«Советский модернизм нынче в моде»: как фотограф Юрий Пальмин превратил спальный район в арт-объект

В «Смене» открылась выставка «Северное Чертаново», на которой привычные типовые многоэтажки стали прекрасными архитектурными памятниками ушедшей эпохи

Ольга Гоголадзе — Казань

Первое, что бросается в глаза, когда возвращаешься из Европы и едешь домой из аэропорта, — это серые однотипные многоэтажки. 

В каком бы российском городе ты ни жил, в нём с неизбежностью будут несколько огромных районов подобной застройки. В Москве это Чертаново, в Казани — Кварталы (которые казанцы упорно именуют кварталА), в Йошкар-Оле — Сомбатхей. Как бы ни различались названия, архитектура в них абсолютно одинакова.

Эти дома — живой памятник советской эпохе, комсомольским постройкам и несбывшимся мечтам о прекрасном коммунистическом завтра. Тогда, в 1970-е, их сплошь заселяли молодые семьи. По сравнению с хрущёвками вожделенные «улучшенки» казались настоящей роскошью: большие кухни, изолированные комнаты, школы и детские сады прямо во дворах. А то, что дома абсолютно одинаковые и районы похожи на серый пустынный лабиринт,  — это уже мелочи. Ему пытались придать уют своими силами: мастерили голубятни, обустраивали прудики на месте пустырей, ставили хоккейные коробки.
«Советский модернизм нынче в моде»: как фотограф Юрий Пальмин превратил спальный район в арт-объект

Мы выросли в таких дворах, привыкли к ним с рождения, поэтому совершенно не воспринимаем их как арт-объект. Однако Юрий Пальмин — первый архитектурный фотограф в России, который разглядел в массовой советской застройке не только историческую ценность, но и уникальную геометрию, величественную в своей красоте и строгости. Его выставка «Северное Чертаново», которая недавно открылась в «Смене», показывает весь увядающий блеск этих откровений постмодернизма.

— В первый раз я оказался в Северном Чертанове в самом конце 80-х, а в 90-е я там поселился,  говорил Пальмин.  Не в самом Северном, но очень близко, куда добивала по прямой видимости радиация этого лучистого места. В 2000 году я выбрал микрорайон для выставки из серии «24», которую курировал Юрий Аввакумов. В течение двух недель почти каждый день выходил с большой и тяжелой крупноформатной камерой из дома и шел нарезать круги по Северному. Я намеренно ставил себе жесткие технические ограничения и часто возвращался без единого снятого кадра. Все, что получилось в итоге, для меня не совсем фотографии, скорее, километры пути с металлической и стеклянной поклажей. Своеобразный туризм… Сейчас район прирос новыми домами. Советский модернизм нынче в моде, я живу в самом сердце Северного Чертанова. Снимать его я больше не хочу.
«Советский модернизм нынче в моде»: как фотограф Юрий Пальмин превратил спальный район в арт-объект

На каждой фотографии — застывшие мгновения обыденности, красоту которой мы давно перестали ценить. Они помогают по-новому взглянуть на саму идею таких домов и прикоснуться к поражающему своей масштабностью замыслу советских архитекторов. Какой размах, какие идеально выверенные линии, сколько небрежного, холодного великолепия в отделке обычных лестниц. Странный контраст между трогательной заботой о населении, мечтой о том, чтобы каждая семья встретила коммунизм (который Хрущев обещал построить к 1980 году), и полным пренебрежением к удобству ежедневной жизни. Все мы помним, какой дикий ветер гуляет по улицам таких районов зимой и как там жарко и негде укрыться от солнца летом. Каждый из Чертановских домов прекрасен по отдельности, но, повторённый тысячу раз, становится штамповкой, бетонным слоном, неуклюже возвышающимся среди себе подобных.
«Советский модернизм нынче в моде»: как фотограф Юрий Пальмин превратил спальный район в арт-объект

Отголоски прошлого на каждом снимке Пальмина, как ни странно, навевают мысли о будущем из футуристических рассказов-утопий. Будто теория воспитания победила, социальное неравенство перестало существовать, люди живут в унифицированных домах, носят одинаковые серебристые комбинезоны и счастливо улыбаются идеально ровными белыми зубами. Но утопичность этих идей подчёркивают ржавые балконы многоэтажек, облупленная плитка концептуальных переходов, размокшая краска фасадов, бездарное граффити на стенах и выбитые стёкла на лестничных пролётах. Словно сама жизнь расставила всё на свои места. Научный подход и квадраты  как с полотен Пита Мондриана не выдержали испытания временем и человеческой природой. Ведь мы всегда стремимся к разнообразию и уюту, красоте в деталях как в барселонском районе Грасия.

Какая участь с годами постигнет эти дома?  В Москве их сносят, заменяя современными постройками. В других городах они, пожалуй, простоят ещё не одно десятилетие. Но однажды всё равно уступят место таким же многоэтажкам, только спроектированным уже совсем другими людьми. И лишь эти фотографии всегда будут напоминать будущим поколениям о красных прогрессистких мечтателях.
«Советский модернизм нынче в моде»: как фотограф Юрий Пальмин превратил спальный район в арт-объект

Выставка продлится до 5 июля
ЦСК «Смена»
Улица Бурхана Шахиди, 7
Режим работы:
Вторник−воскресенье 12:00-20:00
Выходной — Понедельник
Телефон: 8 (843) 249−50−23

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite