«Кофейное направление - это такой рынок, у которого нет конца изучения»

Основатель кофейни Freedom Игорь Петрушенко в интервью KazanFirst рассказал, каково открыть свой бизнес в ковид, насколько развита эта ниша в Альметьевске и почему многие повара сменили свой род деятельности.

В беседе с журналистами KazanFirst альметьевцы не раз отмечали, что нефтеграду не хватает хороших заведений, а рынок общепита развивается не так, как хотелось бы. Безусловно, ряды поредели во многом из-за коронавируса, который для всех стал настоящим «черным лебедем». За последний месяц в Альметьевске открылось несколько несколько заведений, но по большей части кофеен. Одна из них кофейня Freedom. Журналист KazanFirst Ирина Егорова решила пообщаться с основателем Игорем Петрушенко и узнать, как развита кофейная культура в нефтяной столице республики, готовы ли жители платить 150 рублей за стакан капучино и действительно ли альметьевцы не так активны в предпринимательстве.

- Игорь Сергеевич, буквально на днях открылась ваша кофейня. Это ваш первый опыт в бизнесе или вы уже предприниматель со стажем?

- Да, на днях мы запустились наконец-таки. В кофейном направлении это мой первый шаг. До этого я тренировал детей, занимался физической подготовкой с теннисистами.

- Как вас, скажем так, занесло в эту сферу?

- В свободное от тренировок время часто с женой, с другом посещали кофейни в нашем городе, в Казани. Нравилось, что там тихая уютная обстановка, кофе. Но почему-то всегда не хватало кухни. В итоге мы решились сделать свою кофейню, с кухней, чтобы люди могли позавтракать, покушать и вкусный кофе попить. 

- Как родилась идея и с кем вы ее реализовывали?

- Наверно, года два назад сидели в кофейне здесь неподалеку и присматривались к помещению. Здесь еще не было ремонта, в этом сером сквере. Спустя два года получилось так, что осуществили свою мечту. Много кто помогал. Например, друг мебелью занимается, вся мебель ручной работы, сделана под заказ. Жена постоянно помогает по мелочам. 

- А вы не думали открывать кофейню по франшизе?

- Изначально была такая мысль. Потом решили не привязываться, поднапрячься самим. 

- А какую сеть выбрали изначально?

- Франшиза Coffee Moose. Но быстро передумали.

- А почему решили назвать кофейню Freedom (Свобода - Ред.)?

- Долго думали над названием. Помню сели уставшие, захотелось чего-то легкого. В слове «свобода» это присутствует. У нас еще художник нарисовал картину - Каппадокия. Тематика совпадает. Решили остановиться на этом, не стали менять. 

- Если сравнить Альметьевск с другими крупными городами, например, с Набережными Челнами, то количество кофеен здесь намного меньше. Понятно, что это связано с численностью населения, уровнем потребления и другими факторами. Вы наверняка проводили какой-то анализ перед открытием. Как часто альметьевцы пьют кофе?

- Честно говоря, не особо люблю проводить глубокие анализы. Мы немного рынок анализировали. Жители города в принципе любят пить кофе. Надеюсь, с открытием нашей кофейни таких жителей станет еще больше. Даже уверен.

- А готовы ли они платить 150 рублей за стакан капучино?

- Да, капучино 300 мл стоит 150 рублей. Если капучино вкусный, почему бы не заплатить? (Улыбается) Тем более, глава нашего города его оценил. Я думаю, люди, которым нравится кофе, будут за него платить. Кто-то оставляет бариста даже чаевые. Камилла у нас на море скоро полетит (Улыбается). 

- К слову о приезде главы. Он с самого начала принимал какое-то участие в реализации вашего проекта?

- Нет, не с самого начала. Но они приняли участие: сделали ремонт хороший в сквере. Здесь есть детская площадка, места, где можно посидеть родителям. Сюда вписалась наша кофейня. Я думаю, лучше места мы бы и не нашли. За этот преобразованный сквер хотелось бы поблагодарить администрацию нашего города во главе с Тимуром Нагумановым и компанию «Татнефть» во главе с Наилем Магановым.

- А вы открывали кофейню на свои средства?

- Да.

- Если не секрет, во сколько обошлось?

- Точных цифр назвать не могу, но ушло в три раза больше, чем мы рассчитывали. Ну, где-то три миллиона рублей. 

- Была ла какая-то подушка безопасности?

- Нет.

- А пандемия как-то повлияла на ваши планы?

- Ковид на сроки открытия нашей кофейни никак не повлиял. Мы как планировали открыться, так и открылись. Немного по времени затянулась подборка оборудования. У нас все оборудование для кофе и для кухни новое. Чтобы его подобрать, ушло много времени - опыт первый, долго изучали, присматривались. А так, ковид не вмешался. Больше, наверно, финансовый вопрос как-то влиял – от доллара что-то зависело. 

- А где закупали оборудование?

- По кухне – Челны, по кофейному оборудованию – столица нашей республики. 

- А где закупаете зерна?

- Зерна так же в Казани в «Нефти». Они обжаривают зерна полностью под нашу кофейню. Нам все нравится.

- Если затронуть местный рынок кофе, с точки зрения бизнеса, насколько он развит? И с точки зрения кофейной культуры, как она развита? То есть коммерция и идея.

- В нашем городе за последние два-три месяца открылось три кофейни, без кухни. Ребята открываются, им это интересно. Мне кажется, это такой рынок, у которого нет конца изучения. Что касается прибыльности, лично мы нацелены на приятные отзывы наших гостей, на набор наших компетентностей в этой сфере. Потом уже можно думать о какой-то прибыли.

Что касается культуры, она постепенно развивается в нашем городе, но пока несильно развита.

- По поводу компетенций. Я до вас была в одной кофейне, там бариста проходили обучение в Казани. А у вас где они обучались?

- Все ребята, которые варят кофе, повышали свою квалификацию бариста тоже в Казани. Я сам долгое время учился на начальной стадии прежде, чем заняться этим бизнесом. В скором времени я думаю, мы заведем все под наш колпак и все обучение будет проходить здесь. Также смогут обучаться ребята, которые хотят работать в кофейной индустрии.

- Для этого вы хотите пригласить кого-то со стороны или будете обучать своего сотрудника?

- У нас работает девушка. Я надеюсь, в скором времени она повысит свой уровень компетенций – у нее большой потенциал, есть опыт работы. Я думаю, она будет заниматься этим вопросом.

- То есть вы бы хотели развивать кофейную культуру, просвещать альметьевцев?

- Да. У нас есть небольшой план по просвещению наших жителей. Думаю, начнем его осуществлять в ближайшие недели две. Некоторые с культурой знакомы, приходят и спрашивают: «А у вас будут повторять чашку американо, как в США?». Было бы круто и так сделать. В общем, много мыслей, идей. Пока хочется не распыляться, сосредоточиться на чем-то одном. 

- К слову о кухне. Для меня как для гостя города, который приезжает по работе, формат «кофе + еда» очень удобен, потому что в кофейне можно и поработать, и поесть. Многие кофейни начинают с малого: формируют меню только из позиций кофе, а уже потом расширяют. Вы же изначально решили открыться с кухней. Почему?  

- На мой взгляд, это огромный плюс. Человек может прийти позавтракать, пообедать. Для любителей кофе это очень удобно. Мне раньше приходилось кофе пить в одном месте, а кушать – в другом, приходилось ездить. А тут все вместе. Поэтому изначально планировали открываться с кухней. Единственный момент – не так просто найти хороших поваров, это прям проблема. Многие поменяли профессию в период сильных ограничений. Когда звонил знакомым поварам, многие отвечали, что работают уже в другом направлении. Но я думаю, мы справились. 

- А кто формировал позиции меню? Приглашали ли вы кого-то со стороны?

- Меню прорабатывала наша команда (повара, бариста). Единственное, шеф-повар другого заведения тоже вместе с ребятами занимался. Мы прорабатывали меню около месяца, что-то добавляли, что-то убирали. Кушали здесь целыми днями. То, что осталось, это решение всей команды.

- При создании кофейни брали ли вы пример с уже действующего проекта? Ориентировались ли вы на кого-то?

- Мы присматривались ко многим заведениям, но на опыт какой-то конкретной кофейни не ориентировались. Все, что получилось, - это совокупность плюсов и минусов порядка 10 заведений. Например, в Казани есть кофейня моих друзей «Ботаника», где тоже есть кухня. Вкусный кофе в «Нефти». Немного приглядывались еще на «Смородину», на Manufact cafe недалеко от «Нефти».

- А на крупные сети вроде Skuratov и Surf?

- Я несколько раз был в Surf, но в Skuratov не был, хотя много слышал и читал про них, в том числе у вас на сайте.

- Немного отойдем от темы кофе. Моя коллега общалась с одним бизнесменом, он сказал, что в Альметьевске предприниматели не очень активны. Почему-то они боятся открыть свое дело. Что вы думаете по этому поводу?

- Мне кажется, время сейчас такое - сложно принимать какие-то серьезные решения после стольких ограничений. Много хороших заведений на самом деле закрылось. У меня тоже был один опыт. Мы пытались с ребятами заняться бамперболом, развлечениями. Но люди как-то не оценили. Мы расстроились и после этого не было никакого желания чем-то заниматься. Возможно, у кого-то тоже был горький опыт, и теперь не хотят заниматься предпринимательской деятельностью. 

- Вы сказали, что закрылось много заведений общепита. А как себя сейчас чувствует этот рынок?

- Я думаю, что «гранды» нашего города - ресторан «Перец», «Операция Ы», «Гивико» - продолжили работать и тем самым показали свой уровень, экономический запас. А в целом рынок общепита чувствует себя не очень хорошо. Мало заведений, куда можно сходить и вкусно покушать. Я назвал три ресторана и больше на ум ничего не приходит. 

- И вот вернусь к своему вопросу. Почему тогда народ неактивен, раз заведений мало?

- Наверно, это больше страх, что придется брать какие-то кредитные средства. Я надеюсь, в нашем городе больше ответственных людей. Возможно, у них есть страх, что не смогут что-то оплатить, появятся какие-то трудности, или снова введут ограничения и придётся закрываться. А там все равно платить аренду, содержать сотрудников.  

- Надеюсь, этого не произойдет. Игорь Сергеевич, напоследок. Какие планы на ближайшее время? Как будете развиваться?

- В течение месяца хотим изучить потребности и запросы наших гостей, от этого уже будем отталкиваться, в каком направлении идти внутри нашей кофейни. Если говорить более глобально, то есть планы по обучению. Если людям понравится кофе, возможно, прямо здесь будем его обжаривать. И также администрация города поддержала нас в вопросе с летней верандой. Сейчас плотно этим занимаемся: согласовали дизайн-проект, готовится мебель, зонты. 


Читайте также:«Бизнесмены не особо видят будущее, не связывают его с Альметьевском»


Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марат
Кофейная культуры -это все очень здорово, но насколько это будет полезно и главное актуально для города Альметьевск непонятно пока. Возможно ближайшем будущем если кофе это будет хорошим по качеству, доступным по стоимости, то тогда оно имеет место быть
1
0
Ответить

Дарья
Пока вообще не понятно с коронавирусной пандемии что делать общепиту, как и существовать, для начинающего предпринимателя я бы не советовала лезть в эту сферу а тем более открывать кофейню.
0
0
Ответить

два плюс два
Возьмём к примеру город Казань, здесь на 1000 квадратных метров приходится 10 кофеен, мало кто действительно зарабатывает на этом бизнесе. Взять например торговый центр парк хаус, так там открываются кофейни чуть ли не каждый день но и с такой же периодичностью они закрываются. Это ли не смысл задуматься об их актуальности?
1
0
Ответить

Ильмир
Для создания бизнес плана нужно чётко понимать кто твой потенциальный клиент, кто будет приходить и каждый день брать твой кофе, кто будет возвращаться, и это не просто анализ, это настоящее изучение, наука, чтобы действительно понять кто твой гость
0
0
Ответить

Ринат
Живя в Казани у меня также на ум приходит не так много заведений, куда можно сходить и вкусно поесть, то есть абсолютно без промахов. Лично для меня это приют холостяка, артель, пир и пар.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite