руководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин.

Чиновник предлагает коллегам изучить опыт Белгородской области, где принят нормативно-правовой акт, по которому жители обязаны вести раздельный сбор отходов, за что получают 15%-ную скидку от тарифа на вывоз мусора. А если в жилых массивах и сельских поселениях жители как минимум трех домохозяйств с одной улицы копят пищевые и органические отходы в компостных ямах для дальнейшего использования в хозяйстве, то для них действует скидка 30%.

Одной из главных упущений в реформе обращения с ТКО, по мнению Гиниятуллина, стало то, что в Татарстане не приняли нормативно-правовой акт, который делает раздельный сбор мусора обязательным для всех, но при этом дает возможность оплачивать вывоз отходов по факту их образования, а не по нормативу постановления РФ.

- О необходимости принятия этого акта мы говорим три года, но решение до сих пор не принято. Мы здесь пытаемся сподвигнуть какими-то мифическими замыслами, вместо того чтобы элементарно предложить людям материальную выгоду, которая будет их в рабочем порядке стимулировать к этому переходу. Мы буксуем на элементарном принятии нормативного акта, - отметил спикер.

Кроме этого, есть, по мнению чиновника, и другой момент, который власти «прошляпили». Некогда правительством России была предусмотрена субсидия на софинансирование расходов по оснащению контейнерных площадок для раздельного накопления отходов. Но Татарстан снова не воспользовался этим шансом, так как у республики не было выполнено первое для этого условие – наличие нормативно-правового акта, вводящего обязательный разбор мусора.

- Мы пролетели мимо этой субсидии, а потом, как вы говорите, у нас ржавые контейнеры, которые невозможно поменять, что нет денег, и так далее, и так далее, - отметил он.

- Допускать пролеты мимо субсидий – самое обидное и недопустимо. Впредь такого в практике быть не должно, - подытожила Валеева.

К слову, сегодня, по словам чиновника, около 70% дворов жилых домов Казани оснащены площадками дуального сбора отходов. 

В ответ на высказывания Гиниятуллина генеральный директор компании «Гринта» - регоператор восточной зоны Татарстана Светлана Ярлыченко заявила, что «жестянки» стабильно заменяются новыми современными евроконтейнерами, которых за два года организация приобрела почти пять тысяч штук. Вместе с тем ведется работа с юридическими организациями, которым объясняют, что современная техника не приспособлена к выгрузке металлических контейнеров.

Говоря о системе раздельного сбора отходов, Ярлыченко заявила, что первоначальной задачей «мусорщиков» является объяснить жителям, куда дальше отправятся эти отходы.

- Иначе мы опять видим возмущения потребителей, и они будут правы. «Почему я разделяю, а вы все в один мусоровоз?». Такого быть не должно. Вот здесь территориальной схемой Татарстана предусмотрено создание новой инфраструктуры обращения с отходами, которая должна заработать к 2024 году. Поэтому у нас появятся мусороперегрузочные станции, два межмуниципальных комплекса обращения с отходами, которые будут включать мусоросортировочный завод и участок компостирования, - конечно же, это будет внедрение раздельного сбора мусора. Поэтому я предлагаю всем чуть-чуть набраться терпения, - добавила она.

Договариваться регоператор не согласен

Не менее острые вопросы к регоператорам есть и у предпринимателей. По словам генерального директора Торгово-промышленной палаты (ТПП) Набережных Челнов Фарида Башарова, с начала 2021 года в ТПП стали поступать звонки от руководителей различных предприятий, которые были недовольны кратно возросшей суммой платежей, хотя объемы отходов оставались неизменными.

Чиновник рассказал, что для прояснения ситуации предприниматели автограда организовали несколько встреч с регоператором, о которых KazanFirst писал здесь. Однако достичь какого-либо взаимопонимания ни одной из сторон не удалось. В итоге предприниматели приняли резолюцию, которую направили в прокуратуру, Татарстанское УФАС, депутатам Госсовета и многие другие ведомства.

- Должен быть результат, который устроил бы все стороны, а мы находимся на трассе с односторонним движением. Предприниматели ждут справедливых, тщательно проработанных, понятных правил участия в этом процессе, - заявил Башаров.

В свою очередь Ярлыченко пояснила, что плата за услугу по обращению с ТКО складывается из трех множителей – тарифа, норматива и площади, если речь идет о торговых центрах.

Ярлыченко добавила, что тариф за вывоз кубического метра понизился для предпринимателей. Раньше плата составляла от 600 до 1200 рублей за кубический метр, теперь это 456 рублей. Что касается нормативов, то они утверждены постановлением правительства. Третий множитель – это площадь. По ее словам, регоператоры не раз обращались к предпринимателям, чтобы те дали объективные данные о площади, но ни один из присутствующих не обновил свою заявку. Из-за этого операторам приходится брать данные из открытых источников и умножать их на нормативы. Но и это сделано для того, чтобы к регоператорам пришли и дали правильную площадь, объяснила спикер логику действий.

- Что значит договариваться? Ведь компромисс возможен только в рамках действующего законодательства. Ведь это все равно что нас останавливает ГИБДД, выписывает штраф на 1 500 рублей, а мы говорим: «Давай договоримся: давай 500?». Скажите, пожалуйста, мы действуем в рамках правового поля? Наверное, нет. Если мы поймем, что, даже предоставив заявку и правильно сделав расчет, у нас с предпринимателями расхождения, тогда будем вырабатывать совместные решения. Мы только за, - выговорилась Ярлыченко, имея в виду обвинения Башарова в односторонности проекта.

«ПЖКХ» демонстративно игнорирует проблемы

Оказалось, что проблемы с регоператорами возникают не только у бизнесменов, но и в учебных заведениях, например, в КФУ. Начиная с 2019 года - с момента заключения договора с региональным оператором - университет стал обязан выплачивать 19 млн рублей, в то время как все предыдущие годы за вывоз мусора КФУ платил в разы меньше - от 7 до 8 млн рублей.

- Мы посчитали 2019 год, фактический сбор вывоза составил 7,7 млн рублей. В 2020 году, когда студенты были на дистанционном обучении, - 9,7 млн рублей, а договор у нас был на 13 млн рублей. Из-за удаленки студенты и часть преподавателей не посещали университет, но регоператоры нам пишут, что они образуют отходы непосредственно по месту нахождения. Жилой фонд КФУ по Казани – порядка 15 тысяч человек. Из них около 5 – иностранцы, которые просто не смогли въехать в Россию. Эти 10 тысяч человек не в Казани находились, а за пределами республики. Мы снова вступили в переписку с регоператором,  но на контакт они не идут, - пожаловался помощник проректора вуза Николай Козин.

Мысль, что регоператорам стоило бы пересмотреть свою жесткую позицию, продолжил и юрист КФУ Ильвир Ракипов. Он также отметил, что университет стал первой организацией, кто судился с регоператорами, но процесс был обречен на провал, так как «нормативное регулирование и законодательство никак не защищает права потребителей».

- В 2019 году договор был заключен исходя из количества контейнеров, но при этом учитывалось не количество вывозимых контейнеров, а имеющиеся в университете всего. По одному нашему объекту был установлен 20-кубовый бункер. Регоператор вывозил его не более двух раз в месяц, а счет нам выставлялся как будто ежедневно. Это 180 тысяч в месяц, естественно, эта сумма завышена, - посетовал юрист.

Обращения с просьбой снизить сумму договора остались без внимания - в суде все доводы были отклонены. «Мусорщики» продолжают выставлять такие же цены за свою работу, несмотря на то, что фактический объем услуг гораздо ниже. В 2020-2021 году, по словам Ракипова, регоператор, не изменяя своим традициям, продолжает «навязывать заключение договора исходя из нормативов».

- Единственная уступка была в части снижения суммы договора. Ну не может университет образовывать отходы на 19 млн рублей! - доказывал защитник.

Представители вуза разочарованы в системе и уже не верят в то, что возможен компромисс.

- Наверное, придется снова обращаться в суд. Лишних денег у университета нет. Более того, нам запретили повышать стоимость обучения, соответственно, денег у университета нет, - подытожил Ракипов.

Присутствующий на заседании представитель западной зоны регоператора, с которым приходится работать КФУ, Евгений Туз, судя по всему, решил проигнорировать жалобы со стороны вуза и стал рассказывать совершенно о других проблемах.

- Я бы хотел поднять вопрос сброса мусора коммерческим транспортом. Не секрет, что и газели, и более крупный транспорт просто дают объявление «Вывезу мусор, 1000 рублей» и везут его в поселки. А куда везти? И никто за этим не следит. Регоператор является каким-то исполнительным органом, он не может его наказать, а МВД этим не занимается. Вот эта проблема существует, она глобальна, - начал он.

А фотографии, показанные в начале встречи Зилей Валеевой, по мнению спикера, объясняются элементарной нехваткой контейнеров. Существующие площадки несут на себе глобальную нагрузку. В новых поселках зачастую даже не предусматриваются площадки сбора мусора. На этом выступление Туза и завершилось.

Заместитель председателя Татарстанского УФАС Андрей Розенталь отметил, что "мусорная" реформа вызвала шквал недовольства со стороны населения и юридических лиц, потому что людям пришлось платить больше, еще непонятно за что, без заключения всяких договоров. В ведомстве по обращениям юридических лиц возбудили несколько антимонопольных дел в адрес «ПЖКХ». Одно из них связано с тем, что регоператор брал примерные показатели объектов при расчете. В отношении одних были одни данные, в отношении других – другие. Дело было прекращено за исправлением предупреждения.

Пандемия дала вторую волну жалоб на «ПЖКХ». Ассоциация отельеров обратилась в УФАС с тем, что гостиницы были закрыты, мусор не образовывался, уведомления об этом в адрес регоператора были направлены, но реакции со стороны «ПЖКХ» не было. Это дело продолжается.

Вдобавок ко всему выяснилось, что регоператор выкатывает организациям большую сумму, при этом выезжает не по установленным требованиям СанПиНа, а по заявке. Соответственно, если он должен ездить каждый день, то выезжает раз в неделю и берет денег за неоказанную услугу. Такие факты были не только в период пандемии. В то же время навстречу юридическим лицам «ПЖКХ» не пошел.

- Дело рассматривается, решение пока не вынесено. Думаю, дальше оно будет обжаловано, будем отбивать у суда, поскольку на самом деле регоператор занимает доминирующее положение, заменить его просто так не получится,- отметил Розенталь.

Антимонопольщик рассказал и о других делах в отношении западного регоператора, вдаваться в подробности которых особого смысла нет. Подытоживая все вышесказанное, спикер отметил:

- Конечно, сказать, что до введения этой реформы у нас все было хорошо и все красиво, нельзя. Действительно, прозрачность образования и перевозки отходов оставляла желать лучшего. Понятно, что стояла задача повысить управляемость в этой системе. Но пока мы на этом пути не достигли тех результатов, которых ожидали. Мы как слона трогаем за разные места. В целом реформа, конечно, движется. Требует совершенствований законодательство.  

Мысль Розенталя поддержала Аринцева. По ее словам, действующее законодательство - это не догма, а система обслуживания гражданского общества. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 69 материалов в сюжете

Как проходит мусорная реформа в Татарстане

Регоператоры «воюют» с бизнесом и жилищниками за отходы жителей.

10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Чудила
Сидит куча народа с зп по 300 к и обсуждают, что по итогам трех лет!!! Ничего не изменилось в утилизации отходов. Вы это в любом дворе за день могли понять, просто посмотрев, что и как люди выбрасывают.
6
0
Ответить

имя
@Чудила так может пора доносить мусор до баков и хотя бы минимально сортировать?
1
0
Ответить

Точно
Гринту на помойку истории! Остальных причастных к созданию монополии туда же!
4
0
Ответить

Алена
Гринта ещё хоть как-то общается с населением, а до пжкх невозможно дозвониться! Вообще работать не хотят, как можно так наплевательски к людям относиться? Уже сил никаких нет!
0
5
Ответить

челнинец
@Алена У нас ы городе с 75 рую. с кв.м. подняла расценки до 89 руб.-это можно назвать общением?
0
0
Ответить

Ирина
Такой вопрос требует общего решения проблемы! Люди начните с себя в первую очередь, раздельную сортировку, авоськи в магазин и отказ от пластиковых тар никто не отменял, надеюсь что ситуацию с мусором исправят!
2
0
Ответить

Аноним
3 года в никуда... деньги уплыли. Неужели не понятно было все это время, что затея эта успехом не увенчается? Почему нельзя было изменить условия и улучшить положение?
7
0
Ответить

Человек
Мусор надо по факту вывозить, а не по каким-то нормативам и графикам, что по итогу полупустые контейнеры забирают. Почему организации не могут нормально работу наладить, неужели это так трудно? Сядьте вы уже, соберитесь все вместе и обдумайте, как лучше сделать, чтобы тарифы были АДЕКВАТНЫЕ!
4
0
Ответить

ЛДПР
Каждый адекватный человек это понимал с самого начала, в этом регионе тонет все...ничего не хотят и не могут...только боятся потерять власть...
5
0
Ответить

Василий
с мусорной реформой такая ситуация по всей России
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite