За четыре года чистый убыток торговой компании достиг 521,1 млн рублей. Эксперты считают, что старейшая региональная сеть не выдержала конкуренции с федеральными игроками. 

«Эдельвейс» завял: убытки казанского ритейлера превысили полмиллиарда рублей

За четыре года чистый убыток торговой компании достиг 521,1 млн рублей. Эксперты считают, что старейшая региональная сеть не выдержала конкуренции с федеральными игроками. 

По данным «Сбис», в 2017 году чистый убыток ритейлера составил 71,5 млн рублей, в 2018 он вырос до 172 млн, в 2019 году незначительно сократился до 142 млн рублей, в 2020 году «Эдельвейс» снова завершил год с убытком в 134 млн рублей. В 2021 году руководство сети приняло решение закрыть часть нерентабельных магазинов. Однако официально комментировать его в компании не стали.

История «Эдельвейса», основанного Айратом и Илшатом Хайруллиными, началась в 1994 году. Сегодня сеть насчитывает 57 супермаркетов в Казани. С июля 2020 года ритейлером руководит сын Айрата Хайруллина - Амир. В 2020 году доходы сети выросли на 12%, до 3,78 млрд рублей, расходы так же увеличились на 10%, до 3,92 млрд рублей. Последний раз торговая сеть завершила год с прибылью в 2016 году. Тогда она составила 17,8 млн рублей.

Первый заместитель председателя правления - директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев отмечает, что у всех компаний есть определенный жизненный цикл и увядание «Эдельвейса» - естественный процесс. Рынок меняется и диктует свои условия. Небольшим сеткам труднее конкурировать - они менее гибкие, им сложно менять форматы.

Определенная монополизация в сфере продуктовых магазинов присутствует, и происходит такое не только в Татарстане, соглашается он. В Казани работают крупные игроки, но в то же время открываются новые бюджетные сети, например, магазины «Светофор» и «Находка». 

- В тех же «Светофорах» и «Находках» просто расставляют коробки - они минимизируют свои затраты до последнего рубля. Да и упавшая покупательная способность очень сильно влияет, - замечает Николаев. - Если кто-то раньше мог пойти в соседний дом, какой бы там магазин ни был, то сейчас люди считают каждую копеечку и могут пройти лишний километр, чтобы купить продукцию подешевле. 

Серебряный цветок горных скал завял: в Казани закрываются магазины «Эдельвейс»

За судьбу сотрудников, работавших в закрывшихся «Эдельвейсах», Николаев не беспокоится - рынок труда испытывает кадровый голод, поэтому многие работники смогут найти себе место в открывающихся точках.

- Развитие ритейла в Татарстане началось с железных коробок, в которых продавали сигареты и алкоголь, а затем уже появились магазинчики у дома, которые стали основой малого бизнеса. На остановках также ставили торговые точки, но в рамках благоустройства города все они были снесены, - вспоминает руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов.

Сейчас, по его словам, складывается такая ситуация, что региональные сети не могут конкурировать с федеральными, потому что последние развиваются быстрее в технологическом смысле и оказываются лучше в масштабировании. 

По мнению экономиста, если региональную сеть не купят федералы, то помещения будут сдавать в аренду. Экономические показатели компании демонстрируют, что конкуренцию она составлять больше не может. 

Серебряный цветок горных скал завял: в Казани закрываются магазины «Эдельвейс»

Ведущий специалист по коммерческой недвижимости АН «ФЛЭТ» Солмаз Расулова  рассказала, что в свое время модель работы «Эдельвейса» претерпела изменения: ритейлер стал арендовать площади для некоторых магазинов вместо покупки помещений, что до недавних пор позволяло держать их экономику на приемлемом уровне.

- Я считаю, владельцы сети оставят часть магазинов в своей собственности, чтобы реализовать все объемы своей продукции. Остальные помещения могут быть либо арендованы «Магнитом», «Пятерочкой» или набирающими популярность продуктовыми дискаунтерами, либо проданы, если владелец сочтет дальнейшее развитие этих точек экономически невыгодным, - считает эксперт. 

- Розничный бизнес, как и любой другой, требует постоянного внимания и умения быстро реагировать на запросы потребителя, - говорит председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» депутат Госсовета РТ Альмир Михеев. 

У «Эдельвейса», по его мнению, с этим не сложилось. Покупателю ведь абсолютно безразлично, кто владеет магазином, - местные или федералы, важны качество, ассортимент, цены и комфорт. 

- Лично для меня сеть «Эдельвейс» закрылась много лет назад. Я в шутку называл их «магазином протухтов». А ведь когда-то их первый магазин на Бондаренко формировал новую потребительскую культуру и был эталоном, - резюмировал политик. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Артем
Не о чем магазин был, вот и закрылся. Другие же как-то справились с работой в пандемию, ввели доставку и прочее. Короче давно пора было им закрываться.
0
1
Ответить

Ирина
Вот оно что, а я и думаю, почему у нас эдельвейс в магнит переделали. Ну я только рада, ассортимент продуктов в магните мне больше нравится и цены у них дешевле на мой взгляд.
0
1
Ответить

1
Михеев абсолютно прав, для многих он уже давно закрылся. Нужно было им менять концепцию, а они решили продолжать работу как раньше, вот и итог.
6
0
Ответить

Айгуль
В светофоре еще не был ни разу, но смотрю народ там гребет, видимо реально дешевле, чем в супермаркетах других.
0
0
Ответить

имя
Огромные убытки конечно, не пойму зачем они так тянули? Надо было еще в 2017 году закрываться, когда первый год без прибыли остались.
0
0
Ответить

покупатель
@имя думали что смогут вывезти но нет. потом еще пандемия началась и окончательно скатился магазин
0
0
Ответить

Евгения
Просрочку продавали по цене значительно выше конкурентов. Откровенно и не стесняясь. Магнит, пятерка, Верный держат же как-то цены, скидки делают, свежесть продуктов в относительном порядке, что мешало это делать эдельвейсу? Бахетле пока ещё по инерции едет, за счёт мнимого бренда, много приезжих гордо заявляют пещенье в бэхетле куплено, местные же туда если ходят, то за некоторым видом товаров, а так, и там много просрочки в тридорога. Давайте просто к людям не как к свиньям относиться и бизнес попрет.
4
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite