Альмир Михеев: Нужен коренной пересмотр российской системы налогов и пошлин по отношению к медизделиям

Председатель татарстанского отделения партии «Справедливая Россия - За правду» объясняет, почему госфинансирование почти не приносит пользы для стимулирования отечественного производителя.

- «Ростех» заявил, что к 2030 году в России 50% рынка промышленного оборудования будет занято отечественными станками. Эксперты уже сейчас говорят, что это нереалистичный план. А как вы оцениваете перспективы российской промышленности?

- Импортозамещение стало ключевой задачей в промышленной политике в 2013 году. Например, в медицинской промышленности, согласно принятой в 2013-м Стратегии развития, к 2020 году доля отечественных медицинских изделий на внутреннем рынке должна была составить 40%. Но на практике, по оценке экспертов, на 2020 год на российском рынке всего 25% отечественных медизделий. А в травматологии и ортопедии, по разным данным, и вовсе от 10 до 15%.

Принимаются программы, выделяются деньги, однако впечатляющего результата нет, и не думаю, что можно его ожидать, если оставить всё без изменений.

- Почему так происходит?

- Если смотреть глобально, то дело в экономической и политической конъюнктуре: роль государства усилена, управленческие процессы излишне централизованны, здоровая конкуренция не развита, судебная система не выглядит независимой, инвестиционный климат нулевой. Государство пытается стимулировать производство бюджетными вливаниями в виде льготных займов, грантов, но и эти процессы настолько забюрократизированны, что практической пользы от них не много.

К тому же все станки и комплектующие к ним импортные, высококвалифицированных кадров не хватает, российского сырья нет или оно плохого качества. В это же время на рынке в любой отрасли есть готовый дешевый китайский продукт. Производить в России в таких условиях просто невыгодно.

- Сейчас декларируют развитие единого рынка продукции на территории стран ЕАЭС, когда медицинские изделия и лекарственные препараты можно будет свободно по единому документу продавать на территории всех стран-участниц. Это не помогает?

- В медицинской промышленности нисколько. Только мешает. Сейчас ради этого единого рынка всех производителей медицинских изделий обяжут вновь проводить дорогостоящую регистрацию своих изделий, заново проходить все испытания, в том числе на территории стран-членов ЕАЭС - даже если они планируют продавать свое изделие только на российском рынке.

Несмотря на то, что правила ЕАЭС для медицинских изделий введены в 2017-м, этими правилами никто не пользуется. На сегодня из нескольких тысяч медицинских изделий российского производства получили бумаги по ЕАЭС только 4 штуки - это наглядное доказательство, что российской медицинской промышленности этот единый рынок совершенно не нужен. А нас туда обязывают входить, тратя на это собственные деньги и время, которые никто не компенсирует.

- Как депутат Госсовета вы видите какое-то решение проблемы на законодательном уровне?

- На региональном уровне ничего не решить - здесь действует федеральное законодательство. А вот на этом уровне есть целый ряд предложений. Например, еще важный момент - это дисбаланс в НДС и ввозных пошлинах. Необходимо изменить существующую конфигурацию НДС и пошлин: при существующих тарифах российский производитель оказывается в худшем, по сравнению с российским импортером, положении.

Во всем мире развито контрактное производство, когда разные этапы производственного процесса делают разные компании. Головная компания-производитель замыкает на себе самые важные производственные процессы и ноу-хау. Выстраивает систему производства так, чтобы компоненты или полуфабрикаты изделия производились на лучших площадках лучшими кадрами, но по конструкторской документации компании-заказчика. Это хорошая мировая практика, которая позволяет добиваться лучшего качества продукта.

Но в России такая система невозможна из-за дисбаланса в налоговых и таможенных платежах.

Например, если компания-импортер ввозит в Россию медизделие из Китая, она платит 5% таможенную пошлину и 0% НДС. Однако если компания-производитель решит закупить за рубежом только сырье для того же самого изделия, то за ввоз она заплатит и 15%-ную таможенную пошлину, и 20% НДС.

Очевидно, что такая конфигурация делает развитие производства в России просто экономически не выгодным и нецелесообразным. При таком раскладе производство может существовать только в тепличных условиях огромных государственных субсидий и дотаций.

И чтобы переломить эту тенденцию, нужен коренной пересмотр всей системы налогов и пошлин по отношению к медизделиям. Ввоз полуфабрикатов медицинских изделий должен быть без НДС, а таможенная пошлина должна быть минимальной. Ввоз же готовых медицинских изделий должен облагаться и 20% НДС, и полноценной таможенной пошлиной.

Вообще, при определении планов развития любой отрасли промышленности нужно учитывать мнение участников рынка – не теоретиков, потому что на бумаге законы выглядят вполне приглядно, а тех, кто знает, как это работает на практике.

- В 2020-м, когда возник дефицит средств индивидуальной защиты, государство стимулировало местных производителей – только в Татарстане появилось несколько десятков производителей масок. Получается, это было эффективно?

- Большая часть из них – это производители тканевых, не медицинских масок. С медицинскими ситуация иная. В 2020-м Росздравнадзор ввел упрощенную регистрацию средств индивидуальной защиты, чтобы быстрее выводить изделия на рынок, – программа испытаний действительно была минимальная, документы выдавали очень быстро. Но и срок действия такого регистрационного удостоверения был ограничен. По такой упрощенной процедуре вывели на рынок свои маски около 15 производителей из Татарстана. Однако на сегодня на рынке осталось меньше половины производителей и их мощности загружены на 30-40% – всех опять потеснили китайские производители.

- Тогда надо максимально ограничить присутствие на рынке иностранных производителей, если есть российские?

- Я бы не стал уходить в крайности, надо найти баланс. Одними только запретительными мерами по отношению к импортным изделиям мы убьем здоровую конкуренцию и качество продукции. Поэтому крайне важны не разовые вливания в госкорпорации в надежде, что они разовьют то или иное производство, построят станки, ракеты, дома.., а системные меры по созданию благоприятной экономической и политической конъюнктуры.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Нияз
Нужно поддерживать российских производителей, не пускать иностранных. Какой-то год массово начали закупать китайские запчасти, одежду. Нужно быть достойными конкурентами по ценам и качеству. Чем наши хуже?
1
0
Ответить

Регина
Никто не будет покупать отечественные станки, если цены на аналогичные иностранные будут ниже. А качество как правило у иностранцев лучше и запчасти на них в наличии всегда.
0
0
Ответить

Венер
Нашим производителям не дают развиваться, в бизнесе полно проблем от налогов до сбыта, сертификатов и справок. А потом говорят о том, что наше производство уступает иностранному.
0
0
Ответить

Айрат
Нужно налаживать сотрудничество и выстраивать взаимоотношения с нашими предприятиями, а у нас с китайцами договоры подписывают.
0
0
Ответить

Алмаз
Недавно только был скандал, когда предприниматели не могли взять ни займы, ни гранты. Нужно упрощать такие процедуры, помогать предпринимателям.
1
0
Ответить

Алия
Согласна с Михеевым. Полный пересмотр сертификации. И по медизделиям и по лекрствам
2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite