«​Люди относятся к обучению довольно халатно: хотят просто посидеть, послушать и получить диплом»​

что цифровизацию сильно тормозит нехватка квалифицированных кадров. Молодых сотрудников IT-сферы еще немного
Лейтмотивом Kazan Digital Week стала мысль, что цифровизацию сильно тормозит
нехватка квалифицированных кадров. Молодых сотрудников IT-сферы еще немного, а
те, кто работают на предприятиях давно, не видят смысла в переобучении и
проходят его с трудом. Эксперты в области цифровой трансформации поговорили о
современном образовании в России.

Главную трудность в обучении кадров составляет нехватка мотивации. Люди не готовы учиться, им сложно выходить за рамки привычных действий, у них нет понимания, к каким результатам они могут прийти. 

Директор «Центра современного образования» Калужской области Ирина Замятина рассказала, как они организовали процессы обучения и доносили до людей мысль, что цифровизация — это не когда человека заменяет машина, а совокупность инструментов, которые помогают эффективно работать. Благодаря ИТ-технологиям задачи, над которыми мы бились весь день, можно выполнить за пять минут. 

— Корень проблемы не в том, что наступил цифровой мир, а в том, что мы не готовы развиваться, — заявила спикер. — Мир эволюционирует, а цифровизация может упростить нашу адаптацию.

Современный сотрудник должен совмещать в себе три личности, считает Ирина Замятина. Во-первых, это человек-профессионал, или тот, который постоянно развивает свои навыки до уровня мастерства; человек-человек, с хорошими личностными компетенциями, важными для нужд организации, где он работает; и человек-творец, предлагающий решения в цифровом мире. 

«​Люди относятся к обучению довольно халатно: хотят просто посидеть, послушать и получить диплом»​

В Калужском университете был создан проект о навыках цифрового мышления. Его участникам сначала рассказали про стратегию цифровой трансформации, потом продумали программу и разбили ее на части. Люди, которые не являются айтишниками, должны были рассказать о своей профессии так, чтобы стало понятно, какие функции можно преобразовать в цифру.

Директор института дополнительного образования АНО ВО «Университет Иннополис» Образцова Мария рассказала о подходе, который использовался при создании учебных программ. Целью проекта было продумать подготовку квалифицированных кадров с учетом новых требований цифровой экономики. В ходе разработки создатели выделили следующие проблемы: разрыв между требованиями индустрии и результатами образования, отсутствие единой методической системы цифровой трансформации профессионального образования и кадровый дефицит на рынке труда. 

Немало было сказано о переквалификации чиновников, ведь это те люди, которые должны меняться раньше остальных. Спикер вспомнила о курсах повышения квалификации, которые необходимо проходить каждые три года. Если кандидат не соответствует, то просто не проходит аттестацию. За этим могут последовать понижение в должности, заработной платы или увольнение. Главное — перестать проводить такие курсы чисто номинально, для того чтобы отсидеть курс и отчитаться.

— Когда человек сдает экзамен, защищает проект перед комиссией, это начинает работать, — сказала Мария Образцова. — Когда рутина начинает затягивать, возможность учиться может стать способом переключиться. Лучший отдых — это смена деятельности. Возможность поехать на обучение должна стать поощрением, а не долгом. Нужно повышать статус людей, получивших обучение, проводить отбор на курсы. 

«​Люди относятся к обучению довольно халатно: хотят просто посидеть, послушать и получить диплом»​

Разговор о правильной мотивации продолжила Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Мало осознать проблему необходимости обучать кадры и даже выделить на это деньги, нужно, чтобы люди были готовы получать знания, понимали, зачем они нужны и были готовы тратить на это время. 

— Люди относятся к обучению довольно халатно, хотят просто посидеть, послушать и получить диплом, — объяснила директор центра подготовки, где были намерено изменены условия прохождения образовательных программ. — Теперь отбор проходит более тщательно, люди проходят интервью для зачисления на программу, чтобы проверить их мотивацию. Провели исследование НАФИ, согласно которому 62% работников госучреждений не имеют мотивации осваивать и углублять знания в сфере информационных технологий. 

Спикер подчеркнула, что для достижения результатов цифровизация должна быть в приоритете у начальников всех уровней.

— Это видно на примере регионов. Если у губернатора цифровизация в приоритете, регион преуспевает. Бывают более приоритетными социально-экономические проблемы, нормативно-финансовые ограничения. Тогда результатов нет. 

РАНХиГС проводят тестирование перед началом и после окончания обучения. Собирают данные по ходу обучения, постоянно дорабатывают программу, адаптируют формат под аудиторию. С переходом обучения в онлайн-формат многое изменилось. Во время занятий очень важны харизма преподавателя и вовлечение обучающихся, но в онлайн-формате этот фокус не срабатывает. Ну и наконец, удостоврение выдают только тем, кто активно участвовал в программе и защитил итоговый проект. Так что пройти обучение «ради корочки» не получится. 

«​Люди относятся к обучению довольно халатно: хотят просто посидеть, послушать и получить диплом»​

На форуме Kazan Digital Week также было объявлено о старте в Татарстане двух образовательных программ для населения. Первая — это бесплатная программа по профессиональной ориентации «Карьерная мастерская». О ее запуске объявили участники секции «EdTech для всех. ИТ-образование как драйвер развития региона». По сути, это такой онлайн-курс по профессиональной ориентации, где слушатели смогут правильно поставить профессиональные цели и спланировать карьеру, определят свои сильные стороны и составят долгосрочный план по развитию подходящей для них профессии.

Также правительство Татарстана совместно с онлайн-университетом Skypro планирует создать образовательные группы на базе «ИТ-парка» в Казани. Обучение будет проходить по модели Income Share Agreement, то есть освоить IT-профессию можно без предварительной оплаты. Оно будет длиться около трех месяцев, и всем выпускникам будет оказываться помощь при трудоустройстве в новой профессии. Оплата учебы производится в течение последующего времени — и только если выпускник зарабатывает от 50 000 ₽ в месяц. Тогда он выплачивает компании 17% от своего дохода, но в сумме — не более 300 000 рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *