Казань прошла путь объединения городских районов, что мешает реализовать этот сценарий внутри республики?

Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов ищет «подводные камни» в вопросе укрупнения муниципалитетов Татарстана и присматривается к схеме объединения Чистопольского района с Новошешминским, а Нурлатского и Аксубаевского с Черемшанским.

Вице-премьер России Марат Хуснуллин запустил в России дискуссию о целесообразности (или отсутствии таковой) укрупнения регионов. Также он заговорил о некоторых несправедливых моментах по административно-территориальному обустройству внутри самих субъектов. В качестве примера зампред правительства привёл родной для себя Татарстан.

- Я вырос в городе Чистополь - это 100 километров от Казани. Ровно через 30 километров начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет. Вот в муниципальном поселке не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все: заасфальтировать улицы, водопроводы, школы построить. А ровно через 30 километров ни одной нет тонны нефти, и люди живут там. На весь город, на 60 тысяч - 1,8 миллиарда рублей бюджет. С учителями, с зарплатой, со здравоохранением! - заявил Хуснуллин.

Вице-премьер под «муниципальным посёлком» имеет в виду Новошешминск и расстояние между Чистополем и Новошешминском - 50 км.

Мы проанализировали рейтинг социально-экономического развития районов Татарстана за январь-февраль 2021 года и выявили две схемы возможного объединения муниципалитетов, которые бы отвечали принципам Марата Хуснуллина, - сильный нефтяной район помогает слабому.

Первая схема - это объединение Чистопольского района с Новошешминским. Вторая - объединение слабых Нурлатского и Аксубаевского муниципалитетов с сильным Черемшанским районом.

Консервативный взгляд на административно-территориальное деление Татарстана

Очевидно, что дискуссия об объединении районов республики вряд ли найдёт открытый публичный отклик от административных команд глав этих территорий. Обсудить тему, дать комментарий по этому вопросу в пресс-службах районов отказались. Недоступен оказался и председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета РТ Альберт Хабибуллин. Он в отпуске. Так же  как и председатель Совета муниципальных образований Татарстана Экзам Губайдуллин.

Вроде как очевидно, что в реформировании административно-территориальных единиц внутри субъекта нет таких проблем, какие возникают при укрупнении регионов России. Но у дискуссии по районам существуют свои подводные камни и неготовность к диалогу со стороны администраций муниципалитетов.

Хотя тема о реформировании административно-территориального деления в Татарстане время от времени поднимается.

В 2010 году в республике прошла волна объединения муниципальных образований в составе нескольких районов. Например, в 2010 году 12 поселений Тетюшского района соединили в шесть. В 2013 году 11 поселений объединились в пять. В итоге в Тетюшском районе осталось работать 21 муниципальное образование.

В сентябре 2019 года в Госсовете Татарстана состоялось обсуждение относительно проекта реформирования муниципалитетов. В частности, рассматривался законопроект, который предусматривал появление нового вида образования на муниципальном уровне - муниципальные округа. Из федерального закона следовало, что муниципальный округ может соединить «несколько поселений, объединенных общей территорией» из не менее трех населенных пунктов. Своё мнение об этой законодательной инициативе выразил президент Татарстана Рустам Минниханов.

- У нас есть районный уровень, поселенческий уровень. Еще будет один уровень? - вопрошал лидер республики.

Экзам Губайдуллин разъяснил суть законопроекта.

- Фактически закон дает возможность ликвидировать все поселения в муниципальных районах. Сегодня по этому пути пошел Пермский край. Они уже некоторые районы преобразовывают в муниципальные округа. Это узаконенное начало развала муниципальных образований, - заявил тогда Губайдуллин.

- Вообще, такие вопросы надо обсуждать. Как вы можете вносить такие вещи без обсуждения? И как на уровне Госдумы это было принято? Поселенческий уровень - это настоящий муниципалитет, когда люди доходят ногами. Это наиболее правильная форма муниципалитета, когда люди могут дойти до власти. Мы сейчас поселения уберем, оставим районы. А кто будет с этими людьми работать? Район? Вообще, это непродуманный документ, надо выразить как-то свое мнение, - возмущался два года назад Минниханов.

В итоге рассмотрение законопроекта в Госсовете РТ было отложено.

Чистопольский район + Новошешминский район

На эту схему укрупнения районов в Татарстане указал сам Марат Хуснуллин. Согласно рейтингу социально-экономического развития, подготовленному министерством экономики Татарстана, Новошешминский район занимает в нем 8-е место. Чистопольский - на 29-й позиции.

Если смотреть на численность населения, то Чистопольский район теряет своих жителей. В 2011 году там проживало более 80 тысяч человек, а в конце 2019 года уже 76,4 тысячи. Убыль составила 4,5%. В Новошешминском районе тоже всё печально с населением. С 2011 по 2019 год оно сократилось с 14,15 тысячи человек до 13 тысяч. В динамике - 8,2%.

Теперь давайте посмотрим на такой показатель, как соотношение зарплаты к минимальному потребительскому бюджету (МПБ). В Татарстане в 2021 году он составлял 17 639 рублей. В Новошешминском районе соотношение ЗП к МПБ - 3,34 единицы, в Чистопольском районе - 2,21 единицы. В среднем по Татарстану этот индикатор держится на отметке 2,37 единицы. Таким образом, можно сделать вывод, что в плане зарплат у новошешминцев дела обстоят куда лучше, чем у чистопольцев.

Уровень безработицы в двух районах ниже, чем в среднем по Татарстану. Добавленная стоимость на душу в Новошешминском районе составляет 600 тысяч рублей, тогда как в Чистопольском районе - 69,84 тысячи рублей. Несмотря на то, что в Новошешминском районе почти в шесть раз меньше людей, инвестиции в основной капитал на человека составляют 279,8 тысячи рублей, тогда как в Чистопольском - 44 тысячи. В то же время товаров собственного производства отгружено в Новошешминском районе на 3,8 млрд рублей, тогда как в Чистопольском районе - 2,3 млрд рублей.

Как видим, экономическое превосходство Новошешминска перед Чистополем очевидно. Хуснуллин в своем высказывании прав. Более того, в Новошешминском районе расположен офис малой нефтяной компании «Троицкнефть». Средний объем добычи нефти в районе составляет более миллиона тонн в год. Помимо этого в муниципалитете представлены компании «Татнефть», «Шешмаойл», «Татнефтепром».

Отметим, что население Новошешминского района численностью в 13 тысяч человек имеет свою районную прокуратуру, следственный отдел, суд, аппарат администрации и прочие атрибуции государственного администрирования, госуслуг и социальной инфраструктуры на территории.

Поэтому в схеме объединения Чистопольского района с Новошешминским встает вопрос: захочет ли зажиточное и обеспеченное меньшинство нефтяного края делиться со слабым муниципалитетом с многочисленным населением?

Нурлатский район + Аксубаевский район + Черемшанский район

Эту схему объединения мы вывели путём анализа данных рейтинга социально-экономического развития районов Татарстана. В нём Аксубаевский и Нурлатский районы занимают 43-е (из 45) и 39-е места соответственно. Черемшанский район на 10-м месте.

Нурлатский район с 2011 по 2019 год сократился на 6,3%, достигнув 56 тысяч человек. Аксубаевский за этот же период снизил численность населения на 11%, достигнув цифры в 28,4 тысячи человек. Черемшанский район сократился на 7%, достигнув 18,9 тысячи человек.

Если смотреть на соотношение ЗП к МПБ, то жители Черемшанского района богаче аксубаевцев и нурлатцев, но не сильно. В конкретных цифрах этот индикатор у Черемшанского района составляет 2,85 единицы, у Нурлатского - 2,49, Аксубаевского - 2,21.

Уровень безработицы хуже всего в Нурлатском районе - показатель составляет 2,49 единиц. В Аксубаево - 1,31, а в Черемшане - 0,91.

По произведенной добавленной стоимости отдельным жителем впереди Черемшанский район. Тут на душу приходится 651 тысяча рублей. В Нурлатском - 494,48 тысячи, в Аксубаево - 128,1 тысячи.  

В Черемшанском районе действуют девять нефтедобывающих компаний, в числе которых «Татнефть», «Булгарнефть», «Гриц», «Охтин-Ойл», «Шешмойл», «Геотех», «Иделойл», «Татойлгаз» и «Татнефтепром». По данным министерства экономики республики, на нефтяной сектор приходится около 60% структуры экономики муниципалитета.

Нурлатский район тоже может похвастаться наличием нефтяных компаний у себя - НГДУ «Нурлатнефть» АО «Татнефть», ОАО «Татнефтепром-Зюзеевнефть», ОАО «Кондурчанефть», ОАО «Бентокам», Нурлатское управление буровых работ ООО «Татнефть-бурение».

Аксубаевский район таким обилием нефтяных компаний не обладает.

Поэтому схема «Нурлатский район + Аксубаевский район + Черемшанский район» - это конфигурация одного сильного и двух слабых; двух нефтяных и одного не нефтяного. Двух малочисленных территорий и одного многочисленного района. К слову, пример с Нурлатским районом показывает, что, несмотря на свою нефтянку, муниципалитет может оставаться в числе социально-экономически неблагополучных.   

Местным элитам реформирование невыгодно

Профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох считает, что административно-территориальное деление внутри регионов куда более несправедливое, чем региональное деление всей России.

- Внутри регионов ситуация с административно-территориальным делением куда более контрастная, чем с регионами страны. Есть районы достаточно богатые и достаточно обеспеченные, а есть те, которые на 100% находятся на дотации из регионального бюджета, то есть абсолютно лишены своих источников дохода. Как правило, это сельскохозяйственные районы, где нет ни добычи полезных ископаемых, ни промышленности, ни серьёзных транспортных развязок. А с сельского хозяйства налогов много не соберешь, - рассуждает эксперт.

Поэтому сегодня уже есть несколько сценариев по оптимизации государственного регулирования и администрирования таких районов.

- Что касается расходов на содержание органов управления, то федеральные органы власти решают этот вопрос явочным порядком, создавая межрайонные подразделения. Например, у нас сейчас есть межрайонные налоговые инспекции. Поэтому уже мало где в отдельных районах содержат отдельную районную инспекцию. Сейчас федеральные органы власти создают свои территориальные единицы по укрупненным административно-территориальным единицам, - говорит эксперт.

В качестве примера он также приводит нынешнее положение дел в Казани - в городе сейчас работают сдвоенные администрации районов. Например, администрация Московского и Кировского районов.

- Фактически это значит объединение двух районов под одним руководством. По тому же пути можно идти в отношении районов республики. Фактически это интеграция более мелких районов в один крупный. Такие межрайонные подразделения уже есть у энергетиков, газовиков, в здравоохранении и так далее. Такой процесс на сегодня есть, - напоминает Кох.

В то же время эксперт называет проблему, которая может противостоять процессу укрупнения районов.

- Очевидно, что при реформировании административно-территориального деления внутри республики будет одна сложность. Она заключается в местных элитах. Они считают свой район своей вотчиной, чувствуют себя там хозяевами и вряд ли окажутся рады тому, что придется объединяться с кем-то другим и тем самым утрачивать полный контроль над территорией. В целом процесс интеграции муниципалитетов можно осуществлять постепенными шагами, особо не противопоставляя этот процесс местным и локальным элитам. Подобный сценарий мы видим в Казани и у федеральных органов власти, - заключил эксперт.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Илья
Думаю, что объединение хорошая идея конечно, но может дело не в нефти, а в том кто у руля? Видимо не на то бюджет растрачивают, а потом руками разводят мол денег нет, поэтому и ничего не делают... Не знаю, может и к лучшему конечно
3
2
Ответить

Вася
@Илья Интересно что по этому поводу думают пенсионеры, сражающиеся за задних дворах Пятерочек и Магнитов за просрочку? Не возникает ли у них крамольных мыслей? Объединение, разъединение районов и округов ничего не изменит, только деньги на это потратятся в результате. Что еще нам нужно изменить чтобы жить стало лучше? Потом скажут давайте делать Перестройку и Ускорение, но без Гласности само собой. А вы ждите пока, и ройтесь в баках
0
0
Ответить

Ульяна
Зачем объединять районы??? Если сейчас столько проблем, то потом еще хуже будет ведь!! Не надо ничего объединять, лучше бы занялись решением проблемы, чем искать виноватых в своих неудачах!! Займитесь делом в конце концов!
0
1
Ответить

Альфия
Вот так и бывает одному региону повезло и он лопатой деньги гребет, а остальные сидят на голой земле и довольствуются малым, так быть не должно! Это нечестно, поэтому нужно решить вопрос так, чтобы всем жилось хорошо, а не как сейчас
1
0
Ответить

Светик
Походу пора переезжать в Новошешминский район видимо, хорошо там люди устроились))) Сейчас там начнется негодование мне кажется на эту тему, им то это совсем не выгодно, делить све добро с еще одним районом)))
0
0
Ответить

Имя
@Светик А их спрашивать никто не будет, вот и все! Хуснуллин прав, что помогать таким районам необходимо. Только интересно кто это решать будет
1
1
Ответить

Просто женщина
Да местным царькам такое не понравится. Ведь новое начальство спросить может куда деньги делись.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite