Путин поручил сократить число школьных контрольных. Это вообще работа президента России?

В системе образования нашей страны немало проблем. И, хотя шквал проверочных работ бьет и по учащимся, и по педагогам, решать все вопросы их нужно системно. Пока же мы видим только латание дыр в ручном режиме. 

Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета распорядился сократить число контрольных и проверочных работ в школах. Это поручение должны выполнить Рособрнадзор и Минпросвещения РФ к 1 июля 2022 года.

Сама по себе идея благая – на чрезмерную нагрузку на школьников жалуются как сами учащиеся, так и их родители. Но возникает иной вопрос – почему этим занимается глава государства, а не профильные ведомства? Понятно, что эффективнее всего у нас в стране вопросы решаются в ручном режиме, но все же, не слишком ли велико расстояние от вопроса школьных контрольных до полномочий президента? Может быть, это как-то связано с прошедшими выборами (хотя почему тогда об этом не говорили партии)? Или это символ того, что президент сосредотачивается на внутренних делах страны, а не на внешней политике, которой он со временем уделяет все больше внимания?

Политический обозреватель KazanFirst Альберт Муртазин задал эти вопросы экспертам, чтобы попытаться разобраться, что все это значит.

Политолог Руслан Айсин обратил внимание на то, что глава государства замыкает на себя решение второстепенных, а где-то даже третьестепенных вопросов. Притом, что количество контрольных работ у школьников – это уровень министерства просвещения, но никак не президента.

– Меня это наводит на соображения, что Путин понимает всю пагубность ситуации, связанной с управленческой сферой. То есть очевидно, что вертикаль власти, которую он сформировал в начале 2000-х годов, сейчас уже не выполняет эффективно свои функции. Тогда, в конце 90-х – начале 2000-х сосредоточение власти в руках одного человека дало определенный эффект. Но сейчас, с осложнением мировых коммуникационных, общественных и управленческих процессов такой подход уже не находит должного отклика, – отметил собеседник.

Он добавил, что упомянутый вопрос в системе образования очень важен. Но если проанализировать предыдущие выступления Путина, то можно увидеть, что там он призывал побороть бедность, вытащить людей из трущоб и т.д. Причем эти призывы звучали еще в начале 2000-х и 2010-х, но по сути ничего не изменилось.

– Получается, что система стагнирует, и она не в состоянии поручения выполнить. Но я думаю, что этот вопрос не поднимался, чтобы не вызывать какие-то ненужные дискуссии, – отметил Айсин.

Он подчеркнул, что точечные меры не помогут – система образования, так же, как социальная сфера или экономика, требуют системного подхода и масштабной реформы.

– Можно залатать дыры на некоторое время, но спустя короткий период времени этот кризис еще сильнее может вдарить, – убежден эксперт. – Я думаю, Путин-то понимает, что для того, чтобы быть конкурентоспособными в мире, надо начинать именно с системы образования. А она очень слабая, и нацелена на какие-то внешние атрибуты – оценки, контрольные работы (которых действительно очень много) или систему ЕГЭ, которая должна была как-то уравнять и структурировать вопрос проверки знаний, итоговой аттестации, а в результате вылилась в страшную систему, которой пугают детей. Недаром ее называют «Баба ЕГЭ».

Также он подчеркивает, что невозможно провести реформу ЕГЭ без серьезного экспертного обсуждения.

– Чиновники не могут все знать. Их задача – исполнять, заниматься организацией выполнения поручений, функционированием системы. А эксперты должны заниматься анализом и подготовкой реформы. Но мы видим, что экспертное сообщество у нас отодвинуто куда-то на задний план и голос специалистов не слышен. Есть хорошие эксперты в этой среде, но, к сожалению, чиновники взяли верховенство в этих вопросах и именно они диктуют как должно быть, – сетует политолог. – Поэтому система образования очень сложная, где-то коррумпированная, недоработанная, уезжающая на старых советских дрожжах – она требует серьёзного изменения.

По мнению Айсина, трагедии, которые случились в Перми и в Казани, тоже каким-то образом аукнулись, потому что система образования упустила систему воспитания. Впрочем, здесь он упоминает в действительности очень серьезный вопрос – должна ли школа заниматься воспитанием?

– Есть очень важные концептуальные вопросы, которые пока не находят своего разрешения. Поэтому я думаю, что Путин неспроста за это взялся. Видимо, приходят сообщения и какие-то жалобы. Но его вмешательство – это не очень хорошо. Вмешательство главы государства во все вопросы говорит о том, что система управления находится в анабиозом состоянии, – заявил собеседник.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов считает, что тема образования крайне поляризует общество.  

– Есть сторонники и противники нынешнего подхода, ЕГЭ и современных стандартов. Школа будущего часто не отвечает ожиданиям родителей, которые жили и учились в другие времена. По этой причине обсуждение темы в предвыборный период создает слишком много рисков для действующей власти, вынужденной осуществлять стратегические реформы в отрасли, – сказал Кутилов.

Он напомнил, что просьбы о сокращении числа контрольных звучали от учительского сообщества в рамках сбора предложений в предвыборный период.

– Речь шла именно о контрольных срезах знаний, а не о текущих контрольных в рамках учебных планах. Такие контрольные действительно большая дополнительная нагрузка на учителей и стресс для учеников, – добавил эксперт.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев указал на то, что количество контрольных работ в школах возросло, и, самое главное, возросла ответственность учителей и школ за их результаты перед вышестоящими инстанциями.

– Раньше были (и остаются сейчас) обычные контрольные работы, которые проводит учитель-предметник, и результаты их остаются в школе. Были, конечно, и так называемые «директорские» работы, но в основном по математике и русскому языку, и раз в год. Теперь же проводятся ВПР (Всероссийские проверочные работы) и, кроме них, еще есть городские контрольные работы, бывают республиканские, областные или краевые. В выпускных классах (9-х и 11-х) ВПР пишутся только теми учащимися, которые не сдают соответствующие ОГЭ или ЕГЭ по данному предмету. В начальной школе ВПР проводятся по математике, русскому языку (в две части, первая – диктант; вторая – тестовая часть) и окружающему миру. В 5-х и 6-х классах ВПР пишутся по истории, обществознанию, биологии, географии, русскому языку и математике. Бланки этих работ и отчетность по ним не остаются в школах, а направляются выше, и по их результатам судят о работе школ и учителей, – рассказал эксперт.

Собеседник подчеркнул, что проведение этих работ зачастую оборачивается профанацией учебного процесса, дезорганизует учебу, от этого летит расписание и все это к реальным знаниям имеет мало отношения. При этом проведение Всероссийских проверочных работ не предусмотрено Законом об образовании.

– По всей видимости, раздражение родителей и учителей по разным каналам дошло до президента России. Ведь различные ведомства собирают информацию об источниках реального и потенциального недовольства граждан. А учитывая внимание президента к воспитанию молодежи, к истории, обращение к проблемам школ не выглядит удивительно, – заключил собеседник.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
5 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Алсу
Да это не поможет, нужно всю систему образования меня! И конечно же этим должен не президент заниматься, а педагоги, которые в этом хоть что-то понимает
1
0
Ответить

Анонимно
Больше заняться нечем что ли? Даже слышать смешно)) Неужели кроме контрольных в стране проблем нет?
1
0
Ответить

1
Айсин прям в точку высказался, только масштабное решение может что-то изменить! Надеюсь это дойдёт до тех, кто сверху
1
0
Ответить

Ольга
А я рада, у меня 2 детей и оба в 7 классе, эти контрольные реально ужас, может хоть сейчас полегче будет
1
0
Ответить

пытливый
Человеческая эпоха похоже исчерпала себя!Учитывая политику, экономику,религию и технологии разные и образования, спорт и тд!К сожалению время есть время учитывая прошлое.. и настоящее..! И это далеко уже не шутки!!
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite