Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику

В Казани завершился XXVIII международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Ольга Гоголадзе — Казань

Гала-концерт Нуриевского фестиваля в этом году удивил неоднородностью. Понятно, что любые «показательные выступления» стараются сделать разнообразными, максимально смешать стили танца и показать, что балетные артисты умеют исполнять не только па-де-де. Но на этот раз современный танец доминировал, составив по-настоящему серьёзную конкуренцию классике.

Хотя для приверженцев старой школы всё начиналось очень многообещающе. Концерт открывали Людмила Коновалова (Венская Государственная Опера) и Мэтью Голдинг (Ковент-Гарден, Лондон). И это было невозможно прекрасно.

Коновалова порхала так легко, что даже органза на её пачке, казалось, не поспевала за балериной. Она была паутинкой на ветру, миражом, который вот-вот растает. Людмила дышала свободой — надо сказать, довольно редкое качество для классических танцовщиц. Если помните, этого и добивался хореограф от Натали Портман в «Чёрном лебеде» — жизни, а не одной лишь безупречной техники. Мэтью Голдинг рядом с ней смотрелся брутально, что довольно сложно представить, если человек в балетном трико. Обидно, что номер поставили в самом начале, потому что он был достоин гораздо более горячих аплодисментов.
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
На фоне невесомой классики хореография Роландо д’Алесио оказалась резким контрастом. А учитывая, что Ракель Буриасси и Александр Джонс (Штутгарт-Балет, Германия) вышли на сцену в обычных растянутых футболках вместо пачек и стразиков, первые несколько секунд их танца поневоле вызвали скептицизм. Но он развеялся так же быстро, как появился. Интереснейшая постановка, потрясающий сплав формы и содержания, в котором исполнители за пару минут показали целую жизнь. Балетные па сменяли движения из contemporary, детская непосредственность в мгновение ока превращалась в чувственность, а «растянутые футболки» внезапно оказались полноценными участниками танца.

Пожалуй, номера Буриасси и Джонса оказались одними из самых сильных на гала-концерте. В постановке  Фабио Адоризио «In2» они были похожи на идеальных людей будущего из фильма-антиутопии. Безупречность, удивительная геометричность и чистота линий, строгость даже в мелочах… Но совершенство не присуще людям. Душа не может выдержать математических оков и рвётся наружу, поднимая бунт, как в «Эквилибриуме». Спускаясь с небес на землю, хочется отметить, в какой потрясающей физической форме находится Александр Джонс, и это доставляет эстетическое удовольствие
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
Немцы вообще были на высоте, устроив в финале Нуриевского что-то вроде соревнования Audi и BMW. Но если ребята из Штутгарт-Балета сделали ставку только на современную хореографию, то Моника Фотеску-Юта (Дортмунд-балет, Германия) и Дмитрий Семионов (Земперопер, Дрезден) показали себя и в классике, станцевав дуэт из «Лебединого озера». Очевидно, что в манере исполнения на Монику сильно повлияла Майя Плисецкая. Конечно, гениальные руки величайшей примы не повторить никому, но у немецкой балерины почти получилось. Ей удалось создать образ белоснежной птицы так правдоподобно, что казалось,  она вот-вот взлетит. В контрасте с ней Дмитрий Семионов был абсолютно земным принцем, сильным и чувственным, выгодно подчёркивая изящество лебединой принцессы.

Но впечатление от этого номера почти стёрлось, когда Моника и Дмитрий вышли на свой второй танец — Piano в постановке Син Пэн Ванга. Это был просто космически прекрасный секс на рояле. Нет, серьёзно. На сцене стоял рояль, а на нём — обнажённая балерина. Разумеется, на ней было что-то вроде купальника телесного цвета, который на фотографиях  смотрится почти целомудренно, но со сцены, поверьте, это выглядело как идеальное голое тело. Через несколько секунд к Монике присоединился не менее (даже более) раздетый Семионов, и танец приобрёл новый оттенок. Как если бы картинки в «Кама-Сутре» вдруг ожили и начали двигаться невыразимо красиво, не теряя при этом своей эротичности. Думаю, все зрители в зале почувствовали себя ничтожными брёвнами, увидев, как балетные навыки можно применить в обычной жизни. Но в танце не было ни грамма пошлости, лишь красота и гармония. И зависть, но речь не об этом. Прибавьте к смелой хореографии фон ночного неба, с которого падают звёзды, складываясь в слова книги о вечной жизни, и вы получите хотя бы примерное представление об этом номере.
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
По такому же принципу — классика плюс современность — пошли София Шеллер (Нью-Йорк Сити Балет) с Миколой Городиски (Театр Колон, Аргентина). В первом отделении они вышли с мировой премьерой номера Temporary conflict. Даже не вышли: казалось, что София была стрелой, которую выпустили из лука. Они танцевали страстно, мятежно, технично, тревожно, заставляя переживать до сотни эмоций в секунду. Даже не верилось, что после столь острой хореографии эта пара сможет легко перестроиться па-де-де из балета «Корсар». Казалось, будто это совсем другие танцоры, настолько мягко, прыгуче и по-кошачьи выглядела в их исполнении хореография Петипа. Пожалуй, надо показать этот номер своему коту, потому что мой плюшевый ленивец гораздо более неуклюжий, чем американо-аргентинская пара.
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
По сравнению с ними несколько грузно смотрелись Филипа де Кастро и Карлос Пинильос из Национального балета Португалии, которые исполняли па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда». Если бы в программке не указали, откуда эти ребята, можно было подумать, что они студенты хореографического училища. То есть, танцевали Филипа и Карлос неплохо, как говорится, «чистенько», но не хватало скорости, динамики, лёгкости.  И внешне они напоминали скорее «фитнес-няшек», чем сухопарых балетных.

Однако, португальцам удалось полностью реабилитироваться во втором отделении концерта с номером Cantata под песню группы «Assurd». Вот уж где проявилась настоящая латинская страсть! Драки и любовь «на разрыв сердца», бурные примирения после грандиозных ссор, горячая романтика с ароматом моря. Сразу вспомнились Фрида Кало и Диего Ривера, которые не могли жить друг без друга и не могли быть вместе. Кстати, именно в этом номере аппетитные формы танцоров смотрелись удивительно органично. Хрупким астеникам мы бы просто сказали: «Не верю!».
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
А вот у Оксаны Бондаревой (Мариинский театр) и Виктора Лебедева (Михайловский театр), увы, не получилось поднять свой уровень даже во втором отделении. Сначала они откровенно слабо станцевали па д’аксьон из балета «Баядерка», а потом ничуть не лучше исполнили «Классическое па-де-де». Рассинхрон, несыгранность, немузыкальность… даже странно, что они оказались на этом фестивале. И, если Бондарева хоть как-то компенсировала неудачные моменты своей улыбкой, то у Лебедева вообще не было оправданий. Казалось, что он просто вышел импровизировать под музыку, которую первый раз слышит. И громогласные: «Браво», которые орал в его честь какой-то мужчина, превышая все допустимые децибелы, считаю совершенно незаслуженными.
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
Приятно, что артисты казанского оперного театра показали себя на высшем уровне (посрамив Мариинку и Михайловский). Сначала они зажигательно отплясывали танец басков и па-де-де Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа». Особенно запомнилась Айсылу Мирхафизхан, которая очень подняла настроение своим азартом и полной отдачей. Потом мы снова смогли увидеть танец «С.О.Н», премьера которого тронула до глубины души на творческом вечере Нурлана Канетова. Он по-прежнему производит гипнотическое воздействие, заставляя задуматься о вечных проблемах бытия.

Но самым ярким казанским аккордом стала, конечно, сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст». И здесь Кристине Андреевой не было равных. Она блистала в роли вакханки, поражая своей техничностью, сливаясь с музыкой, выполняя невероятно сложные элементы. При этом она играла, как настоящая актриса, с чертовщинкой в глазах и демонической улыбкой.
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику
Кстати, о демонах. Коя Окава исполнял роль Пана, и о нём говорили после спектакля даже бабушки в автобусе. Мол, таких прыжков мы ещё не видели! Казалось, что гравитация — для неудачников, японского танцора она не касается.

А от женской части казанской публики мне хотелось бы поблагодарить Михаила Тимаева. О том, что он играет Диониса, можно было догадаться и не заглядывая в описание номера. Именно с таких мужчин древнегреческие творцы вытачивали из мрамора свои скульптуры. Он мог бы даже не танцевать. Просто выйти на сцену и постоять пару минут, и всё равно сорвал бы овацию. К счастью, он настолько же талантливый исполнитель, насколько красивый. 

А нам теперь остаётся только ждать следующего фестиваля. И надеяться, что гала-концерт Нуриевского-2016 будет ещё ярче, разнообразнее и эротичнее. Весна же!
Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Валерия
Какая красота! аж дух завораживает!
0
0
Ответить

Ольга
Ольга,вас где учили писать????? Вы видимо с культурой написания статей давно не дружите!!!Я уже не говорю о редактировании и уважении.Не позорьте пожалуйста наш любимый театр и его гостей!
0
0
Ответить

Елена
Ольга, простите, а конкретнее можно?
0
0
Ответить

ageevalv@mail.ru
А мне понравилось, как написано. И не статья это, а рецензия. Я была на концерте, и Ольга хорошо передала его атмосферу. Это уже второй ее материал, на который я ссылаюсь в своих публикациях. Мне кажется, что Ольга — один из самых интересных авторов, пишущих на темы культуры. Любовь Агеева. «Казанские истории»
0
0
Ответить

Раис
Писать хорошо и разбираться в искусстве балета — две разные вещи. Мне кажется, Ольга слишком много берет на себя, возвышая до небес кого-то, а кого-то откровенно дискридитируя, причем только на основании своих ощущений. Извините, но это же не отзывы зрителей. Ольга явно претендует на роль критика. На каком основании? Вы всего лишь корреспондент. Ваша задача не только показать атмосферу, но и найти профессионалов, чье авторитетное мнение стоило процитировать. Не верю — это я могу сказать вам, а вы артистам готовы брякнуть.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite