«Татарстан - достойный пример благоустройства для всей страны»

Депутат Госсовета РТ Марат Нуриев считает, что успешную республиканскую программу «Наш двор» следует распространить на всю Россию, ратует за обучение собственников жилья со школы и рассуждает о роли жителей дома в благоустройстве придомовой территории. 

Сфера ЖКХ в России имеет немало проблем и в ней прежде всего требуется развивать прозрачность услуг. Тем не менее, многие вопросы связаны с низким уровнем подготовленности и образованности самих собственников жилья, так что необходимо организовать обучающие курсы, в том числе в школах. Об этом и многом другом в интервью KazanFirst рассказал депутат Госсовета, профессиональный жилищник, с опытом работы более чем в три десятка лет Марат Нуриев.

- Марат Абдулхаевич, вы, как человек, который много лет руководил крупной управляющей компанией, специализируетесь на жилищной теме и благоустройстве. Как вы считаете, есть ли в Татарстане практики, которые можно было бы тиражировать на всю Россию?

Да, если мы говорим о жилищных вопросах и благоустройстве, не секрет, что мой опыт составляет 32 года. Вся моя рабочая жизнь прошла в системе ЖКХ. На самом деле есть направление, которым я занимался много лет и надеюсь продолжить эту работу на новом уровне.

Напомню, изначально мы боролись с проблемами доставшейся управляющим компаниям инженерной инфраструктуры – было отвратительное состояние коммуникаций и мы на это довольно много времени и финансов потратили. С 2007 года мы начали уделять много внимания благоустройству придомовых территорий. Наша первая награда и результат нашей работы – это победа во Всероссийском конкурсе. Наша придомовая территория в Ново-Савиновском районе заняла первое место по благоустройству. И мы в следующие годы это место удержали. Дальше уже какой-то азарт появился – мы увидели результат своей работы и люди тоже его увидели.

Каждый год у нас увеличивалось количество хороших, благоустроенных дворов, и, что было приятно, результат был виден и населению, и руководству республики. Не хотелось бы говорить громких слов, но думаю, то, что люди начали видеть красивые дворы с клумбами, привело к тому, что они стали больше поднимать вопросы благоустройства на разных уровнях: с депутатами, исполкомом, в аппарате президента РТ и т.д. Результатом этой работы и обращений населения стало то, что в 2019 году появилась президентская программа «Наш двор».

После разъяснительной и подготовительной работы с населением дали старт проекту в 2020 году. Несмотря на то, что 2020 год, как известно, был непростым и по части экономики, и по части коронавируса, все намеченные планы были выполнены – ни один включенный в план двор не остался неотремонтированным. По плану 2021 года работы уже завершаются, хотя сейчас только сентябрь. Нет никаких сомнений, что эта работа будет иметь продолжение, и задачи, которые поставлены перед республикой, безусловно, будут исполнены.

Эта программа может стать хорошим примером, который можно расширить и тиражировать на уровне страны, естественно, с привлечением средств из федерального бюджета. Ведь такая ситуация со дворами не только у нас. Более того, во многих регионах все намного хуже. Наша республика – это достойный пример для всей страны, так что было бы очень разумно продвигать программу «Наш двор» на федеральном уровне. 

– Вы часто лично разговариваете с людьми и проводите встречи с жителями многоквартирных домов. Какие вопросы-пожелания вам высказывают чаще всего?

Как депутат Казгордумы (я был там три созыва) и как действующий депутат Госсовета я могу сказать, что вне зависимости от того, где заседает народный избранник, первоочередная задача – это постоянный контакт с избирателями. Я в этом плане не исключение и вот уже 17 лет работы депутатом я нахожусь в постоянном контакте с населением. Работа в системе ЖКХ – это тоже постоянный контакт с людьми. Я стараюсь, чтобы не избиратели меня искали, а сам стараюсь найти время, подходить к людям и организовывать разные встречи.

На начальном этапе запуска президентской программы «Наш двор» стояла задача донести до населения информацию о том, что это за проект, что он дает людям, и, самое главное, выяснить, как люди его воспринимают и что они хотят в нем увидеть. Президент поставил задачу проинформировать, получить обратную связь и реализовать проект именно с учетом пожеланий самих людей. Все потому, что проблемы двора и то, что и как там должно быть, лучше самих жителей никто не знает.

У людей с детьми, у подростков, взрослых людей, пенсионеров разные пожелания. Или, например, есть автомобилисты, которым кроме парковки ничего не надо. На встречах мы слышим разные пожелания и предложения. Задача депутата в том, чтобы разные обращения объединить и учесть каждое из них, создав программу, которая понравится всем. Понятно, что в итоге все равно найдется тот, кому что-то не понравится, но это будет меньшинство.

Придомовая территория многоквартирного дома должна быть в первую очередь для людей, для детей, и уже потом для автомобилистов. Мы часто сталкивались со случаями, когда людей интересует только то, куда они могут поставить свою машину и совсем не думают о том, где будут играть дети. Вот такие вопросы мы как раз при встречах должны доносить до людей, разъяснять и получать обратную связь, доводя все до исполнительных органов.

– Кстати, когда я писал один из своих материалов, я общался с экспертами, некоторые из которых говорят, что при принятии решений нельзя опираться на мнение простых жителей, потому что они могут быть некомпетентными. У них нет инженерных, градостроительных и прочих знаний. Согласны ли вы с этим?

Да, наверно я частично с этим соглашусь, но все зависит от того, какой ставится вопрос. В том, что касается использования придомовой территории, мнения людей надо обязательно учитывать. Здесь, пожалуй, нет необходимости в каких-то специальных знаниях. Нужно послушать, что они хотят, а потом уже специалисты-профессионалы, которые занимаются проектированием, с учетом технической возможности и других условий принимают решение.

Простой пример – люди хотят детскую площадку на определенном месте. Но они не знают, что в этом месте проходит теплотрасса или какой-нибудь кабель. По всем нормативным документам там, где проходят коммуникации, нельзя устанавливать детские площадки, потому что безопасность – это один из ключевых моментов. Наши дворы должны быть безопасными. И вот мы понимаем, что детская площадка нужна, но где можно ее поставить должны определять специалисты.

В любом случае подходы нужно объединять. Да, жители могут не всегда понимать каких-то тонкостей, но главное, что они дают идею. Они высказывают, что, допустим, в этом дворе нужна детская площадка, спортивная площадка, скамейки… А в каком-то дворе говорят, что скамейки не нужны, потому что там собирается молодежь и всем мешает шум по ночам. Такие моменты нужно узнавать именно у людей, а потом доносить до исполнительных органов.

- В вашей обширной практике наверняка были конкретные случаи, когда благодаря обратной связи с жителями удалось решить какую-то проблему?

Знаете, на каждом объекте такое есть. В последнее время так пошло, что все наши объекты по благоустройству, не только придомовых территорий, но также в парках, скверах и так далее, все проводится с учетом обратной связи. Выделить что-то одно сложно, потому что нет ни одного такого объекта, где мы просто пришли-захотели-сделали. И капитальный ремонт в жилых домах, и благоустройство, и текущий ремонт – сейчас даже в Жилищном кодексе прописано, что решения принимают большинством голосов собственников.

- И все-таки, может быть, был какой-то интересный, примечательный случай, который запомнился?

В целом, если взять ту же программу «Наш двор», в ней есть несколько направлений: это полная замена асфальтового покрытия, обустройство пешеходных дорожек, освещение, оформление детской площадки, уличная мебель, малые архитектурные формы и обустройство контейнерной площадки для раздельного сбора мусора. Я не назвал спортивную площадку, потому что ее там, к сожалению, нет. Нет и резинового покрытия или арт-объектов, которых часто требует население.

Как пример я могу назвать Чуйкова, 25 и Мусина, 68, где были очень инициативные люди, которым нужно было все. Понятно, что вообще все сделать невозможно, но подключилась управляющая компания и мы силами жилищников сделали объекты, которых не было в программе: спортивную площадку с резиновым покрытием, а также с металлическим ограждением, где можно играть в волейбол, баскетбол и мини-футбол и другие зоны, которые просят люди.

Нужно сказать, что когда мы готовились к работам и общались с населением, нам пришлось объяснять им, что такой двор придется еще и содержать, чтобы сохранить то, что построено. Тех средств, которые на сегодня заложены в тарифах, недостаточно для этого, так что двор через некоторое время опять пришел бы в такой же «постсоветский» вид. Но даже с учетом этого они сами приняли решение утвердить тариф, которого будет достаточно для того, чтобы денег хватало на содержание. Такое решение могут принять только сами жители.

А вот во дворе по ул. Ямашева, 82, который благоустроили годом ранее, и где тоже было многое дополнительно сделано, жители не смогли принять такое коллективное решение. И это очень печально. Жилищники пытаются содержать двор, но это дело должно подкрепляться финансами. Вот такие два разных примера.

– Сейчас в сфере ЖКХ, благоустройства и так далее, какие наиболее значимые проблемы вы могли бы выделить – применительно и к большим городам, и к сельской местности?

Проблемы, в принципе, одинаковые везде – что в одном городе, что в другом, что в одном регионе, что в другом. Проблемы одинаковые, но пути решения разные. Что сегодня необходимо изменить в системе ЖКХ? Прежде всего, нужно ввести прозрачность. Об этом говорят уже давно, говорят в том числе оппозиционные партии. Сегодня людей волнует то, что их же деньги не доходят до конечных целей вроде ремонта имущества. В то же время, в этом направлении уже очень многое сделано, та же цифровизация, которая нужна для того, чтобы население увидело, как их деньги идут на конкретные задачи. И все же прозрачность этой системы нужно показывать еще больше.

Но для этого нужно, чтобы у нас появился настоящий собственник. Нынешний Жилищный кодекс определил, что все права именно у собственника, и он принимает решение, что будет происходить в жилом доме. Законом это право дано, но, к сожалению, у нас почти не появилось настоящих собственников. Они есть, но их мало. Людям просто не хватает понимания, поэтому и возникают вопросы в отношении прозрачности, качества, тарифов и т.д.

Я считаю, что приоритетом должно быть обучение людей. Для этого надо использовать несколько площадок. У нас был такой опыт – мы проводили в старших классах школ жилищные уроки. Это нормально воспринимается и учениками, и учителями. Мы проводили такие уроки, потом рассказали об этом в министерствах образования и ЖКХ, но все на этом остановилось. Надо начинать готовить собственников со школьной скамьи. Подростки иногда могут делать необдуманные вещи – что-то сломать, разбить, но они должны понимать, что если они сегодня что-то испортят, то завтра из кармана их родителей придется оплачивать восстановление. Это база. В целом надо начинать обучение детей в этом возрасте.

Это же касается и взрослых. У нас одно время было, что людей обучали компьютерной грамотности. Почему бы не обучать людей азам того, как стать грамотным собственником? Я уверен, что тогда больше половины вопросов, которые сегодня возникают по системе ЖКХ, сами по себе исчезнут. Просто потому, что многие из них появляются от незнания.

Я как жилищник всегда поддерживал и никогда не боялся грамотного собственника. Кто-то, может быть, и боится, что его закидают вопросами, но меня это наоборот радует. С грамотным человеком легче общаться, потому что вы на одной волне, на одном уровне понимания.

– Марат Абдулхаевич, такой вопрос. Допустим, я – простой житель Казани, работаю на заводе токарем, и у меня есть своя квартира. Двор в ужасном состоянии, я хочу с этим что-то сделать, но не знаю, как действовать.

Вот это и плохо, что не знаете. Это означает, что вы еще не настоящий собственник, а только пользователь.

– Поэтому и спрашиваю – как действовать, что делать?

Да, надо знать. Вы же, допустим, знаете, как обращаться со станком? Знаете, и лучше всех, поэтому хорошо работаете. Так же и здесь.

Прежде всего, нужно обратиться в свою управляющую компанию. Придомовая территория – это часть общедомового имущества, так что первый вопрос к ним, а дальше они уже должны все разъяснить. Опять-таки, будет полезно пройти определенное обучение. Можно и самостоятельно, сейчас в сети очень много полезных материалов. Тогда вы будете знать все – когда, куда, к кому, по каким вопросам обратиться. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 182 материала в сюжете

Выборы в Госдуму

В сентябре татарстанцам предстоит определить, кому представлять интересы республики в нижней палате парламента. Рассказываем о предвыборной гонке и ходе голосования.

7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Карина
Программа реально хорошая, у нас во дворе в этом году сделали новую детскую площадку, спасибо большое, теперь можно детей надолго на площадке занять, жаль только что погода испортилась только
0
0
Ответить

Лидия
Знаете в чем главная проблема я думаю, в том жители сейчас домов абсолютно не сплоченные, сейчас уже нормально то, что соседи не знают друг друга в лицо и не здороваются даже, поэтому и проблем стало намного больше...
2
0
Ответить

Олег
Если бы кто-то контролировал работу ЖКХ, то возможно было бы лучше, а так получается, что жильцы платят квартплату, часть из которой идет например на обслуживание и ремонт водопровода, но по факту эти работы не осуществляют
3
0
Ответить

Денис
@Олег Согласен, потому что деньги куда-то утекают, как вода по трубам))) Слава Богу я с такими проблемами не сталкивался пока, потому что живу в новом доме)))
0
0
Ответить

Резедуша
Живу в ЖК Арт Сити, у нас управляющая лучшая УК, вот правда, огромное им спасибо за работу, на протяжении двух лет уже живу и чувствуется что все делается для людей! Вот пример для всех УК!
0
0
Ответить

гость
кому то повезло, а кому то нет. Некоторые ЖКХ и управляйки ничуть не измениились
0
0
Ответить

Житель Дербышек.
УК Дербышки все ещё живёт в каменном веке. Вот их было бы не плохо на переобучение отправить, который стартует в 2022 году.
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite