«Объединение регионов одним лёгким жестом никакой социально-экономической задачи не решает»

Вице-премьер страны Марат Хуснуллин вновь поднял тему укрупнения субъектов России. Эксперты считают, что в этом есть смысл, но Татарстан это вряд ли затронет из-за его экономической самостоятельности, а также национальной специфики республики. 

В российском обществе вновь всплыла тема укрупнения регионов, и поднял ее вице-премьер страны Марат Хуснуллин. Накануне он заявил, что число регионов в России нужно сократить путем объединения, уточнив, что это его личная позиция по вопросу. Зампред правительства считает, что принцип административно-территориального деления России «неправильный».

– Я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить с Хабаровским краем, и пусть губернатор им занимается. Или Курган. Почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они 190 километров друг от друга? У одних есть нефтяные доходы, а у других – нет. Это что, жители другой страны? Я вообще считаю, что принцип территориально-административного деления – неправильный. Нам не надо такое количество регионов, – отметил он.

Кстати, высказывание Хуснуллина уже успел прокомментировать губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн.

– Вопросы объединения или необъединения могут поставить только наши жители. И решать будут они, вне зависимости от личного мнения Марата Шакирзяновича Хуснуллина, – заявил глава.

Он напомнил, что в ежедневном режиме вопросами региона занимается заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «который с особым отношением и повышенным вниманием относится к проблемам области».

Главный татарстанский лоббист в Госдуме депутат Олег Морозов с Хуснуллиным согласился и назвал его высказывание здравым и логичным, однако заострил внимание на некоторых важных деталях. По его мнению, логичные и экономически оправданные схемы государственно-территориального устройства не всегда вписываются в историческую и политическую логику.

– Или, точнее, вопрос стоит так: как эту историческую и политическую логику вписать в здравый смысл? И, кстати, такая проблема характерна для всех федераций. Ведь, скажем, Бремен и Бавария в Германии – не сопоставимые экономические единицы, – отметил парламентарий. – Напомню, когда после развала СССР формировалась новая федерация, делалось все, чтобы удовлетворить амбиции всех территориальных и национальных образований. Появились Корякия (18 тысяч человек) и Эвенкия (17 тысяч), Агинский Бурятский АО (76 тысяч) и Коми-Пермяцкий АО (132 тысячи). А Свердловская область вскоре даже стала претендовать на звание Уральской республики. Тем не менее опыт укрупнение у нас уже есть. Все вышеперечисленные АО сегодня посредством референдумов включены в состав укрупненных субъектов.

При этом он приводит пример Ненецкого АО, который не получается присоединить к Архангельской области, поскольку в АО гораздо больше ресурсных возможностей, чем в области, и ими не хотят делиться.

– Или взять родной для меня Татарстан. Плохо представляю себе, как субъект федерации с многовековой историей государственности можно без политических потерь соединить с другими субъектами. Или видится большой Татарстан, включающий Ульяновскую, Самарскую, Кировскую области, а также Марий Эл, Удмуртию и Чувашию? Татарстан от такого варианта, может, и не откажется. Но вот как остальные? – рассуждает Морозов.

Выход он видит в политической асимметрии и одновременно реализуемом принципе экономической целесообразности. Например, Татарстан абсолютно самодостаточный регион, и он может и должен оставаться в самостоятельном республиканском статусе. Аналогично следовало бы поступить с рядом других республик, которые либо экономически самодостаточны, либо их слияние с другими невозможно по историко-политическими причинам (Чечня, например).

– Но, к примеру, Тула, Рязань и Калуга точно могли бы вместе стать мощным экономическим субъектом. Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, Ростовская и Краснодар, Самара, Саратов и Ульяновск и т. п. То есть разумное укрупнение без глобальной ломки исторических основ каждого субъекта вполне возможно, – отмечает депутат.

Он уверен, что для этого нужны политическая воля, здравый смысл и правильное время.

– Сегодня, в условиях выхода из пандемии, точно не до этого. Но вопрос этот стоит, он актуален, – заключил Олег Морозов.

Депутат Госсовета Татарстана от ЛДПР Эдуард Шарафиев считает, что заявление Марата Хуснуллина следует воспринимать в контексте давних разговоров об объединении и укрупнении регионов, которые периодически возникают.

– Иногда эта тема вбрасывается для определения реакции населения, но иногда бывают и политические последствия. Но этот процесс очень сложный, так как во многих случаях следует ожидать негативную реакцию со стороны местного населения, – полагает политик. – Что касается заявления Хуснуллина, то оно обусловлено экономическими соображениями. Шарафиев добавил, что предстоит решать вопросы со строительством крупных инфраструктурных объектов, затрагивающих несколько регионов. С этой точки зрения многие в Москве считают, что будет проще объединить ряд регионов.

– В любом случае я считаю, что там, где для этого есть экономические обоснования, где население не будет против, то объединение регионов может состояться. Но к Татарстану это не относится как по этнокультурным соображениям, так и по экономическим. Уверен, что наша республика останется в прежнем статусе, – поделился собеседник.

Коллега Шарафиева по Госсовету из партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев к идее объединения регионов относится крайне отрицательно, однако считает, что этот процесс неизбежен. По его мнению, Хуснуллин, выдвигая вперёд экономические мотивы, скрывает сугубо политическую подоплёку.

– Во-первых, объединение регионов может быть использовано для того, чтобы могли остаться у руля те лидеры регионов, которым пора на пенсию, потому что они больше не могут переизбираться. Во-вторых, считаю, что вымирающее население России, которое согласно только официальным данным составляет чуть больше 146 миллионов человек, а фактически может быть существенно меньше, в принципе не нуждается в таком большом количестве регионов. Возможно, Марат Хуснуллин знает немного больше и может предполагать, что в дальнейшем население РФ будет еще больше сокращаться, – предполагает политик.

Михеев считает, что Татарстан может объединиться с малыми регионами, которые его окружают, однако не видит в этом никакой экономической целесообразности ни для Татарстана, ни для тех регионов.

– Ничто не мешает жителям и бизнесу из окружающих нас менее развитых регионов уже сейчас работать на территории РТ. Кроме того, у других крупных федераций мы не наблюдаем какого-то особо желания объединять свои регионы под флагом экономической целесообразности, – отмечает собеседник. – Федерализм – он же не в вакууме существует, он проявляется в первую очередь в бюджетных отношениях.

Михеев подчеркнул, что Татарстан много сделал для развития сбалансированных федеративных отношений.

– Которые, к слову, и без того долгое время находятся под гнётом процессов централизации. Поэтому объединение регионов одним лёгким жестом никакой социально-экономической задачи не решает и решить не может, – заявил депутат.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов напомнил, что идея изменения административно-территориального устройства регулярно поднимается экспертами и представителями власти.

– Есть, безусловно, аргументы за и против. Но экономический аспект не единственный, который необходимо брать в расчет, - есть социальный, культурный, логистический аспекты. Если говорить о глобальном объединении регионов, а не точечных решениях по ЕАО или Курганской области, то подобная реформа потребует больших усилий и времени, – сказал Кутилов.

Он также отметил, что различия в социально-экономическом положении обусловлены не только наличием тех или иных полезных природных ископаемых, но и накопленным результатом работы местных властей – за 30 лет существования современной Российской Федерации различные регионы по-разному смогли сохранить, преумножить или растерять свой потенциал.

– В этом смысле важнейшим вопросом является то, каким образом будут учтены ошибки управления и как будет построена новая (то есть более эффективная) модель управления регионами. В случае с Татарстаном как раз социокультурный и логистический аспекты становятся важнейшими и, пожалуй, самыми сложными, – добавил политолог.

Заявление Хуснуллина обсуждают и в телеграм-среде. Так, канал Незыгарь пишет, что его слова «не лишены логики и актуальности», а административная реформа уже назрела.

– Социологи отмечают, что тема присоединения регионов встречает поддержку у жителей дотационных и отстающих по ключевым социально-экономическим показателям субъектов федерации. В более успешных регионах, как правило, ситуация обратная: общество и элиты настроены скептично и не хотят экстенсивного расширения за счет дотационной социальности.

В то же время целесообразность объединения некоторых регионов не вызывает у экспертов сомнений. Многим регионам нужна такая дискуссия для определения векторов своего развития и адаптации к меняющимся условиям социальной среды, – пишет канал. – Наиболее типологичный ответ на такие изменения – массовая миграция в столичные агломерации или нефтяной север. Однако такой подход ведет к деградации периферии и лишает страну значимых преимуществ пространственного развития.

Канал «Шалтай-Бабай» обращает внимание на то, что необходимость в укрупнении регионов – это проект сокращения административно-бюрократического аппарата в России.

– В регионах России господствует тенденция по сокращению численности населения, по съёживанию количества хозяйственно-экономических субъектов, выделение агломераций и так далее, – пишут авторы канала. – Если взглянуть на карту Приволжского федерального округа, то у Татарстана есть границы с национальными республиками – Чувашия, Марий Эл, Удмуртия и Башкортостан. Очевидно, что объединение с этими республиками невозможно, потому что есть риски идеологического противостояния этому процессу со стороны национальной интеллигенции. Где-то даже могут специально под это противостояние «разбудить» национальную элиту. Такое от региональных бюрократических машин вполне ожидаемо, ведь на кону их существование.

По мнению авторов канала, самой привлекательной для Татарстана является Ульяновская область.

- Во-первых, вполне подходит под параметры Хуснуллина «сильный помогает слабому». Во-вторых, между Казанью и Ульяновском налаженная логистика. В-третьих, у двух регионов есть схожие по профилю предприятия (авиастроение, автомобилестроение), а значит, можно решать вопрос с кадрами и компетенциями более оперативно, без межрегиональных бюрократических барьеров и смычек. В-четвёртых, в Ульяновской области проживает 150 тысяч татар, а это самая крупная татарская общность в граничащих с Татарстаном регионах после Башкортостана, – пишет «Шалтай-Бабай».

Канал «The Гращенков» напоминает, что процесс укрупнения регионов стартовал еще в начале нулевых. Тогда были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов. Произошло это в период с 2003 по 2008 год при активной поддержке федерального центра, в итоге появились Забайкальский край, Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и др.

– С точки зрения пространственного управления правительству нужны макрорегионы. В этой логике уже пытались мыслить экономические стратеги, расчерчивая крупные инвестиционные проекты, вроде «Сибирь Енисейская» (объединяет 3-4 региона), «Большая Москва», «Новая Тюмень» и т.д.  В этой логике минимальное число регионов РФ могло бы составить 15 субъектов: Москва, Центральный округ, Северо-западный округ, Северный, Верхне- и Нижневолжский округ, Юго-западный и Южный, Северокавказский, Восточносибирский, Дальневосточный и т.д., плюс Крым и резерв на Западный округ, – пишет канал. – В более подробном делении в России могло бы остаться 30-40 регионов. Объединение могло бы пройти по кустовому принципу, где 2-3 менее развитых региона присоединяют к одному более развитому. Как в той же «тюменской матрешке», о которой говорил Хуснуллин, к Тюмени хотели бы присоединить ХМАО, Курганскую область, ЯНАО. Новосибирск мог бы объединить Томск, Алтайский край и Республику Алтай, а также Кузбасс. Архангельская область, НАО и Коми могли бы составить единый северный округ, а шире – вместе с Карелией и Мурманском, ну и так далее. Вроде объединения Кировской области и Удмуртии, Псковской и Ленинградской области, а также Марий Эл с более крупными регионами Поволжья.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Рустам
Думаю вряд ли это устроит остальные субъекты РФ, зачем им это, понятно что Татарстан только выиграет от этого объединения.
2
1
Ответить

НиколайЗорин
@Рустам Удмуртия точно против не будет, там хотя бы появятся дороги нормальные )))
1
0
Ответить

Альбина И.
@НиколайЗорин Удмуртия не бедная республика, огромное количество заводов стоит на территории, начнут делить все переубивают друг друга. А деньги все осядут в Москве
0
1
Ответить

Шамил
все нормально у нас ничего менять не надо. в сша никто ведь штаты не объединяет, так нам это зачем?!
2
1
Ответить

админ
Думаю и нас скоро объединят, не за горами это я чувствую
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite