
Скидка в 22 миллиарда и истёкшие сроки давности: как в Казани выносили приговор Роберту Мусину
Экс-главу Татфондбанка осудили на 12 лет колонии и лишили госнаград.
В Татарстане вынесли приговор по самому громкому делу в истории республики, фигурантом которого стал бывший министр финансов РТ Роберт Мусин. Преступления банкира в основном связаны с выдачей незаконных кредитов организациям, бенефициаром которых являлся он сам. Также Мусин выводил деньги через кипрские офшоры в швейцарские банки. В результате действий Мусина наступил крах Татфондбанка, 2,5 тысячи вкладчиков которого остались без накоплений.
Чтение приговора растянулось на два дня: Мусина признали виновным по всем шести эпизодам, по трём из которых смягчили вину, а по ещё двум судить вообще не стали. В первый день суд озвучил позицию по пяти эпизодам - об этом мы подробно писали ранее. Во второй день экс-главу Татфондбанка признали виновным по последнему и самому крупному эпизоду, ущерб от которого составлял 27 миллиардов рублей. Он связан с выдачей необоснованных кредитов подставным компаниям в размере 7,1 миллиарда и принятием незаконного решения о выводе обеспечивающего эти кредиты залогового имущества в 20 миллиардов.

В деле фигурируют такие организации, как «Ягодинская слобода», «Траверс компани», «Грит плюс» и «ТДК-актив». Номинально директорами этих компаний были сотрудники Мусина, которые соглашались на эту должность за прибавку к зарплате в 5-10 тысяч рублей. Бенефициаром организаций, естественно, был сам Мусин. Обвинение считает, что ТФБ выдавал этим фирмам кредиты под необоснованно высокий залог. Чтобы у Центрального банка не возникло подозрений, Мусин обратился к Госжилфонду РТ, «Казанскому хлебозаводу №3», ПСО «Казань» и Зеленодольскому заводу имени Горького - они стали поручителями ТФБ, а их имущество в виде ипотечных земель и акций - залогом. Позже залоговые договоры расторгались задним числом. Суд подчеркнул, что самим банкиром вина по существу не оспаривается. Однако при этом из обвинения был исключен ущерб от невозврата кредитов и сокращён ущерб от вывода залогового обеспечения (сумма с 20 миллиардов рублей уменьшилась до 5 миллиардов). Кредиты компаний «Урман» и «Метинвест» не будут учтены, так как они учтены в эпизоде с ГК «ДОМО».

Прокурор запросил для банкира почти 15 лет лишения свободы, но по трём эпизодам суд не усмотрел в действиях подсудимого тяжких последствий в рамках предъявленных обвинений и переквалифицировал статьи на более мягкие. В качестве смягчающих обстоятельств были учтены частичное признание вины, наличие двоих малолетних детей, награды за занятие благотворительностью и преклонный возраст Мусина. Также в связи с истечением срока давности банкир освобождён от ответственности по двум эпизодам, связанным с компаниями «Аида и Д» и «Казанская сельхозтехника».
Помимо всего прочего банкира лишили госнаград - ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и звания «Почётный экономист Республики Татарстан».
«Данные награды являются высшей формой поощрения граждан за заслуги перед государством, а потому награжденные им лица должны являть собой образец безупречности норм и требований закона, морали и нравственности. Совершённые Мусиным преступления перечеркивают его прежние заслуги и не позволяют сохранить за ним государственные награды», - говорится в тексте решения.

Суд также постановил, что имущество Мусина и его родственников было получено преступным путём. Только на перечисление недвижимости ушло около 20 минут: несколько машин (в том числе "Тойота", БМВ, "Порш" и "Шевроле"), несколько квартир в центре города, десятки земельных участков и нежилых помещений, а также дома в Песчаных Ковалях, Матюшино и деревне Обухово останутся под арестом.
Мусина приговорили к 12 годам лишения свободы, взять его под стражу должны были прямо в зале суда. Когда банкир услышал вердикт, на его лице не дрогнул ни один мускул. Конечно, Мусин был к нему готов:
- Сейчас, только куртку надену, - обратился он к полицейским.

Комментировать свой приговор Мусин, как и всегда, отказался - с прессой он не общался ни разу за все время следствия. А вот адвокат заявил, что подзащитный будет обжаловать решение суда. К тому же, в срок заключения зачтется то время, которое Мусин провёл в СИЗО и под домашним арестом. В СИЗО банкир сидел с марта 2017 года по январь 2018 года - этот срок будет зачтён из расчета один день за полтора. Все остальное время по сегодняшний день Мусин находится под домашним арестом - это означает, что в тюрьме ему остается сидеть около 7 лет из 12.