Будущее Челнов: массовый снос «человейников» и жизнь в комфортабельных одноэтажных поселках

Заслуженный архитектор Вячеслав Нилов рассуждает о перспективах градостроительной политики автограда.

Громкие скандалы вокруг новых строек, сотрясающие Набережные Челны в последние годы, специалисты и горожане связывают с тем, что в автограде обозначился острый дефицит свободной и пригодной под строительство земли. Особенно таких участков, которые расположены возле объектов, куда уже проложена вся необходимая для жизнедеятельности инфраструктура. Так строительство обходится дешевле, что выгодно всем. 

О дефиците земли в году эдак в 2012-2013-м всерьез заговорил бывший тогда мэром Василь Шайхразиев. Он публично дал поручение своей команде изыскать свободные земельные массивы под развитие города. Едва ли чиновники тогда много чего изыскали, ведь землю с тех пор никто не расширял. 

Еще одной причиной громких скандалов, непобедимой «точечной» застройки специалисты считают отсутствие в городе штатного главного архитектора. «Рулить» градостроительной политикой некому, все определяют чиновники. А поэтому город и сотрясают скандалы, наблюдаются какие-то дикие несуразности в застройке территории. Например, воткнули гараж в устье Мелекески. А это едва ли не самое красивое место Челнов, одухотворенное присутствием православного и мусульманского храмов. Но бывший главный архитектор КАМАЗа и города Вячеслав Нилов на все это отвечает:

- Земли вокруг Набережных Челнов видимо-невидимо, а развиваться и грамотно и правильно функционировать город и без главного архитектора может!

Земля и город

В поисках земли Нилов предлагает сделать следующее. На карте очертить вокруг Набережных Челнов территорию радиусом 30 километров. Затем взять генеральный план Тукаевского района и с ним обратиться в Казанскую архитектурно-строительную академию на факультет планировки и застройки сельских населенных мест. Ученые и студенты этого факультета сделают всю необходимую подготовительную работу.

- На расстоянии 30 километров от Челнов есть много поселков и деревень, даже таких, о которых мы и не знаем. Город может и должен вобрать в себя эти поселки, - считает заслуженный архитектор. 

При чем речь совсем не о том, что город должен тянуться к деревням своими многоэтажками. Просто поселки нужно обустраивать, используя все те возможности, которые есть на местах. На местах есть электроэнергия, где-то есть газ, худо-бедно, но есть дороги. Водоснабжение могут обеспечивать артезианские скважины, канализацию заменят септики. Вот дороги нужно прокладывать хорошие, желательно по последнему слову дорожных технологий. Ну и разумеется, газ и все остальное там нужно обеспечивать для нормальной жизни.

- Тридцать километров - это то расстояние, которое на машине или в автобусе можно проехать за 30-40 минут. Полчаса и вы в привычных Набережных Челнах! – объясняет Нилов. 

Он указывает на несколько больших плюсов такого развития города. Прежде всего, это отказ от строительства железобетонных, некомфортных, сложных и очень затратных (в эксплуатации тоже) многоэтажных «человейников».

Весь цивилизованный мир устроен так, что люди живут на своей земле. В тех же США 87% населения живет в своем доме на своем участке. Без всяких гаражей люди держат там 1-3 автомобиля. Дома легко возводимые. 97% из 87 «индивидуалов» имеют каркасные дома. В облегченных конструкциях и теплые. Они очень дешевые. Да, у нас в Казани одна фирма рекламирует дом за три дня стоимостью 20-25 тысяч рублей за квадратный метр, полностью готовый дом. А в высотных домах у нас стоимость квадратного метра уже выше 100 тысяч рублей! – говорит Нилов. 

У него есть еще один «вкусный» аргумент.

- В школе нам всем говорили, что территория СССР – это одна шестая часть суши Земли. Россия меньше, но наше государство по территории остается самым большим в мире. Это мы знаем. Но есть то, чего нам в школе не говорили. Это то, что 51% всей плодородной земли нашей планеты находится на территории России. В странах Европы люди каждую сотку используют, чтобы вырастить фрукты и овощи, а у нас на плодородных землях ковыль, бурьян, вреднейшие сорняки!

И еще один в буквальном смысле убийственный аргумент.

- В мире многоэтажные дома взрываются. Их взрывают сознательно, чтобы освободить землю под строительство индивидуальных и малоэтажных домов. Через несколько десятилетий и у нас в Челнах тоже будут взрывать и сносить все эти типовые многоэтажки. Так зачем же продолжать их строительство?! – спрашивает Нилов. 

Для него это вопрос риторический, ответ очевиден.

Градостроительная политика и народ

- А почему вы утверждаете, что город вполне может развиваться без главного архитектора? Ведь это же все равно, что поезд без машиниста! – спрашиваем мы.

- Во многих странах такой должности, как главный архитектор, давно нет. Это по большому счету советское явление. Любой город может грамотно развиваться и без главного архитектора, но при условии, что будут работать как минимум три общественных института: это Градостроительный профессиональный совет, Градостроительный общественный совет и Союз архитекторов, - считает Нилов. 

Градостроительный совет – это архитекторы, проектировщики, строители. Общественный совет – это дизайнеры, художники, педагоги, врачи, общественные активисты и прочие достойные люди и специалисты. Союз архитекторов – это объединение лучших, то есть самых опытных и самых заслуженных архитекторов города.  

- Без мнения Союза архитекторов не должно приниматься ни одно решение, - уверен Вячеслав Степанович. 

Управлять городским строительством может любой компетентный чиновник. А вот определяться градостроительная политика должна коллегиально. Увы, но никакой коллегиальностью в Набережных Челнах сегодня и не пахнет.


Читайте также: Шильнинский лес оказался под угрозой уничтожения


Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Арина
А что в Челнах дефицит жилья?Куда ещё строиться то?
5
0
Ответить

Михаил
А вы магазины внесите,в которые ходят мало людей,так сразу кучу места появится
4
0
Ответить

Алия
Согласна,слишком много понастроили магазинов,лучше бы спорт комплексы делали для детей,а то всё жалуются что в Челнах молодёжь только пиво пьёт
4
0
Ответить

Лида
Надо было изначально все посёлки обустраивать всеми инфраструктурами, а то понадовали земли для многодетных не знай где,но зато денег сколько эти мамы туда вложили никого не волнует!
4
0
Ответить

Кристина
@Лида Им и так бесплатно землю дали,что ещё надо?Государство не обязано ваших детей содержать!Вы их для себя рожаете,чтоб самим обеспечить!Вот наглость!
3
2
Ответить

Роман
Для начала сделайте транспорт до этих посёлков нормальный!Мамы с колясками там вообще дома сидят,не у всех машина вообще-то имеется!
3
0
Ответить

Дмитрий
Не хотят квартиры в Челнах,пусть едут в Нижнекамск там много домов одноэтажных и не дорого!
4
0
Ответить

Вадим
С чего это дома с инфраструктурой намного дешевле?Я что-то пропустил,
4
0
Ответить

Депутат
Место в городе полно! Чем Вам не нравится точечная застройка? У нас в городе вроде так таковых высоток нет, недавно только начали строить 25 этажки, просто надо брать за правило застройщику, строится дом в обязательном порядке строится подземный паркинг. Горожанин в основном жалуются на архитектуру домов, то что они однообразные и безвкусные и проблемы с парковками.
1
0
Ответить

Лес
Город вырастет с новой объездной дорогой с Нижнекамска через Новотроицк Татарстан. В снт ближайших скупят скоро все под коттеджи.. Че там Черёмушки..
1
0
Ответить

Иван
Какую чушь несет великий архитектор-анархист!
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite