Престижное высшее образование в Татарстане: мечта или реальность?

Студенты и выпускники оценили качество обучения в республиканских университетах на «крепкий середнячок». Обсудили с экспертами, чего не хватает системе вузовского образования. 

В этом году к сдаче ЕГЭ готовятся 16,5 тысячи татарстанских школьников, большинство из которых собираются продолжить обучение в вузах. Специалисты исследовательского агентства «ПромРейтинг» опросили порядка 600 респондентов, чтобы оценить восприятие вузовского образования в Татарстане и понять, что из себя представляет система образования глазами студентов и выпускников. 

За качество обучения в высших учебных заведениях республики студенты и выпускники поставили твёрдые шесть баллов из десяти возможных. Почему не десять? Они объяснили: в системе высшего образования есть ряд пробелов и упущений, в числе которых - устаревшие программы обучения, недостаток практики, слабая материально-техническая база вузов, некомпетентность преподавателей, а также сложность совмещения учебы и работы. Больше половины (68,4%) отметили, что качество высшего образования в России уступает западному.  

Тем не менее ожидания от процесса обучения абсолютного большинства выпускников и студентов татарстанских вузов совпали с реальностью (72,3%). Больше 80% из них не пожалели о сделанном выборе профессии и только укрепились в желании работать по специальности. 53,8% даже советуют абитуриентам поступать в местные вузы вместо московских и питерских.

Сами абитуриенты в негативной стороне системы высшего образования Татарстана выделяют небольшое количество бюджетных мест, высокую стоимость обучения, коррупцию при приеме в вуз, низкие стипендии и трудности в совмещении работы с учебой. Треть стоящих на пороге альма-матер открыто заявляют, что после получения высшего образования в Татарстане планируют переехать в другой регион или страну. Еще почти 40% активно задумываются над этим. 

Главной целью получения высшего образования поступающие в вузы считают приобретение профессиональных качеств и навыков. И предпочитают для этих целей IT, медицину, гуманитарные и физико-математические науки, экономику и управление. Помимо первых двух направлений студенты и выпускники местных вузов видят перспективными ещё и инженерию, предпринимательство, психологию.

«Перед системой высшего образования стоит серьезный вызов»

Опрос студентов, оценивший качество обучения в вузах Татарстана на 6,6 баллов из 10 возможных достаточно субъективен, в пределах возможностей и методов социологии и с учетом того, что вузы в Татарстане многопрофильные и имеют не только разную историю и традиции, но и разную материально-техническую базу, качество профессорско-преподавательского состава. Так считает председатель Госсовета Татарстана Татьяна Ларионова

- Тем не менее, оценка студентов естественно учитывается вузами. Созданы стратегии их развития, участие в программе топ-5 из 100, разработка и участие в Программе Стратегии академического лидерства Российской Федерации, - отмечает парламентарий.

По её словам, серьезный вызов, который стоит перед системой высшего образования - это формирование профессиональной гибкости. Ведь если раньше нормой считалось проработать всю жизнь на одном месте, почитались профессиональные династии, а тех, кто менял работу и профессию, звали летунами, то сейчас, если не меняешь каждые 5 лет сферу своей деятельности, сам или поневоле, то это вызывает вопросы. 

- Это все последствия VUCA–мира, постоянно меняющихся обстоятельств, в которых нам приходится профессионально и личностно реализовываться. Причем мир и раньше был вполне себе изменчив и непредсказуем, но сейчас резко выросла скорость этих изменений, - убеждена Ларионова. - И как следствие – на первый план выходит формирование не профессиональных компетенций, а гибких soft-skills, которые помогут быстро адаптироваться к любым профессиональным обстоятельствам. И важно учить не столько конкретным навыкам, сколько учить учиться, переносить полученные навыки на новые сферы деятельности.

Отдельно она затронула проблему совмещения студентом учебы и работы. Главными причинами такой ситуации, по мнению Ларионовой, являются снижение доступности высшего образования и сокращение бюджетных мест, а также отсутствие финансовой поддержки со стороны семьи. 

- В то же время для большинства студентов основной причиной совмещения учебы и работы, помимо дополнительного дохода, является желание получить опыт работы по будущей профессии и в дальнейшим продолжить свою трудовую деятельность, тем самым выстраивая свои карьерные траектории. Совмещение учебы и работы студентами вузов становится все более актуальной темой и студенты вынуждены подтверждать высокий уровень своих способностей и квалификации при помощи образовательных сигналов и для этого стараются получить опыт работы, - подчеркнула депутат. - В данном случае, перед вузом стоит задача поддержки одаренных студентов и создания условий для усвоения образовательной программы за счет самостоятельного более глубокого изучения профессиональных дисциплин или применением дистанционных технологий.

Мнение о некомпетентности преподавателей отчасти может быть объективно. Это возможно вызвано частой сменой образовательных программ, что как раз подтверждает необъективность высказывания об устаревших программах, загруженностью преподавателей, на которых возложена обязанность публикаций в высокорейтинговых журналах.  Это требует больших временных и умственных затрат, соответственно, снижается возможность качественной подготовки к занятиям. Кроме того, существенно возросла аудиторная нагрузка преподавателей вузов, что также может негативно отразиться на подготовке преподавателей к занятиям со студентами. 

- Очевидно, что у преподавателей должна быть возможность академической мобильности, повышения квалификации и обмена опытом. Проблем в системе высшего образования много, но вузы, их профессорско-преподавательский состав видит и осуществляет меры по их решению, - добавила собеседница. - К основным путям устранения этих проблем относится внедрение в образовательный процесс новых методов и модулей, акцентирующих такие компетенции как креативность, лидерство, широту взглядов, навыки самопрезентации и критическое мышление, а так же главное создание человекоцентричных вузов с ценностной моделью подготовки выпускников, умеющих работать на стыке бизнеса и государства, разнообразия культур.

«Как вуз может помочь выпускнику? Здесь есть проблемы»

Оценивая результаты исследования, член Молодежного парламента Татарстана Максим Бутылин  отметил, что показатели, обозначенные студентами, вполне оправданны и закономерны. 

- Можно сказать, что балл 6,6 из 10 - это «средняя температура по больнице». Очень многое зависит от направления и учебного заведения, но в целом такая оценка может соответствовать реальности. Во многом она связана с тем, что в студенческом сообществе можно услышать мнения о необходимости большего материально-технического оснащения учебных аудиторий и получения более актуальных и востребованных знаний во время обучения, - считает Бутылин.

Вопросы по дальнейшему трудоустройству выпускников Бутылин видит не менее важным аспектом. Система распределения выпускников давно канула в Лету: с дипломом на руках вакансии им предстоит искать самостоятельно, а для молодого экономиста, инженера или юриста, да еще и без опыта, это непростая задача.

- Как вуз может помочь выпускнику? Здесь, к большому сожалению, есть вопросы и проблемы, - отмечает собеседник. - В действительности большая часть выпускников не работает по своей специальности, однако, опрос показывает, что студенты хотели бы продолжить свою деятельность в той сфере, которую они выбрали.

При этом образовательные программы зачастую «оторваны» от практики и вчерашние студенты, откровенно говоря, оказываются не готовы к работе. Это признают и сами студенты, которые считают необходимым увеличить долю практических занятий в вузах и гарантировать трудоустройство выпускникам. Наряду с этим участники опроса называют оптимальными шагами по улучшению системы высшего образования в Татарстане: использование зарубежного опыта, борьбу с коррупцией, обновление учебного оборудования и инвентаря, отмену ЕГЭ, выход из Болонской системы образования и сокращение отчетов и бюрократии у преподавателей.

«Образование в Татарстане является передовым»

В Минобрнауки Татарстана официальную позицию обозначили чётко: результаты опроса никак не отражают действительную ситуацию в системе образования, поскольку для формирования целостной картины нужно провести серьезный, многогранный анализ.

- Любой рейтинг или соцопрос имеет массу погрешностей и нечеткостей, поэтому серьезно воспринимать подобные рейтинги не имеет смысла. Еще вопросы, предложенные респондентам, затрагивают вопросы политики в сфере образования федерального значения, и региональные министерства не компетентны давать в данном случае свои комментарии, - пояснили в ведомстве.

В то же время там высказались по поводу заявления респондентов о необходимости отмены ЕГЭ. «Система государственной итоговой аттестации дает большие возможности абитуриентам для поступления в вузы», - ответили в министерстве. 

Качество системы образования в республиканских вузах нужно рассматривать с разных позиций, уверен доцент кафедры политологии КФУ Виктор Сидоров. Оценка абитуриентов, студентов и выпускников - лишь малая часть общей картины. Рейтинги образовательных учреждений строятся на основе анализа мнений работодателей, оценке научного потенциала и результатов, доли иностранных студентов и многом другом.

- Перечисленные студентами и выпускниками проблемы имеют место, но масштабы их завышены. Образование в Татарстане традиционно является передовым не только в России, но и в мире. Об этом говорят высокие места университетов республики в мировых рейтингах, - уверен доцент. - Например, по таким направлениям, как филология, нефтехимия, археология, педагогика, КФУ входит в 100 лучших вузов мира. Это объективная оценка международных агентств. Другие университеты Татарстана так же стараются завоёвывать международные позиции. 

«Не решены принципиальные вопросы»

В свою очередь профессор института физики КФУ Наиль Фаткуллин категорически убежден в том, что систему университетского образования в республике необходимо менять в корне. И делать это - на федеральном уровне. 

- Речь должна идти не только о Татарстане, а о всей системе образования в России. О её общих недостатках. Потому что плохо везде и политика ведётся единая. Высшим образованием в стране не решены принципиальные вопросы, которые идут ещё с советского времени, - заявил профессор. - Это высокая нагрузка преподавателей, которая как минимум в два, а то и в три раза превышает нагрузку западных педагогов. Это написание лишенной всякого практического значения и отбивающей всякое желание творческой работы многостраничной макулатуры. В связи с этим речи о качественном обучении не может и быть.  

По его словам, в современной России многие отжившие принципы и их естественные следствия не только сохраняются, но и усиливаются, по сравнению с СССР. Как результат - катастрофическое состояние системы высшего университетского образования в стране по всем системно важным вопросам.

- Само вузовское образование почти уничтожено двумя вещами: серьезным сокращением часов на преподавание фундаментальных дисциплин и кадровой катастрофой, - добавил специалист. - Сегодня подавляющее большинство университетских профессоров - люди пенсионного возраста, которых давно пора на пенсию сослать. Но уйти тоже не каждый может, поскольку размер пенсий профессоров пенсионного возраста у нас 12-16 тысяч рублей, которыми разве что квартплату оплатить. Это создает порочный круг. 

Профессор убежден, что в существующей системе высшего образования по-настоящему учится лишь небольшое количество людей, которые тайно мечтают уехать за рубеж. А все остальные - это вечерники и заочники, которые ходят на лекции через раз, параллельно работают и как такового образования не получают.

- Талантливая молодежь из числа студентов или аспирантов видит и прекрасно понимает реальное положение своих учителей. И, естественно, возникают вопросы: «А хочу ли я для себя такого «прекрасного будущего»? Во имя чего мне здесь оставаться?», - отмечает Фаткуллин. - Уезжают не все, пока еще можно указать отдельные, находящиеся в сравнительно благоприятных условиях группы. Их, однако, уже недостаточно, они не являются в существующих условиях университетской жизни «точками роста», а скорее играют роль временных обезболивающих точек, маскирующих реальное состояние дел.


Читайте также: Татьяна Ларионова: Если татарский у нас государственный, то мы должны им владеть хотя бы на бытовом уровне



Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Наталья
Да у нас система образования вообще темный лес... Учимся по учебникам прошлого века... Вообще не знаю почему наши педагоги и учителя так бояться чего-то нового... Сейчас же столько статей выходит, исследований, просто открой интернет и информации море, но нет... Несомненно учебные программы устарели и требуют реформы!
1
0
Ответить

Врач
@Наталья у нас видимо менталитет такой, потому что в медицине абсолютно тоже самое, лечат людей препаратами 100 летней давности и даже не хотят слышать о современной и доказательной медицине
2
0
Ответить

Рамина
@Врач Использую лекарства Столетней давности, и по инструкции из Маяковского 1976 года, мне 70 лет, если бы все так лечились, сейчас бы не было ковид, и тем более не навязывали бы вакцинацию...
0
0
Ответить

Рамина
@Рамина Не Маяковского, а Машковского- Лекарственные препараты, 1976 год
1
0
Ответить

Аноним
Если честно, то я вообще не понимаю как должен учиться ребенок из обычной семьи в университете, у родителей нет возможности помогать, но стипендии, если ты попал на бюджет, копеечные, ну 3 тысячи от силы, работать не получается одновременно, и как тогда учиться и не умереть с голоду?
4
0
Ответить

Саша
@Аноним полностью согласна, я ваще в шоке была, нам еще надо было за комнату рублей 500 в месяц платить, вот тебе уже и 2000 осталось, там похудеть можно без всяких смс и регистраций)))
1
1
Ответить

Айрат
Я лично пожалел, что в пустую потратил 4 года, хотя мог спокойно работать в это время и получать опыт. Вышел с универа и навыков никаких нет, потому что не практики! Надеюсь когда-нибудь на это обратят внимание
4
0
Ответить

прохожий
@Айрат Просто нужно уметь вуз и специальность правильно выбирать. Вообще считаю, что студент может получать максимум знаний, только если сам будет дополнительно что-то изучать, в университете ведь только основу дают, а дальше сам. Так что все в ваших руках))
5
0
Ответить

лидия
мне страшно вообще за нынешнее поколение. растут такие безграмотные и ленивые. ну не хватает тебе знаний в институте, возьми книжку и почитай, развивайся сам, вместо того чтобы ныть. мы так и росли, делали себя сами, а этим ничего не нужно, кроме интернета.
7
0
Ответить

Ринат Нугаев
Полностью согласен с анализом проф. Фаткуллина. От себя добавлю, что, судя по всему, позитивные изменения возможны только с изменением правящего класса российского социума. Нынешний не заинтересован в инициативных, образованных и творчески-мыслящих работниках
5
0
Ответить

Полностью поддерживаю!
@Ринат Нугаев .
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite