«Танцы - это узкая направленность, а в мире столько всего интересного, с чем можно детей познакомить»

Основатель школы брейк-данса «Ракета» Сергей Лепяцкий в интервью KazanFirst рассказал, как развивается хип-хоп культура в Альметьевске, почему начал работать с подростками и какой социальный проект хочет реализовать в нефтеграде, но не может подобрать нужную площадку.

Хип-хоп культура - два слова, которые для кого-то являются просто увлечением, для других свободой, стилем или даже смыслом жизни. Человек, далекий от этой культуры, может не увидеть взаимосвязи между битом, который рождается на студии, рисунком на стене и футворком. А хип-хоп - это целая история. Поэтому очень важно для погружения в эту культуру найти человека, который не просто что-то прочитал про нее в интернете, а вырос в ней.

Казань - это столица. В ней живет много ребят, которые продвигают хип-хоп, и показывают, что уличная культура - это не про разборки, как в 90-ых, а про искусство. Журналист KazanFirst Ирина Егорова попыталась найти такого человека в Альметьевске и кажется, нашла.  

- Сергей, расскажите, как вы пришли в танцы. Изначально ли это был брейк?

- Это очень интересная история. Меня друг позвал на бальные танцы еще в начальной школе. Он был бальником около двух-трех лет, уже ездил по чемпионатам, занимал какие-то места. И мне стало интересно. На первом же занятии тренер сказал: «Вот ты никогда не будешь танцевать». Мне на всю жизнь запомнились эти слова. Путем проб и ошибок я нашел свой стиль танца и на протяжении уже практически 20 лет им занимаюсь. 

- А как вы познакомились с брейк-дансом?

- В России есть знаменитая команда OBC из Тольятти. Не помню точно год, один из основателей переехал с женой к нам в город. Они организовали здесь первую команду. Друг позвал моего старшего брата. Так как старший брат у меня разгильдяй, он не захотел идти на тренировку, и вместо него пошел я. Как-то с первых же дней меня это втянуло. Еще по телевизору тогда шла программа «Башня» с Da Boogie Crew. Я смотрел и занимался самообучением. 

- А есть ли человек, которого в душе вы все-таки считаете своим учителем или наставником?

- Хм…кассета VHS. Хотя нет есть – группа Bomfunk MC’s и их самый знаменитый клип Freestyler. Это когда ты его записываешь с телевизора и потом делаешь раскадровочку, как выполняется тот или иной элемент. 

В наше время таких тренеров, как мы, не было. Если ты приходил к кому-то на тренировку, там говорили: «Если хочешь заниматься, то ты должен это показать». То есть ты приходишь, смотришь и учишься. Тебе никто ничего не объяснял, все зависело только от тебя. Сейчас же в чем большой плюс и одновременно минус – слишком много информации. Дети могут просто залезть в Интернет и найти все, что душе угодно. Хотя раньше для того, чтобы получить какую-то информацию, человек ехал в Москву, покупал кассету, мы ее переписывали, перекидывались между городами и засматривали настолько, что она приходила в негодность. Раньше мы искали информацию, а сейчас переизбыток. И дети пренебрегают ею. 

- В процессе не было мыслей уехать из Альметьевска?

- Я жил в Казани пять лет, пока учился. Но так случилось, что мне пришлось вернуться в Альметьевск.

- Вы понимали на тот момент, что будете продвигать хип-хоп культуру в своем родном городе?

- Я не переставал это делать. Брейк-данс – это танец, а хип-хоп культура – это для меня стиль жизни. Я занимаюсь не только брейкингом, еще граффити рисую, есть свое производство, пишу музыку. Я пытаюсь развиваться во всех аспектах. Самый главный – это знания. Почему я работаю с детьми? Потому что надо готовить для себя подрастающее поколение. Самое главное и самое ценное – делиться знаниями.

- Когда вы начали преподавать?

- В целом около 10 лет назад. Если более профессионально, где-то пять лет назад – первая наша школа открылась в 2017 году. Изначально у нас была совместная школа еще с одним представителем из Альметьевска, но потом каждый пошел своим путем. 

- В чем разошлись?

- Сложный вопрос. Разная система преподавания, скажем так. 

- А в целом в городе много преподавателей по брейкингу?

- Трое. Всего три школы.

- Высока ли конкуренция между вами?

- Смотря как ее оценивать. В плане выездов, подготовки, подхода к обучению детей… Я в своей школе непросто учу детей танцевать. У меня больше социальный подход – я пытаюсь их влить в среду. У меня нет задачи научить детей только танцевать. Когда они приходят ко мне заниматься танцами, я стараюсь раскрывать их с помощью хип-хоп культуры не только как танцоров, но и как личностей, потому что многие приходят закрытыми. После того, как дети стали танцевать, многие начали рисовать граффити, кто-то изучать музыку и больше в нее погружаться. Много битбоксеров стало в Альметьевске. Я пытаюсь к каждому подойти индивидуально. Если я вижу, что у ребенка есть какая-то предрасположенность, я пытаюсь ее развивать. Танцы – это узкая направленность, а в мире столько всего интересного, с чем можно их познакомить. Если им не показать, что это есть, сами информацию они искать не будут. Моя задача заразить их этим, чтобы они узнали и потом уже сами начали черпать информацию.

- А в других школах как?

- Не знаю (улыбается).

- Не все главной целью ставят именно обучение танцоров, чтобы они росли как личности. Для многих важна коммерция, и это наблюдается в разных городах, к сожалению. В Альметьевске какой процент школ и студий работают именно ради идеи, продвижения танцевальной культуры, а не коммерции?

- Скажем так, 70 на 30. 

- 70 – это с целью коммерции?

- Да. В любом случае, конечно, все занимаются коммерческой деятельностью. Но бизнес должен не только приносить деньги. Он должен давать человеку чувство самоудовлетворения от того, чем он занимается. Денег ради денег не бывает. В первую очередь нужно заниматься творчеством, которое уже будет нести тебе доход. У меня такое вот мировоззрение.

- А по уровню преподавания как вы оцениваете школы?

- Не мне судить, потому что любое мнение субъективно. И опять же, я могу сказать одно, вы посмотрите – у вас будет другое мнение, третий человек со стороны посмотрит, у него будет третье мнение. То есть человек исходит из своих предпочтений, что ему больше нравится. Допустим, есть люди, которые любят танцевать, они будут больше оценивать танцевальную часть. Есть люди, которые любят крутиться, они будут акцентироваться на кручениях. Это все субъективно. 

- А в целом много ли человек в Альметьевске увлекаются танцами?

- Я бы сказал много, да. В последнее время начало открываться очень много школ, которые пытаются именно skill (навык – Ред.) поднимать. Раньше у нас было много коллективов, которые участвовали в городских мероприятиях. Сейчас же есть школы, которые активно выезжают на российские чемпионаты, на республиканские, занимаются организацией мастер-классов, выездных лагерей, то есть начинают уже больше работать над качеством и над раскрытием детей, не ограничиваясь только Альметьевском. Мы, грубо говоря, одни из них. Нам интереснее выезжать куда-то на Россию и представлять наш город уже на больших фестивалях. 

- Дети получают какой-то кайф от баттлов? Стесняются?

- Поначалу в любом случае стесняются. Но у меня есть такой принцип: чем быстрее ты начнешь выходить, тем быстрее ты втянешься. Поэтому, когда дети приходят, я с первой- второй тренировки не заставляю их, но даю понять, что если они сейчас начнут это делать, то через месяц у них развитие будет намного больше. Но опять же, исходя из того, что многие дети приходят закрытые, на то, чтобы они вышли и раскрепостились, уходит чуть больше времени. 

- Сами организовывали какие-то мероприятия?

- Да. Но так как в Татарстане, в той же Казани, почти каждые выходные проходят фестивали, я не вижу смысла организовывать у нас в городе. Мы организуем иногда для своей школы в рамках своей школы. В прошлом году у нас был проект с казанскими ребятами «Брейк дворики», «Позитив улиц». В этом году летом проведем еще раз. Сначала будет проходить отбор «Брейк дворики» здесь и в Казани, потом будем проводить также «Позитив улиц», где отберем участников для финала в Казани. 

- Сергей, мы встретились с вами у главы района. Как я понимаю, вы пришли рассказать ему о своих планах на будущее, что хотите открывать свой хип-хоп центр и нуждаетесь в площадке. Не могли бы вы подробнее рассказать, что это за пространство?

- Мне интересна не только коммерческая деятельность. Мне интересно, например, работать и с малообеспеченными семьями. Но я не могу этим заняться, потому что есть такая штука, как аренда. Я бы хотел сделать социальный проект, чтобы могли приходить тренироваться и заниматься танцами дети из малообеспеченных семей, либо из интернатов. Я хочу организовать такое пространство, чтобы человек мог прийти после уроков и остаться там до вечера. Он может там делать уроки, тренироваться, заняться граффити, музыкой. То есть чтобы те пять аспектов хип-хоп культуры, о которых я до этого говорил, были сконцентрированы в одном месте. Хочется, чтобы человек знал, что есть такое место, куда можно свободно прийти и найти себе занятие по душе. Поэтому мне хотелось выслушать от администрации, какие предложения они могут сделать в таком случае, не только коммерческие.

- Как отреагировал Тимур Нагуманов?

- Сказал, интересно. Но, опять же, сложно оценивать, потому что информация только поступила, и никто не может сразу дать какой-либо ответ. В любом случае нужно отталкиваться от места, времени. Много факторов нужно взвесить, проанализировать, чтобы прийти к какой-то общей концепции. 

- Вам должны были провести экскурсию по площадкам – ликеро-водочный завод и фабрика «Алсу». Провели?

- Да. Нам показали не площадку, а большое здание, которое давно стоит заброшенным. Там много пространства, которое требует ремонта. На восстановление и начало функционирования этого места уйдет как минимум года два-три. У меня нет столько времени. В городе много помещений. Ждать пока восстановится то или иное здание, это просто долго. В любом случае я не останавливаюсь на этом, рассматриваю другие помещения. Но пока меня этот зал устраивает. Он функционирует четвертый год. Но здесь я не могу организовать хип-хоп центр, потому что зал арендный и есть ограничения по времени. А хотелось бы с утра до вечера посвящать время своему делу. 

- А есть площадки, которые подходят под ваш хип-хоп центр?

- Они есть, но все упирается в аренду, а она дорогая в городе. Квадратный метр – где-то 400-450 рублей. Разговаривал с ребятами, которые арендуют залы в Петербурге. У них аренда меньше, но оказание услуг выше. 

- А может затронуть вопрос льготной аренды или это не интересно?

- Скорее всего, это никому не интересно. 

- А не думали найти инвестора? Все-таки социальный проект.

- Есть у меня жизненный принцип – do it yourself, или сделай сам. Если ты будешь делать все сам, тебя заметят, ты кого-то заинтересуешь. Ходить и выпрашивать у кого-то никому не интересно. Это уже пройденный этап: ходили, просили, никому не интересно. 

Есть проблема нашего города, большая. Все хотят, чтобы у них выступили на мероприятии, но никто не хочет за это как минимум заплатить. Поэтому, чтобы заинтересовать людей, ты должен показать свой уровень. Чтобы не ты пришел к нему, а человек пришел к тебе и сказал: «Давай я тебя проспонсирую». Я иду к этому. Занимайся тем, что тебе нравится, и со временем все придет. Вода не течет под лежачий камень.

- А какие у вас планы на ближайшее время?

- Много интересных мероприятий планируется на конец весны – начало лета. Мы пока максимально готовимся, а дальше как пойдет. Мы боремся с проблемой по мере поступления. 

- Хорошо. А какие перспективы у танцевальной культуры в Альметьевске? Как она будет развиваться, на ваш взгляд?

- Главное, чтобы были идейные люди, которые будут ее продвигать. Они есть, но отвечать за них я не могу. Мы будем двигаться только вперед.


Читайте также: Создатель COMBOnation: Неважно, какой у тебя стиль, ты можешь приехать и показать себя


Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Регина
Танцы дают невероятную свободу, танцы дают свободу, когда ты в танцы нет ничего в округе более только ты и твой вайб. Да разумеется не всем подойдёт танцы как занятия для души. Но всё же всем рекомендую хотя бы раз попробовать.
2
0
Ответить

Мария
Чувак, приезжай в Казань посмотри как другие ребята танцуют с детьми, посмотри на их площадки, возможно ты ищешь совсем не то что тебе нужно. В Казани есть очень простые площадки главное собрать команду..!!
1
0
Ответить

Оман
Чтобы к тебе пришли и сказали «давай я тебя проспонсирую» нужно как минимум очень много работать и показывать очень высокий результат. Удачи.
2
0
Ответить

Жительница Альметьевска
Очень много молодёжи желающей танцевать нужно просто знать где искать.
1
1
Ответить

Ауф
Ееее
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite