«Шейх-Google» и «муфтий-Facebook»: Духовные управления мусульман обещают бороться с радикальными толкованиями Корана в интернете

Одним из источников радикализма и терроризма в исламских странах и на территориях проживания мусульман является вольное толкование Корана и Сунны. К этому подтолкнули такие факторы, как распространение книгопечатания в Казани в 1917 году и интернета сегодня

Ильнур Ярхамов— Казань

Распространению радикализма и терроризма в исламских странах и регионах, где проживают мусульмане, способствует вольное толкование «простыми людьми»священных текстов Корана и Сунны. Об этом заявили российские религиозные деятели и ученые из Ирака, Ливана и Турции на Первой международной исламской конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: профилактика радикализма и терроризма в свете Священного Корана и пречистой Сунны».

Духовное управление мусульман Татарстана подготовит «канонически выверенный» перевод Корана на русский язык, рассказал на конференции муфтий республики Камиль Самигуллин. Работа будет скоро закончена и через год, возможно, труд будет издан. 
«Шейх-Google» и «муфтий-Facebook»: Духовные управления мусульман обещают бороться с радикальными толкованиями Корана в интернете
Муфтий считает, что нет перевода, который можно порекомендовать близкому человеку, «не переживая за него».Неканонические переводы содержат ошибки, в том числе смысловые.По его словам, работа над переводом началась четыре года назад.

Проблема в исламском мире появилась там, где получило широкое распространение книгопечатание. И сегодня она обострилась с новым информационным витком развития — интернетом. Специалисты всерьёз рассуждают, что так называемые «шейх-Google» или «муфтий-Facebook» начинают сильнее влиять на умы молодёжи, чем традиционные знатоки Корана и Сунны. Свободная трактовка священных текстов писаний порождает «хаос и радикальные группировки, не имеющие ничего общего с исламом».

«Речь идёт о некоторых аятах, смысл которых не был открыт или высказан всевышним, их значение знает только сам всевышний и некоторые ученые», — говорит учёный по исламскому вероубеждению (акыде) шейх Хыдыр Картал (Стамбул, Турция). По его словам, если человек, не понимая значения Корана,начнетего толковать, то возникнетхаос. Толкованием могут заниматься только ученые-традиционалисты, уверен шейх. «Ни один доктор не является таковым по рождению. Он сначала получает образование, и только потом начинает лечить людей», — рассуждает Картал.

Поэтому, продолжает он, получать знания нужно от обладателей знаний, то есть от богословов.Для мусульман есть три основных путеводителя: Коран, Сунна и общее решение традиционных учёных-мусульман. «Если полагаться только на эти источники, а не на всяких заморских шейхов, то проблем [с терроризмом и радикализмом] не будет», — резюмирует гость из Турции.
«Шейх-Google» и «муфтий-Facebook»: Духовные управления мусульман обещают бороться с радикальными толкованиями Корана в интернете
«В любой религиозной традиции есть хауаз, то есть сливки, и есть ауам, то есть народ. Коран говорит: слушайте обладателей знаний!», —говорит директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан, муфтий
Фарид Салман. По его словам, сегодня идеологические противники традиционных исламских ученых на свой лад вырывают из контекста аяты и «лепят из них новые суры».

«В Коране есть иносказательные аяты, которые вроде как безобидны. В них говорится о природе бога, его троне или атрибутах», – рассуждает собеседник.

Однако из-за некоторых радикальных толкователей эти стихи ознаменовали вынесение такфира (обвинение в неверии —KazanFirst) целым народам и странам.

«Есть одна такая история [по аятам], когда жители Дубая и Абу-Даби были объявлены кяфирами, то есть неверными», —рассказывает муфтий. По его словам, по сей день эта фетва сохраняется. «Сегодня любой житель Неджда может приехать в Дубай и зарезать, расстрелять толпу народа», —говорит он. Однако эту фетву нужно понимать в контексте ситуации и хронологии времени, когда она была издана учеными-мусульманами.

«Поэтому толкование Корана — это отдельная прерогатива ученых мужей», — заявляет Салман. Он отмечает, что сегодня очень редко совершаются какие-либо открытия на основе коранических откровений.
«Шейх-Google» и «муфтий-Facebook»: Духовные управления мусульман обещают бороться с радикальными толкованиями Корана в интернете  
«Проблемы с толкованием писания в мусульманском мире начались, когда книжная продукция стала доступной и дешевой», — поясняет собеседник. Например, в Казани после революции 1917 года никогда не указывалась после изречения пророка категория хадиса (изречение, одобрение, образ или действие пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну).

Люди с тех пор привыкли придавать равное значение всем хадисам и задавались вопросом: «Разве пророк мог говорить “слабые” слова?».

Сегодня толкование писаний по-разному подстегивается интернетом.«Духовные управления мусульман в одиночку [c радикальными толкованиями] не справляются, потому что “шейх-Google”, или “муфтий-Facebook”—это реальная сила», — заявляет Самигуллин. Поэтому «порядок в понимании Корана» достижим только совместно с государственными органами и целым комплексом профилактических мер.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Ахтям
Надо просто делать как патриарх Кирилл — зарегистрировать во ВК и больше не ныть, что не можете
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite