Война за тротуар: электросамокаты в Казани - зло или современный элемент городской среды?

Удобство, компактность и практичность двухколёсных девайсов неоспорима, но и в этой бочке мёда есть ложка дёгтя. Журналист KazanFirst Альфинур Сафарова обсудила с экспертами, способна ли столица Татарстана поддержать всемирный тренд на микромобильность.

Столица Татарстана всего за год наводнилась электросамокатами. Сомнений в том, что кикшеринг (система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом - Ред.) в Казани прижился и активно развивается, уже нет. Хаотичные вкрапления электрических «досок» с рулём бросаются в глаза на тротуарах, в парках и темных закоулках. А всё потому, что любителям езды на колёсиках предоставили изобилие аккумуляторных повозок и виртуальные парковки, не требующие специальных конструкций, - паркуешься там, где хочешь, «лишь бы людям не мешало». Грозы тротуаров это требование выполняют с трудом: как результат - самокаты брошены где попало и как попало. Недовольство ситуацией выразил исполком Казани, поскольку это не только портит эстетический образ города, но и мешает пешеходам.

- Такой подход к работе абсолютно неприемлем. Нужно сделать выводы и принять меры, - заявил на городской комиссии по безопасности дорожного движения замглавы ведомства  Ильдар Шакиров

Особое внимание он обратил на бесконтрольно организованные точки проката, которые потенциально могут стать причинами аварий. По словам госслужащего, жители не знают, где именно необходимо передвигаться на этих транспортных средствах, поэтому, нарушая ПДД, они зачастую выезжают на проезжую часть с автомобилями. 

Больше электросамокатов

Число новомодных девайсов растёт в геометрической прогрессии. Если в прошлом году электросамокатов в Казани  насчитывалось порядка 600, то в этом году шеринговые компании хотят повысить цифру до 1,5 тысячи. В таком случае движение на улицах города еще больше уплотнится, а круг проблем расширится. 

Первый шеринговый сервис проката самокатов компании Whoosh заработал в Казани с июля прошлого года и охватил Вахитовский и часть Ново-Савиновского районов. За первую неделю сервисом воспользовались 6 тысяч раз. В этом году зона работы кикшеринга расширилась и оккупировала уже пять районов, оставив вне пределов досягаемости Кировский и Приволжский.    

Максимальная концентрация прокатных самокатов базируется в центре. Здесь практически в любом месте можно завершить поездку, нажать «финиш» и оставить двухколёсного в ожидании следующего арендатора. Любителей езды на электросамокатах, к слову, немало. В их числе не только туристы и молодёжь, но и люди так называемого «бальзаковского» и серебряного возраста.  

За рулём электронных самокатов оказываются и дети. Это вызывает особую тревогу у сотрудников Госавтоинспекции. Поскольку всё чаще приверженцы электротранспорта сами провоцируют аварии, становятся участниками или виновниками ДТП. В Казани с начала 2021-го дорожно-транспортных происшествий с самокатчиками (пока ещё) зафиксировано не было. 

Стоит отметить, что большинство моделей способны развивать довольно солидную скорость - 25-30 км/ч и больше. Отчаянные оптимисты выжимают из прокатных девайсов максимум, чтобы мчаться по столичным улицам «с ветерком», и выбирают для этих целей проезжую часть. 

Самокатчики вне закона

Электросамокат - это яркий пример того, как законы не успевают за техническим прогрессом. Несмотря на то, что этот вид транспорта давно вышел на дороги, в ПДД в их отношении до сих пор сохраняется пробел. К самокату приделали электромотор, его скоростные характеристики изменились, но требования правил дорожного движения остались прежними. В этом видит камень преткновения представитель Федерации автовладельцев России в Казани Владлен Копвиллем

- Главная проблема в том, что в ПДД средства индивидуальной мобильности (СИМ) пока никак не описаны. Минтранс поправки подготовил, но до сих пор ничего не принято. Получается, что электросамокатчики находятся вне закона, в рамках правового поля их нет, - подчеркнул эксперт. - Возникает много вопросов о том, можно ли кататься нетрезвым, нужны ли налокотники, шлемы? Нет даже правил о том, где они имеют право ездить. Соответственно, и меры наказания для них тоже нет. 

Собеседник добавил, что установить для электросамокатчиков правила не так просто, поскольку на внесение изменений в ПДД установлен мораторий, сколько он продлится - никто не знает.

- Правила дорожного движения утверждает правительство, но на любые поправки сейчас установлен мораторий, поэтому те изменения, которые хотят внести Минтранс, МВД и другие министерства, не могут быть закреплены. А ситуация «висит». И неизвестно еще, введут ли эти правила, когда отменят мораторий, но правила для СИМ в любом случае нужно разрабатывать, - уверен Копвиллем. 

Он привел аналогию с каршерингом, в котором водителю выставляются конкретные требования, а личность лихача в случае аварии или нарушений можно установить без проблем. 

- Представьте, самокат на скорости 30-40 км/ч врезается в пешехода и уезжает с места ДТП. Опознать человека ведь практически невозможно. Законодательно самокатчики никак не отрегулированы, поэтому должны быть выделенные места стоянок, чтобы не просто захотел - бросил, а получил штраф, - пояснил эксперт. - В каршеринге легко определить, кто и с какого времени управлял автомобилем. И если происходят нарушения, можно найти того, кто управлял машиной. Здесь тоже можно, к примеру, вычислять, кому принадлежит карточка, которой расплачивался самокатчик. Чья карточка - тот и виновен. 

Любишь кататься - сдавай экзамен

Разговор об этом завёл и экс-директор Союза велосипедистов Татарстана Алексей Оносов (VeloBoroda). Велоактивист уверен, что решение проблемы просто-напросто оттягивается, тогда как обсуждения ведутся уже давно. 

- Если самокатчик врежется в моего ребенка на пешеходной дорожке, то он останется безнаказанным, поскольку по существующим правилам самокатчик - это тоже пешеход. То есть правил для них до сих пор нет. Мы еще в прошлом году обсуждали это на круглом столе с Ленаром Габдурахмановым (начальник УГИБДД МВД по Татарстану. - Ред.). Обсуждали общие федеральные поправки. Там всё ещё пытаются понять, кто же такие электросамокатчики, - говорит велоактивист. - Эти девайсы уже заполонили города, а они не могут нормативно определить, к какой категории их отнести. Важно узаконить все транспортные средства - электронные, мобильные, прописать всё чётко. 

Эксперт убежден, что прежде чем «плодить» в городе электросамокаты, необходимо не только обозначить правила для их водителей, но и подготовить соответствующие для передвижения условия. 

- Проблемы самокатчиков, велосипедистов, лонгбордистов и колясочников примерно одинаковы. Я со всеми кругами общаюсь, и в Союз велосипедистов не раз обращались отделения города с вопросом, где можно установить велошеринг, но Казань ещё не готова к велошерингу и не развита для этого направления. И вот в прошлом году они завели электросамокаты. Их было порядка 600 штук, но уже к лету планируется увеличить до 1 200-1 500. При этом инфраструктура лучше не стала, осталась такой же убогой и неприспособленной для передвижения, а электросамокатов становится всё больше - как личных, так и прокатных. В первом случае люди хотя бы тратят свои средства на покупку электросамоката и понимают, зачем они его берут, - это одно, но если самокат на прокат берёт человек, который никогда им не управлял, разгоняется до 15-20 км/ч, то это страшно, - подчеркнул Оносов.

История с хаотичными парковками электросамокатов, по мнению велоактивиста, способна в дальнейшем лишь усугубиться, поскольку комплексно вопрос не решается. Казань вовсю на самокатах, но: инфраструктура отсутствует, а самокатчики остаются вне правового поля.  

- В определенный момент просто настанет большой коллапс. Летом выходишь на Набережную - там лежат на газоне несколько десятков самокатов. Люди перебирают, смотрят заряд, топчут газон, как стадо. Невозможно выйти из пешеходного перехода снизу. Это в прошлом году было, а что будет в этом? - рассуждает эксперт. - Казань - это обложка России, один из топовых городов, а в итоге здесь нет даже элементарных вещей. Если даже люди едут по отсутствующей инфраструктуре по тротуарам, это ведь невозможно делать без остановки. Повсюду расставлены бордюры, которые сложно преодолеть. Нужны хорошие, выделенные дорожки и соответствующая инфраструктура. 

По его мнению, порядок следует навести и в приложениях кикшеринга, через которые идёт трафик, что автоматически позволит упорядочить поток пользователей. Он предложил встроить в платформы верификацию по паспорту и онлайн-тестирование на знание ПДД.  

- Вбиваешь телефон, привязываешь карту - всё слишком просто, может любой мальчишка сделать. Я же предлагаю проводить экзамен в приложении, без которого ты не сможешь зарегистрироваться. Вопросов 15-20 по элементарным правилам дорожного движения для управления электросамокатом. Это сразу отфильтрует выборку управляющих транспортным средством. Дорога - это самое опасное место, где гибнут больше всего людей, - добавил Оносов, подкрепив свои слова наличием многолетнего опыта работы в МЧС. - Я не понимаю, почему этого еще не сделали. Тянут, ждут чего-то. Но надо не тушить пожар, а проводить его профилактику. 

«Чем больше будет проблем, тем быстрее появится решение»

В свою очередь президент Союза велосипедистов Татарстана Ильдус Янышев уверен, что преимуществом и аргументом в пользу электросамоката можно назвать хотя бы его мобильность и экологичность. Это, по его мнению, выделяет электросамокаты на фоне автомобилей и других видов транспорта.

- Эту ситуацию надо проанализировать с двух позиций: обозначить плюсы и минусы. Плюс очевиден - электросамокат снижает нагрузку на город в плане использования общественного транспорта или индивидуального автомобильного. Он однозначно способствует меньшей загазованности, меньшему потреблению углеводорода, сохраняет экологию, - считает эксперт. - Но я бы ввёл запрет на мощные самокаты, которые развивают скорость больше 30 км/ч, этого быть не должно.

Янышев отметил, что всплеск заинтересованности к самокатам произошёл, когда на них приделали электронные моторчики. В этот момент из средства передвижения они превратились в способ развлечения. А учитывая большую мощность девайсов, вдобавок появились и риски, упомянутые выше. 

- Во-первых, самокаты имеют маленькие колеса, а дороги у нас шероховатые, неровные, поэтому аварии неизбежны. Во-вторых, они доступны для всех, в том числе для людей с низкой социальной ответственностью, находящихся в алкогольном или даже наркотическом опьянении. Их никто не контролирует. Здесь важнее сказать о культуре самих пользователей, о цивилизации населения в целом, - добавляет собеседник.

Ткнуть власть носом в проблему и заставить действовать получится только в случае, если ситуация усугубится и достигнет пика.

- Нет худа без добра. Чем больше будет самокатчиков и чем больше они будут создавать проблем для участников общественного движения, тем быстрее власти будут откликаться на то, чтобы создавать нормальную дорожную инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности. Когда уровень проблем превысит критический, тогда появятся серьезные действия по созданию условий. Предупредительными мерами задачу не решить, к сожалению, - убеждён Янышев.

Виноваты казанцы? 

Пресс-секретарь сервиса по аренде электросамокатов Whoosh Юлия Камойлик тоже видит проблему в самих жителях города. В таком случае хаотичная парковка и небрежное вождение - следствие легкомысленного отношения горожан по отношению к окружающим. 

- К большому сожалению, встречаются некоторые пользователи, которые неаккуратно паркуют самокаты, - подчеркнула Камойлик. - Нарушителей правил парковки или использования самокатов мы штрафуем внутри своего сервиса. Если перегородить самокатом тротуар после поездки, можно получить штраф в 1000₽. Такой же штраф и блокировка грозит за передачу самоката ребенку. Все эти правила приложение рассказывает при регистрации, в процессе поездки и парковки, они дублируются на самом самокате. Совершенно точно нужно работать с культурой поездок, со знанием ПДД у широкого круга лиц.

По её словам, самокаты кикшеринга - это прежде всего транспорт. Казанцы и гости города перемещаются на них вместо авто, общественного транспорта, доезжают от дома или офиса до транспортных узлов. Анализ поездок говорит, что как минимум 65% поездок происходят по транспортному сценарию: поездки на 5-6 км из пункта А в пункт Б, по прямой, маршруты часто повторяются. И такие поездки исчисляются сотнями.

- Это, безусловно, полезно городу - разгружает общественный транспорт, сокращает число машин на дорогах, сокращает влияние транспорта на экологию города. На средстве индивидуальной мобильности нет контакта с другими людьми, что важно, этому научил нас 2020 год, - добавила она. - Работать как транспорт кикшеринг может только при достаточном покрытии города парковками. У нас не free-float, когда самокат можно бросить где удобно. Мы разметили на карте знаками Р точки, где можно завершить парковку, предварительно согласовав с городом требования к таким парковкам. Их достаточно, чтобы самокат был удобен для поездок. В этом месте мы просим человека аккуратно поставить самокат так, чтобы он не мешал пешеходам.

Если где-то парковка самокатов категорически неуместна, в шеринге готовы рассмотреть эти места и переместить или совсем удалить точку. В таком случае пользователь больше не сможет там парковаться, а самокаты будут стоять более упорядоченно. 

- Будем проводить ревизию парковочных мест, услышали пожелание от города, - подытожила собеседница.


Читайте также: «Самокат» вместо продуктов доставляет казанцам раздражение


Понравился материал? Поделись в соцсетях
15 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Александр
«электросамокаты, электрические «доски» с рулём, езды на колёсиках, аккумуляторные повозки, грозы тротуаров, новомодные девайсы» — забудьте школьные правила про «ни в коем случае не повторяйте одно и то же слово несколько раз в тексте» и не перегружайте текст бессмысленными синонимами, тяжело читать все эти альтернативные названия электросамокатов. Себя не замучали в придумывании?
1
5
Ответить

Дамир
@Александр бред написал, это логично заменять одно и то же слово синонимами, и гораздо лучше, чем читать электросамокаты, электросамокаты, электросамокаты
4
0
Ответить

Александр
@Дамир Бред — мучать себя и читателей выстраданными словесными конструкциями
1
3
Ответить

Ксения
Задолбали эти самокаты уже честное слово, меня уже чуть несколько раз не переехали, хотя я шла по пешеходной дороге. Больше всего бесит когда они на Баумана ездят еще и на высокой скорости, опасно ведь, там дети
8
3
Ответить

Аноним
@Ксения Так выбора нет! Где еще кататься как не пешеходной улице, где нет машин? У нас велодорожки только на Набережной есть и то там вечно мамашки с колясками и дети носятся сумасшедшие, поэтому прежде чем на всех гнать сами бы велодорожку одну единственную освободили!
3
5
Ответить

Света
@Аноним Вот именно, что Баумана - это ПЕШЕХОДНАЯ улица, где люди гуляют, а в основном там туристы невнимательные. Там люди с детьми гуляют и это точно не место для катаний. Штрафовать надо тех, кто носится там на этих самокатах
7
2
Ответить

Даниль
@Ксения Не "чуть не переехали", а вы сами просто перепугались. Самокат очень хорошо управляется и то что для вас выглядит как "почти авария" на самом деле является штатной ситуацией, поскольку самокат может поворачивать практически на месте.
3
5
Ответить

Александр
@Даниль А пешеходы должны ходить не пугаясь. Самокаты их пугают и это естественная реакция людей. Я сам езжу на самокате и объезжаю пешеходов на большой дистанции, поскольку понимаю, что пешеходы являются "главными" на пешеходных дорожках, а я не должен их смущать или пугать. И возможность легко повернуть в любую сторону не отменяет факта испуганного пешехода, который может броситься в любую сторону — тогда уже фиг вырулишь
7
1
Ответить

Вадим
@Ксения А для меня самокат это необходимость!!! И катаю я по правилам и не лихачу!!!
0
0
Ответить

1.
Вот Оносов Алексей дело говорит.Соглашаюсь с ним! Все в точку.
3
1
Ответить

Ай
Считаю , что по тротуарам эти самокаты передвигаться не должны, так как развивают, довольно-таки, высокою скорость. В любую минуту может выскочить ребёнок, животное. Вчера наблюдала, как самокат пытался оприходовать пьяный мужчина, который на ногах то не стоял. Если ему удалось это сделать, неизвестно какие последствия могут быть.
6
1
Ответить

Вадим
@Ай Тогда и велосипедистов и роллеров и всех кто с колесами надо запретить! Или скажете они тихонечко гоняют? Или вы не видели как могут новые обычные велосипеды гонять???
0
0
Ответить

Альтруист
Главное чтобы самокатчики не зверели, а так нормальный тренд.
0
0
Ответить

имя
нужно прививать культуру вождения на самокатах и правила пользования.
4
0
Ответить

Марат Бикмуллин
В статье много аларма. Чиновникам только дай повод они страсть как любят запрещать. Эл.самокаты прекрасный транспорт - огромное благо для горожан. Потребуется пару лет, чтобы создалась культура пользования СИМами. Нельзя пугать запретами инвесторов, кто вложился в прокат. У них и без того много рисков. Благо надо беречь, иначе можно также быстро потерять.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite