В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике

В центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков»

Ольга Гоголадзе  Казань

«Зачем учительница говорит: «Посмотрите, ребята — это Италия, она похожа на сапог». Ты о чем вообще? Италия похожа на рай! Это ты похожа на сапог».

И ведь не возразишь. Более того, позицию о том, что Италия — рай на Земле, уже не одно столетие разделяют художники со всей Европы. Несколько веков подряд живописцы и скульпторы из Франции, Испании, Германии, России и Нидерландов готовы были бросить всё и поселиться где-нибудь в Тоскане, чтобы до конца жизни рисовать медовую красоту Средиземноморья. Проникнуться их творчеством и влюбиться в эту удивительную страну можно в Центре «Эрмитаж-Казань». Туда прямиком из Питера прибыла выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков».

В экспозиции целых три зала потрясающих пейзажей из собрания Государственного Эрмитажа, которые долгие годы хранились в фондах музея. Теперь у казанцев есть возможность увидеть почти 200 картин, которые в Петербурге были доступны лишь кистям реставраторов. Четыре полотна и вовсе впервые представлены широкой общественности. Эксклюзив в чистом виде. 

Вот, например, «Вид на неаполитанский залив» (1847) кисти Габриэле Смарджиасси. Большой, красивый, итальянский возвышенный пейзаж, реставрация которого шла несколько лет. Полотно подкупает воздушностью, медитативным спокойствием моря и непринуждённой вальяжностью крестьян, таких крошечных на фоне величия прибрежных скал. В отличие от распиаренных картин, в интернете это произведение практически не представлено, да ни один монитор и не передаст нежнейшие оттенки цвета и масштаб полотна. В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публикеЕщё одна уникальная новинка — «Послеобеденный отдых неаполитанцев» (1837) Франца Винтерхальтера. Это апофеоз dolce far niente — «сладкого ничегонеделания» и томной неги среди прекрасной природы. Дело в том, что в XIX веке по всей Европе ходил миф об Италии, как о беззаботной стране, где всё растёт само, а люди ничем не заняты. Поэтому на картине красивые люди флиртуют, играют на мандолине и просто томно возлежат на кушетках. Конечно, про оборотную сторону такого безделья — тотальную нищету на Юге Италии — все предпочитали не думать. Кстати, тема dolce far niente  прослеживается и в русской живописи Брюллова. Правда, на его картине всего одна девушка с гроздью винограда, а здесь тунеядство приобретает качественно иной масштаб.

В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике
Полотно Ипполито Каффи «Замок святого Ангела в Риме» и вовсе единственная картина этого художника в Государственном Эрмитаже. Более того, это очень дорогой автор, и купить его по аукционным ценам, возможно, не получилось бы. Но, поскольку полотно было не в лучшем состоянии, в 2014 году его удалось увести у остальных конкурентов. А дальше в дело вступили реставраторы, и сейчас оно просто сияет новизной.

Пейзажи Каффи — это не реализм и не салон, а прочувствованные романтические картины, с игрой на нюансах и ностальгическо-восторженном взгляде на Италию, — говорит куратор выставки Василий Успенский.
В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике
И, наконец, четвёртая новинка —  «Монастырь в горах в окрестностях Сорренто» (1842) Джачинто Джиганте. Этот мастер — яркий представитель «школы Позилиппо» и одновременно французский барбизонец. И те, и другие первыми начали писать свои картины прямо на природе. До них все пейзажи создавались только в мастерских и обязательно по классическим канонам. Барбизонцы были предшественниками импрессионистов, поскольку стремились максимально запечатлеть природу со всеми оттенками настроения, рисуя не  «лакированную» мечту, а цепляющую своим несовершенством реальность.
В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публикеГуляя по выставке, поневоле понимаешь, почему сотни художников были одержимы Италией. Ведь каждый из них мог найти в этой стране то, что любил больше всего. Нравятся простые люди? Да пожалуйста. Сотни интереснейших типажей всех возрастов и сословий, народная жизнь во всей красе: религиозные процессии, продавцы арбузов, чумазые дети, которым великая итальянская архитектура служит лишь фоном. 

Кому-то, напротив, люди казались суетными тенями на фоне древнейших зданий. Век за веком мастера рисуют Колизей, который занимает всё полотно, а у его подножья копошатся мелкие ничтожные людишки. Его изображают в лунном свете, часами по ночам вглядываясь в это мистическое зрелище, чтобы днём воссоздать его по памяти. У одних Колизей похож на неприступную крепость, у других — на жалкие развалины империи. Для некоторых художников важно было лишь обозначить силуэт этого вечного строения, а кто-то прорисовывал мельчайшие детали фасада. Как, например, Джованни Пиранези — один из самых известных известных гравёров всех времён и народов. Он уделял огромное внимание архитектуре, оставив нам не просто произведения искусства, а ценные исторические свидетельства.

Так, в его работе «Храм Веспасиана на Римском Форуме» запечатлена верхняя часть огромных колонн, две трети которых скрыты под слоем земли. В современном Риме мы такую картину уже не увидим, поскольку здание давно раскопали, и теперь туристам при всём желании не дотянуться до капители.
В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике
Кстати, гравюры чаще всего коллекционировали путешественники, поскольку стоили они относительно недорого, а перевозить их было очень удобно. Поэтому в Италии XVIII века стала очень популярна ведута  городской пейзаж. Работам Микеле Мариески и Джованни Батиста Пиранези стали массово подражать все европейские художники. Благодаря им на рисунках сохранилось много деталей, навсегда ушедших в прошлое. Барочные кареты, костюмы знатных дам минувших веков, бездорожье в центре итальянской столицы, поросшие травой колонны. Удивительно, насколько изменилось отношение итальянцев к своим достопримечательностям, когда туризм стал чуть ли не основным источником дохода страны. Теперь античные строения охраняют, как зеницу ока. Но ещё пару веков назад к ним, похоже, относились, как к развалинам.

Какие-то места сейчас угадываются лишь интуитивно, поскольку их привели в божеский вид. Но некоторые сохранились так хорошо, будто их рисовали вчера. Например, фонтан на Вилле Боргезе выглядит так же, как на акварели столетней давности. Изображают его ничуть не реже, теперь он — звезда инстаграма. 

В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике
Конечно, на многих картинах мы видим мечты и фантазии художников о волшебной Италии. У всех они разные. Алессандро Маньяско рисует разбойников, разбивших лагерь среди древних руин. С одной стороны — это противопоставление величия прошлого измельчавшему настоящему. С другой — упоение дикой стихией и демоническими образами. Пожалуй, его полотно одно из самых впечатляющих на выставке.

Италия Якоба Хаккерта, напротив, похожа на миф. Недаром пастушок на его картине — не кто-нибудь, а сам Гермес (или в данном контексте правильнее назвать его Меркурием?). Богов вообще легко понять, любой бы на их месте поселился там. Красота, идиллия, да ещё и куча желающих нарисовать тебя или выточить фигуру из мрамора.
В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике
В общем, это не выставка, а сказка. Можно ходить по залам часами, рассматривать каждый пейзаж и поражаться таланту мастеров старой школы. Там понимаешь, что современное искусство по сравнению с классическим  это как хипстер рядом с Джеймсом Бондом. То есть, отдельно взятый хипстер может быть и привлекательным, и забавным, борода, опять же. Но когда рядом атлет в строгом костюме — без шансов.

Ещё один несомненный плюс, что эти пейзажи понятны каждому. Даже если они напичканы символизмом и имеют от двух до десяти скрытых смыслов, не нужно иметь образование искусствоведа, чтобы оценить всю их прелесть. Можно просто наслаждаться. И взять с собой детей, чтобы они с ранних лет получали прививку эстетического счастья.

Выставка будет открыта в казанском «Эрмитаже» до 15 января 2016 года.
В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике В Казань привезли картины из Эрмитажа, которые никогда не показывали широкой публике

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Иннокентий
Италия сохранила античное наследие в первозданном в виде, вот именно оно и вдохновляет творческих людей
0
0
Ответить

Марат
Круто! обязательно схожу!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite