Творческое объединение «Хронотоп» представило казанской публике спектакль «Ад - это я». Коллектив из Северной столицы стал участником проекта «Поехали!». Рассказываем, как зрителя приучают к новому театру. 

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

Творческое объединение «Хронотоп» представило казанской публике спектакль «Ад - это я». Коллектив из Северной столицы стал участником проекта «Поехали!». Рассказываем, как зрителя приучают к новому театру. 

Проект «Поехали!» создан для поддержки негосударственных театров страны. Он объединил 8 команд: «театр post» (Санкт-Петербург), Pro Art’s (Калуга), ЦТМ (Нижний Новгород), временное объединение «Хронотоп» (Санкт-Петербург), театральная площадка MON (Казань) с совместными проектами театральной лаборатории «Угол», «Театра.Акт» и творческого объединения «Алиф», театральная компания «Июльансамбль» (Москва). Все они будут поочередно выступать в четырех городах – Москве, Казани, Калуге и Нижнем Новгороде.

Столица Татарстана принимает на своей сцене независимые театры с 1 ноября. У нас уже успели побывать театры из Москвы, Нижнего Новгорода. А на этой неделе город посетило временное творческое объединение из Санкт-Петербурга «Хронотоп».

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

Представьте, вы сидите в зрительном зале в ожидании представления. И тут на экране появляется ваше лицо. А затем другое, а после еще одно и еще. И вдруг одно из лиц начинает говорить. Вам рассказывают историю из детства, которая медленно переходит в рассказ о том, как создавалась пьеса. О том, что никакого спектакля не будет, потому что его нельзя сыграть. Вы постепенно начинаете вовлекаться в диалог, сами не замечая того, что становитесь частью постановки. 

А уже через секунду вы слышите душераздирающий монолог о нелегкой судьбе современного творца. И на секунду в вашей голове пулей проносится мысль «побыстрее бы все это закончилось». Но ничего не кончается. Напряжение нарастает все больше и больше. Вам становится жутко. Женский голос переходит в крик, наполненный отчаянием. Резко включается свет, и вас спрашивают: «Как вам?». Внутри вас сидит тысяча эмоций, но дар речи потерян, чтобы выдавить из себя хоть что-то. 

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

Так начинается совместный проект драматурга Аси Волошиной и режиссёра Ильи Мощицкого «Ад - это я». Спектакль, действие которого, как маятник, раскачивается между сценой и залом, полностью завладевая вашим вниманием. Зрители оказываются внутри происходящего, переживая вместе с исполнителями диалоги, которые из чего-то личного превращаются в социально значимые темы: о нас, о нашем обществе, об искусстве и современном мире. Артисты вместе со зрителями вторгаются в пространство «другого», пытаются разглядеть этого человека или себя в нём.

Удивительно и то, что в этом спектакле задействованы все, кто над ним работал. Будто они заключены в пространство постановки. Драматург рассказывает историю написания пьесы, режиссер стоит между сценой и зрительным залом - снимает все происходящее на камеру, а картинка транслируется в режиме онлайн за артистами. Актеры играют свои роли. И уже непонятно, выдумка это или реальная история, это все еще продолжение диалога или уже выступление. 

Наверное, это что ни на есть лучшая иллюстрация экспериментального театра. Он погружает в себя, заставляет своего зрителя начать познавать себя как личность, рассуждать вместе с актерами о сегодняшних проблемах. 

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

Чтобы лучше понять современный театр, мы пообщались с драматургом Асей Волошиной и актрисой Екатериной Крамаренко

- Вы временное творческое объединение, верно? Расскажите о себе. Как так получилось, что вы решили объединиться? 

Екатерина Крамаренко: Уйдет очень много времени на полную историю. Мы дружим коллективами. Мы общались, постоянно встречались, работали вместе. И как-то так получилось, что начали проникать друг в друга. В какой-то момент нам просто сказали, что нам надо как-то назвать себя. Произошла вынужденная самоидентификация. Мы не хотели как-то обозначаться, а потом поняли, что такое временное объединение прекрасно тем, какое оно есть. Нам нравится быть вместе. Пока не поссоримся, будем работать. 

- То, что мы увидели на сцене, - это действительно то, как вы пишете свои пьесы? 

Ася Волошина: В принципе да, так оно и есть. В спектакле мы все честно рассказываем, как все происходит. Илья придумал такую штуку, что автор может находиться внутри текста и как-то вибрировать по этому поводу. Из всех драматургов он выбрал именно меня, может быть, не в последнюю очередь. Я всегда себя выворачиваю на какой-то такой метод, иначе я не умею. Расковыриваю какие-то свои ранки. А потом из этого пытаюсь что-то делать. Монологи и диалоги в спектакле - это про то самое болезненное и ранящее, что было со мной на момент написания. Мы играем этот спектакль уже два года, а мне все еще больно в нем находиться. 

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

- Как вы стали частью проекта «Поехали!»? 

Е.К.: Центр Мейерхольда, где мы выступаем, организовал этот проект. И мы вот попали в эту замечательную акцию. Очень обрадовались этому. Единственное, что мы сами пока не смотрим никаких спектаклей, потому что все театры оказываются в разных точках. Может, когда-нибудь нам удастся посмотреть. 

- Моя преподавательница по культурологии постоянно говорила, что сейчас искусство находится в упадке. Как вы считаете, это действительно так? Или просто люди не научились понимать современного искусства? 

А.В.: Действительно, в спектакле делается попытка переосмысления этих проблем. Но я не в коем случае не пытаюсь дать рецепт. Мы не ставим перед собой целей кого-то научить или кого-то обратить в свою религию. Мы делимся своей болью, в том числе по поводу проблем коммуникаций. Мы не стараемся сказать что-то современное и такое, чтобы это было на пике каких-то новых смыслов. Нет, мы говорим то, что у нас болит, простым языком. И в общем, наверное, хотим, чтобы возникла некая связь со зрителем. И иногда эта связь возникает не с залом, а с какими-то отдельными людьми, которые входят в резонанс с этим языком, с этими темами, с этими вибрациями. И оказывается, что они как-то резонируют с этой болью. И каким-то странным образом им это приносит облегчение или ощущение неодиночества. 

Е.К.: Я не считаю, что искусство сейчас находится в упадке. Современное искусство прекрасно. Это миф, что все лучше понимают классику. Потому что мы сильно отличаемся от того человека. Современное искусство нам гораздо более понятно. Если ты открыт к искусству, то оно никогда не будет для тебя на дне. Есть масса потрясающих театров, художников, скульпторов.

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

- Вы первый раз в Казани? Какие впечатления от города?

Е.К.: Да, мы первый раз в Казани. Мы очень вдохновились нашей сегодняшней прогулкой от отеля и до театра. Очень красивый город. Мы хотим посмотреть в свободное время все, что успеем. Надеемся, что мы здесь не в последний раз. 

Питерцы заставили казанцев чувствовать острую боль

Совсем скоро в столицу Татарстана приедут еще два независимых театра из Калуги и Санкт-Петербурга. Познакомиться с афишей можно на сайте MOÑ


Читайте также: Культура у людей не в приоритете: театры Татарстана ковидные ограничения воспринимают как меньшее из зол


Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Регина
Жаль, что нет возможности посмотреть современные театральные постановки со всей страны. Спектакли местных театров уже видели, хочется что-то новенькое.
0
0
Ответить

Дарья
На подобных спектаклях всегда открываешь для себя новые истины. Иногда через монологи актеров понимаешь, что точно также разговаривает твой внутренний голос, но сказать можно только то что лежит на поверхности.
0
0
Ответить

Наташа
Из-за коронавируса я уже 2 года не была на спектаклях и пока не планирую, слишком большой рост заболеваемости.
0
0
Ответить

Алиса
Хорошо было бы увидеть эти спектакли в городах республики, не только в Казани.
0
0
Ответить

Лариса
Искусство находится в упадке, потому что зрители не приходят на спектакли, а вообще сколько творчества мы видим на просторах интернета, рождаются новые песни, картины, книги.
0
0
Ответить

Аня
Здорово, что наш город встречает такие театральные команды и дает возможность зрителям познакомиться с необычными постановками.
0
0
Ответить

ПАПА
Хорошо когда есть такой человек как Анастасия, которая освещает современную искусство.
5
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite