В республике утвердили стратегию развития интернет-торговли на 2021-2022 годы. Она призвана помочь бизнесменам, которые хотят начать работать на маркетплейсах. KazanFirst изучил документ и поговорил с предпринимателями.

Электронную торговлю в Татарстане начнут развивать по программе

В республике утвердили стратегию развития интернет-торговли на 2021-2022 годы. Она призвана помочь бизнесменам, которые хотят начать работать на маркетплейсах. KazanFirst изучил документ и поговорил с предпринимателями.

За 10 месяцев 2021 года количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в пять раз – с 3,3 тысячи на конец декабря 2020 года до более чем 16 тысяч на конец октября 2021 года. Татарстан стал лидером среди регионов Приволжского федерального округа по количеству зарегистрированных магазинов на маркетплейсах и числу отправлений товаров. 

Программа развития интернет-торговли включает в себя мероприятия по развитию инфраструктуры интернет-торговли, в том числе расширению географии пунктов приема продукции и организации взаимодействия с логистическими компаниями.

- Очень важно, что программа развития интернет-торговли в полной мере учитывает системность этого вопроса. Особое внимание уделяется комплексу мер финансовой и нефинансовой поддержки предпринимателей по продвижению на электронных торговых площадках, в том числе на международных, субсидированию логистики, обучению, а также специальным кредитным и микрофинансовым продуктам, - прокомментировал бизнес-омбудсмен, помощник президента Татарстана Фарид Абдулганиев.

Он подчеркнул, что у предпринимателей есть два-три года, чтобы занять нишу интернет-продаж. Если не сделать это вовремя, то предприниматель станет неконкурентоспособным. 

Напомним, что в ноябре прошлого года президент республики Рустам Минниханов провел встречу с предпринимателями, на которой они пожаловались на трудности, с которыми им приходится сталкиваться при выходе на маркетплейсы. По его поручению была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Татарстане, по каналам электронной торговли, в которую вошли руководители министерств и финансовых структур. Координировать работу было поручено Фариду Абдулганиеву.

Электронную торговлю в Татарстане начнут развивать по программе

Рабочая группа разработала концепцию развития электронной торговли в республике, которая предполагала системный подход к решению задачи. Нужно было не только качественно обучить предпринимателей работе на маркетплейсах, но и создать складскую инфраструктуру, привлечь мировых лидеров в республику. 

1 марта начала свою работу автономная некоммерческая организация Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» (ЦЭТ), задачей которой было помочь представителям малого и среднего бизнеса выйти на интернет-площадки. 8 ноября завершился второй образовательный марафон ЦЭТ, который проводится в течение 30 дней. В марафоне приняли участие около 1 000 татарстанских предпринимателей, более 300 из них уже начали продажи своих товаров на маркетплейсах. 

Рост отправок товаров за рубеж также послужил триггером для создания инфраструктуры для быстрой и удобной доставки татарстанских товаров в любую точку мира на конкурентных условиях. 30 июня Рустам Минниханов и генеральный директор Maersk Восточная Европа Жолт Катона подписали соглашение о стратегическом партнерстве по развитию международных контейнерных перевозок на территории республики. В рамках этого соглашения были запущены контейнерные поезда по кольцевому маршруту «порт Санкт-Петербург – Татарстан - порт Санкт-Петербург». В дальнейшем совместно с компанией Maersk планируется запустить контейнерные поезда в Татарстан и обратно из портов Новороссийск и Находка. 

В 2022 году, согласно программе, в Татарстане будет разработан льготный микрозайм для субъектов малого и среднего предпринимательства и запущена выдача субсидий на возмещение затрат на логистику и доставку продукции по каналам электронной торговли. В первом полугодии 2022 года планируется провести обучение руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РТ, а также представителей малого и среднего предпринимательства и фермеров работе на электронных площадках. 

Татарстанский бизнес выходит в онлайн

Мы поговорили с предпринимателями, которые  уже успели воспользоваться поддержкой, приняли участие в марафоне от «Маркетплейс.Легко» и вышли в онлайн.

Адель Абязов, который развивает бренд «Чистая польза» и специализируется на продаже бытовой химии, узнал о центре электронной торговли в интернете, оставил заявку и уже на следующий день был приглашен в офис.

Для работы на маркетплейсах, по его словам, нужно уметь создать яркие карточки товара, чтобы зацепить потенциального покупателя. Если бы он изучал все сам, это заняло бы намного больше времени, считает Адель.

- Вопросы возникают. Их не то чтобы много, просто надо сидеть и разбираться. Какие комиссии, как доставлять, как отгружать, как создавать карточки товара - самому в этом надо очень долго разбираться. Благодаря «Маркетплейс.Легко» все получилось быстро освоить. На той же неделе, когда появились первые карточки товаров, появились первые заказы. Пока разместились на двух площадках - Яндекс.Маркет и Оzon, сейчас будем выходить на другие доступные площадки. Онлайн-магазин уже конкурирует с нашим офлайн-магазином - там хорошо идут продажи. Даже думаем о том, чтобы полностью перейти на электронные площадки, - сообщил предприниматель.

Абязов считает, что за маркетплейсами будущее: предпринимателям не нужно платить за аренду и зарплату сотрудникам, а клиентам удобно заказывать товары не выходя из дома. 

Надежда Хегай, участница последнего марофона от ЦЭТ, начала продажи почти сразу после выхода на маркетплейс Ozon. Девушка владеет ИП, которое производит бирки для изделий ручной работы

- О марафоне узнала через инстаграм. Сходила на встречу с Юлианой Гордон  (основательница школы электронной коммерции iWENGO. - Ред.) в Ак Барс банке, на которой она рассказывала про маркетплейсы. Там я услышала, что 30 октября будет объявлен марафон, - рассказала она. 

По словам Надежды, погружение в тему было действительно глубоким. Предпринимателей учили, как зарегистрироваться, создать карточку товара, настроить продажи и как работать с отзывами.

- Я обращалась в Центр электронной торговли, мне сделали фотографии для первых карточек товара. Там есть такая услуга - можно сделать до 10 карточек товара, - поделилась Надежда.

Новички, выходящие на Ozon, могут не платить комиссию за хранение товара. Затем, если товар занимает на складе много места и медленно продается, придется вносить определенную плату. Также продавцы обязаны оплачивать комиссию - процент зависит от категории товара. Вдобавок оплачивается обработка и доставка товара до покупателя. Конечно, существует еще плата за размещение товара на маркетплейсе, перечислила она.

Татарстанский бизнес выходит в онлайн

- У нас были планы выйти на Ozon, но было страшно, - вспоминает Надежда. - Комиссия на маркетплейсе складывается из нескольких пунктов, и разобраться в этом самостоятельно достаточно сложно. Выйти самостоятельно можно, но пока поймешь, как правильно все сделать, набьешь много шишек. С поддержкой марафона гораздо спокойнее, есть уверенность, что ты все делаешь правильно, и если что, есть поддержка кураторов, которые подскажут, направят и помогут. 

Чулпан Мугинова, индивидуальный предприниматель, которая специализируется на продаже детской одежды, так же настроила продажи в интернете с помощью Центра электронной торговли. 

- Я узнала о нем через телеграмм-канал «Деловорот». До этого мы не реализовали товар ни в соцсетях, ни через интернет-магазины. Искали нишу, где можно себя попробовать, обратились в «Маркетплейс.Легко», - рассказала она. - С нашим менеджером нашли общий язык моментально - она помогла проанализировать востребованность, подсказала, на каких маркетплейсах мне наиболее выгодно размещаться. В цифровой формат упаковались за один день, в тот же день вывели товар на склад. И вот за три первых недели с начала продаж мы уже реализовали более 90 единиц обуви. 

Кроме государственной поддержки предпринимателям помогают и сами маркетплейсы. KazanExpress, например, предлагал предпринимателям сопровождение «живого» менеджера при заходе на торговую площадку. Аналитики маркетплейса изучали категории товаров селлера, помогали зарегистрировать личный кабинет, давали рекомендации по заполнению карточек, рассказывали о принципах работы на маркетплейсе. По данным пресс-службы сервиса, предприниматели, которые имеют в оффлайне определенную базу продаж, зачастую очень размыто представляют, что такое онлайн продажи. 

- KazanExpress ведет свою аналитику, которую невозможно найти нигде в сети, - сообщил руководитель отдела привлечения партнеров KazanExpress Ильнар Миннигалиев. - Наши специалисты составляют топ товаров, которые будут востребованы в том или ином месяце, в каждой категории есть закрепленный менеджер, который рекомендует партнерам товары с быстрой оборачиваемостью. 

Миннигалиев поделился, что продавцы выходят на площадку в максимально короткие сроки. Рекорд был такой: в 9 утра к ним обратился селлер, к вечеру его товар уже был на складе. 

- Быстрее зайти на маркетплейс просто невозможно, - сказал он. - Наш партнер даже не замечает, как проходят операции, он просто общается с персональным менеджером, формирует свои пожелания, всю черновую работу берут на себя наши сотрудники, а продавец в итоге готовым выходит на маркетплейс, зная, что никаких препятствий и вопросов у него потом не возникнет.

Электронную торговлю в Татарстане начнут развивать по программе

- Для многих предпринимателей интернет-торговля - дело действительно новое, поэтому квалифицированное обучение, подсказки, консультации будут весьма полезны, - заметил заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох.

Увеличение числа татарстанских продавцов на маркетплейсах закономерно и соответствует общей тенденции резкого и быстрого роста e-commerce, считает председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев. Россия по итогам 2020 года вошла в топ-10 стран с самым быстром ростом электронной торговли - 58% за год. 

- Поэтому, конечно, нельзя сказать, что существенный рост количества продавцов из Татарстана на маркетплейсах вызван действующей программой поддержки — это все-таки общемировой тренд, - заметил политик. - Однако, безусловно, программа существенно упростила малому бизнесу вход в маркетплейсы. Обучение и бесплатные консультации — оптимальная помощь бизнесу для стимулирования размещения в интернет-магазинах.

Но при широких коронавирусных ограничениях, применяемых по отношению к малому и среднему бизнесу, информационной поддержки недостаточно, уверен Михеев. Нужны доступные кредиты и займы, налоговые каникулы. Например, следовало бы поддержать те же торговые центры, пострадавшие от правительственных мер борьбы с эпидемией. Как бы хорошо ни развивалась интернет-торговля, торговые центры все равно останутся востребованными, пусть и в несколько измененном формате, с большим уклоном на еду и развлечения.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Альбина
Сейчас кучу обучений есть,но все в основном любят только Вайлдберриз,хотя как по мне цены там очень сильно завышают
0
0
Ответить

Артём
Я пытался связаться с озон,тоже хотел продавать свой товар там,но так и не разобрался как,что и где. Может кто-то знает где обучение пройти?
0
1
Ответить

KazanFirst
@Артём Вы можете обратиться в Маркетплейс.Легко и узнать, когда у них планируется ближайший марафон. Героиня материала Надежда Хегай как раз вышла на Ozon после этого марафона. Также они обучают работе с разными маркетплейсами (вне марафона), вы можете обсудить это с менеджером и выбрать, с каким начать работать.
0
0
Ответить

Кристина
Не думаю что фермерам выгодно работать на маркетплейсах,тем более что сроки доставки всегда разные везде
0
0
Ответить

Павел
Стал замечать, что в Татарстане активно развивают интернет-торговлю, новые распорядительные центры и склады появляются, молодцы, что еще сказать. Слышал, что планируют еще построить склад сбермегамаркета, но может слухи.
0
0
Ответить

Читатель
@Павел Скоро еще трассу М12 запустят, так вообще работу ускорит в этом направлении в прямом и переносном смысле слова))
0
0
Ответить

Никита
Это весьма удобно, тем более это все быстро развивается. Не знаю конечно как в деревнях и тд.
0
0
Ответить

Катя
Сколько нужно денег чтобы начать заниматься этим?
0
0
Ответить

Надежда
Я довольна тем что продукты привозят свежие. Слышала их везут прямо со склада
0
0
Ответить

Наталья
Интересно что будет дальше, как это все будет развиваться
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite